"Безопасность детей на водных объектах в осенне-зимний период"
проект (старшая группа)

Ротанова Надежда Николаевна

Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач педагогов и родителей.  При этом важно не просто оградить дошкольника от опасностей, а научить его и  подготовить к возможной встрече с ними.  

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей и    представления  о стихийных  явлениях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

         Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения  дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Золушка»

МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида

Безопасность детей на водных объектах

в осеннее - зимний период

2023

Вид проекта: Исследовательско – творческий                         Продолжительность: Краткосрочный  

Участники проекта: Воспитатели, дети  старшего дошкольного возраста, родители.

Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы безопасности детей на водных объектах в осеннее - зимний период.

Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач педагогов и родителей.  При этом важно не просто оградить дошкольника от опасностей, а научить его и  подготовить к возможной встрече с ними.  

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей и    представления  о стихийных  явлениях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

          Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения  дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

      Реализация проекта «Первый тоненький ледок – чем опасен он, дружок?» осуществляется в процессе организации совместной деятельности  воспитателя,  детей  и родителей.  Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы: 

  • безопасность детей на водных объектах в осеннее - зимний период.
  • вовлечение  детей в активное освоение окружающего мира.
  • развитие творческих способностей и любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Цель:  профилактика случаев травм и гибели детей на водоемах в  осенне-зимний период, повышение знаний воспитанников  по вопросам безопасного поведения на льду  в осенне-зимний период.

Задачи: 

  • Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на прогулке.
  • Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
  • Дать представление о разнообразии состояний воды в природе (снег, иней, изморозь,  град, дождь, туман, лед).
  • Развивать познавательную  активность, мышление, память и любознательность.
  • Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • картотека дидактических и подвижных игр;
  • конспекты занятий, бесед;
  • настольно-печатные игры, раскраски;
  • иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
  • подборка стихов,  загадок и поговорок.

Ожидаемые результаты:

  • Работа в проекте позволит  донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности, способствовать  закреплению детьми элементарных  знаний о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице.
  • Участие в проекте родителей повысит  значимость проводимой работы, актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Реализация  проекта.

  1. Подготовительный этап проекта:
  • определение  проблемы, постановка цели и задач;
  • предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
  • составление перспективного  плана  работы по проекту;
  • подбор  и изучение методической познавательной    и художественной литературы по теме проекта.
  • подбор наглядного иллюстрированного материала
  • подбор дидактических, подвижных игр;
  •  подбор  загадок,  стихов, поговорок по теме.

      Пополнение  развивающей  среды группы:

  • выставка методической и художественной литературы по теме;
  • информация  для родителей в уголке  «Для вас, родители»;
  • изготовление  памяток  «Правила поведения на воде».

  1. Основной этап в рамках ОБЖ:
  • беседы о зиме, о воде, о безопасности на водных объектах в осенне-зимний период;
  • чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Безопасность на водных объектах».
  • наблюдения за природными явлениями осенью и зимой.
  • рассматривание иллюстраций.
  •  заучивание стихотворений. 
  • опыты с водой, снегом, льдом.
  • просмотр презентаций, мультфильмов «Безопасность на льду»
  • различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, подвижные и игры-драматизации.
  • разбор  проблемных ситуаций.

  1. Заключительный этап
  • Презентация  проекта.

Перспективный   план  совместной деятельности  воспитателя  и  детей

 Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность воспитателя и детей

Игровая  

 «Художественно- эстетическое развитие » «Познавательное развитие»,

 «Речевое развитие »

Дидактические игры:

  • «Опасности зимы»
  • «Кто поступает неправильно?»
  • «Как избежать неприятностей?»
  • «Основы безопасности на прогулке»
  • «Чем опасно? Расскажи правило! »
  • «Можно-нельзя!»
  •  «Азбука здоровья»
  •  «На прогулке»

 Игровые упражнения:

  • «Правила поведения на воде»
  • «Окажи первую помощь». 
  • «Собери пазл». 
  • «Научились сами, научите других». 
  • «Дорисуй снежинку».

Двигательная

«Физическое развитие»,

Комплекс утренней гимнастики:

  • «На дворе у нас мороз».

Физкультминутка:

  • «С неба падают снежинки».
  • «Солнце землю греет слабо».
  • «На дворе у нас мороз».
  • «Ну, а снег летит, летит ».

«Пальчиковая гимнастика:

  • «Вяжет бабушка Лисица».
  • «Снежок»
  • «Сосулька»

Подвижные игры:

  • «Где мы были»
  •  «Снежная баба»
  •  «Снежки и ветер»
  •  «Берегись, заморожу»
  •  «Зима пришла! »
  • «Берегись, заморожу!
  • «Зайка беленький сидит».

 Двигательные  упражнения:

  • «Кто дальше прокатится» 
  • «Забей шайбу»
  •  «Передача шайбы друг другу» 
  •  «На ледяных дорожках».
  • «По снежному мостику».

Познавательно - исследовательская

«Познавательное развитие »

Наблюдения за природными явлениями:

  • облака 
  • снег 
  • метель 
  • гололедица
  • морозы 
  • сосулька 
  • как образуется лед на реках? 

Целевые прогулки:                                                               «Зима на участке детского сада»

Исследовательская работа.

Опыт 1.  «Вода - это жидкость».

Опыт 2. «Вода бесцветная».  

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».  

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус».

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

Опыт 6 . «Вода может замерзать»

Опыт 7 . «Снег тает и превращается в воду»

Опыт 8  «Какой формы вода?»  

Трудовая

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие »

« Социально – коммуникативное развитие»

  • Утепление снегом корней деревьев.
  • Уборка участка детского сада, сбор снега в кучу для постройки горки.
  • Постройка фигур из снега на участке.
  • Постройки из снега на участке.
  • Украшение деревьев разноцветными сосульками.

Коммуникативная

«Познавательное развитие »

Занятие  «Осторожно! Лед»

Беседы на темы:

  • «Правила поведения на горке»;
  • «Не ходи по льду водоемов»;
  • «Обходи стороной скользкие места»;
  • «Нельзя на морозе лизать металл»;
  • «Осторожно сосульки»;
  • «Не ешь снег и сосульки»;
  • «Зимой одевайся теплее»;
  • «Правила поведения на прогулке  детском саду»;
  •  Сюжетно-ролевая игра «Мы- спасатели»

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

 Просмотр мультфильмов «Безопасность на льду» (Смешарики)

Просмотр презентаций «Зимняя река»; демонстрация видеофильма о деятельности водолазов-спасателей.

Моделирование и решение ситуаций: «Что было бы, если…» «Не зная броду – не суйся в воду!»

Чтение (восприятие художественно й литературы)

«Речевое развитие »

«Познавательное развитие »

Чтение произведений:

  • М. Перина «Живая вода»,
  • Е. Благинина «Снег»,
  • И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед»,
  • Т. Новицкая «Белый снег пушистый»,
  • А. Дэви «Зима»,«Снежинка»,
  •  А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»
  • Н.Павловской «На земле снежок лежит»,
  • В.Орлова «Все злее, злее, злее»,
  • Г.Косовой «Опасно кататься на замерзших лужах»,
  •  П.Золотова «Ворона»,
  • И. Сурикова «Детство» .
  •  Н.Носова «На горке»;
  • К.Ушинского «Умей обождать».
  • : Б.Жидков «Помощь идет!», В.Шефнер «Льдина»,
  • С.Михалков «Дядя Степа - милиционер»

Отгадывание загадок.

Викторины: - «Что мы знаем о воде?» - «У воды играем – правила не забываем!»

Продуктивная

«Художественно- эстетическое развитие »

Рисование  на тему:   «Зимний лес»  

 Лепка на тему: «Опасные сосульки»;

Раскрашивание  раскрасок на тему «Безопасность зимой»;

Музыкальная

«Художественно- эстетическое развитие »

Прослушивание произведений « Вальс снежинок»

 

Перспективный   план  совместной деятельности  воспитателей   и  родителей

Формы взаимодействия

Содержание

Ответственные

Консультации:

«Оказание первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде»

«Правила безопасного поведения на водных объектах»

«Зимние забавы и безопасность»;

 «Как безопасно кататься на санках»;

Воспитатели возрастных групп

Оформление стендов и стенгазет в группах на тему

«Правила безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период»

Воспитатели всех возрастных групп

Папка - передвижка

«Чтобы избежать опасности»,

«Лед - источник повышенной опасности»

Воспитатели всех возрастных групп

Тематическое родительское собрание 

«Безопасность ребенка на прогулке в зимнее время года».

Воспитатели всех возрастных групп

 Продуктивная деятельность

«Создание альбома рисунков совместной деятельности ребенка и родителей  «Что я знаю о воде».

Воспитатели старших возрастных групп

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС.

3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

6 .Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2014.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2014, №7 2015

8.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013

9.  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 

10. К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников»,

11. Попова Т.И. «Мир вокруг нас».

12. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.

13. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2010. – 240 с.

14. Формирование культуры безопасного поведения у детей 5-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Усиление контроля родителей за нахождением и поведением детей на водных объектах в осенне- зимний период"

Конспект родительского собрания по правилам поведения на водоеме в осенне-зимний период....

Усиление контроля родителей за нахождением и поведением детей на водных объектах в осенне- зимний период

Усиление контроля родителей за нахождением и поведением детей на водных объектах в осенне- зимний период...

Памятка для родителей по безопасности на водных объектах в осенне-зимний период

Ежегодно на водоемах России тонут более 10 000 человек. И не только в летнюю жару, но и зимой или ранней весной, проваливаясь под лед. Можно пойти на зимнюю рыбалку, сократить путь, перейдя водо...

Рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимний период.

Памятка родителям1. Не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на коньках) без присмотра.2.Расскажите ребенку о том, что особенно опасным является лед, который покрыт толстым слоем снега...

Консультация для родителей "Правила безопасного поведения на водных объектах в осенне-зимний период"

Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей. Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления ...

Инструктаж в средней группе на тему: «Правила безопасного поведения на водных объектах в осенне- зимний период»

беседа с детьми по правилам безопасного поведения на водных объектах в холодное время года, с целью формирования бережного отношения к  своему здоровью и к собственной безопасности...