Коплекс игр и упражнений на каждый день с использованием массажного мячика Су-Джок
методическая разработка (старшая группа)

Анна Николаевна Щупова

Развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx643.38 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Коплекс игр и упражнений на каждый день

 с использованием массажного мячика

 Су-Джок

                                                               Составитель:

                                                               Воспитатель МА ДОУ №4  Щупова А.Н.

Краснотурьинск  2022 г

Достоинствами Су-Джок являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)

Массаж специальным шариком:

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.

 

Задачи:

  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
  • Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
  • Использовать чувства познания: зрение, слух, осязание при закреплении в игре основных приемов работы с колючим шариком - массажором (Су-джок-терапия):

- вращение шарика между ладонями;

- прокатывание шарика в ладонях вперед и назад;

- сжимание шарика в кулачок и разжимание.

  • Развивать мелкую моторику и координацию движения обеих рук. Стимуляция осязательной активности.
  • Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
  • способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, лопатка и пр.);
  • развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • .

Точки здоровья

Су-Джок это метод точечного воздействия на кисть и стопу

Комплекс упражнений с использованием мячика Су-джок.

Упражнение 1

Катать мячик между ладонями, сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Упражнение 2

На счет «раз» сжать мячик правой рукой; на счет «два» -разжать ладонь; на счет «три»- сжать мячик левой рукой; на счет «четыре»- разжать ладонь; на счет «пять»-сжать мячик двумя руками.

Упражнение 3

Катать мячик левой рукой по ладони вперед-назад, сначала медленно, затем быстро. Аналогично выполнять правой рукой.

Упражнение 4

Левую ладонь раскрыть и повернуть в сторону. По пять раз ударять мячиком по пальцам, начиная с большого, затем столько же раз по центру ладони. То же самое выполнять правой рукой.

Упражнение 5

Мячик поочередно прокатить по пальцам левой руки под счет до пяти, начиная с большого. Дойдя до мизинца, вернуться к большому пальцу. То же самое выполнить с пальцами правой руки.

Упражнение 6

Осуществлять круговые движения мячиком по левой ладони под счет до пяти сначала по часовой стрелке, затем против нее. Аналогичную работу проводить с правой рукой.

Упражнение 7

Кисть руки положить на стол тыльной стороной. Пальцы расставить в разные стороны. Мячик катать вперед-назад по каждому пальцу, начиная с большого. Дойдя до мизинца, аналогичными движениями вернуться к большому. Работает сначала левая ладонь, затем правая.

Упражнение 8

Мячик положить на стол и удерживать правой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилием нажимать на мячик. Упражнение повторить с пальцами правой руки.

Упражнение 9

Массажный мячик катать по столу вперед-назад под счет до пяти, затем пять раз ритмично нажимать ладонью на мячик.

Упражнение 10

Удерживая мячик в правой руке, на счет до пяти выполнять вращательные движения кистью руки сначала против часовой стрелки, затем по ней.

Упражнение 11

Массажный мячик положить на стол. Всеми пальцами правой руки ухватить его, поднять над столом, затем опустить на стол и разжать пальцы.

Упражнение повторить левой рукой, затем одновременно обеими руками.

Упражнение 12

Мячик удерживать в левой руке, раскрыв пальцы, правой руки. Передать на весу мячик в правую руку и раскрыть пальцы левой руки. Упражнение повторить под счет до десяти сначала в горизонтальном , затем в вертикальном положении.

Упражнение 13

Поглаживающими движениями двигать мячик от центра ладони к пальцам, затем затем от пальцев к центру ладони: сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение 14

Удерживать на весу левую ладонь с собранными вместе пальцами. Проводить мячиком вперед- назад по тыльной стороне левой руки, потом правой руки.

Упражнение 15

Мячик удерживать в левой руке между большим и указательным пальцами. Под счет до пяти сжимать его между пальцами. В ходе упражнения мячик удерживать и сжимать поочередно всеми пальцами руки.

Упражнение 16

Мячик положить на стол между двумя руками. Правой рукой поднять его над столом, опустить, положить правую руку рядом с мячиком. То же самое

выполнить левой рукой. Упражнение выполнять сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе.

Упражнение 17

Мяч находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делать круговые движения, катая мяч по ладоням.

Упражнение 18

Мяч находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делать массажные движения: растирать ладони мячом, катая его вперед- назад.

Упражнение 19

Зажать мяч между ладонями, пальцы сцеплены «в замок», локти направлены в стороны. Надавливать ладонями на мяч (4-6 раз).

Упражнение 20

Перекладывать мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнение 21

Держа мяч подушечками пальцев, делать вращательные движения вперед (будто закручиваем крышку), потом движения назад (будто раскручиваем крышку).

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков.

Упражнение 1. «Звук [k]»

Свернулся ежик клубком – дети катают мячик по ладони, руке, столу.

Покатился кувырком. По ямкам и кочкам.

По тропкам и мосточкам. Мимо елок и кленов.

Мимо кедров зеленых. По мягкой травке.

По жесткому песку. Глубокого оврага Крутому бережку. Вокруг горок и бугорков. Вдоль речек и ручейков. Мимо белки с шишкой.

Мимо косолапого мишки. Мимо кукушки.

И остановился на опушке.- останавливают мячик посередине стола или ладони.

Упражнение 2. «Звук [c]»

Ежик утром проснулся,        Дети медленно, затем быстро катают

Солнышку улыбнулся.        мячик по ладоням.

Чистой росой умылся, Вкусной сушкой подкрепился. Ес-ес-ес, ес-ес-ес,

Отправился гулять в лес.        Подбрасывают мячик.

В лесу с лисой повстречался, Лису сильно испугался.

Са-са-са, са-са-са, Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком, Покатился с бугра кувырком. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Покатился скорей от лисы.

Катился, катился,

И под кустом притаился. Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.        Прячут мяч за спину.

Упражнение 3. «Звук [з]»

Ежик в деревню забрел,        Дети перекатывают мячик из ладони в ладонь.

Увидел зеленый забор.

За забором пес Трезорка, Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки,

Занимались зарядкой.

Упражнение 4. «Звук [ж]»

Идет ежик по дорожке, К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

К своему дружку ужу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин, Жабу, ежика, стрижа,

Жи-жи-жи, жи-жи-жи,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

Ежик весело бежит. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Пирожок несет ужу.        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

Пирожок с черникой, И свежей ежевикой.

Упражнение 5. «Звук [ш]»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

Шел ежик не спеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

К мышатам-малышам. К мышонку Паше,

К мышонку Маше. Их мама- мышка, Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

Вышли пышки хороши. Шел ежик, шел, Носиком повел –

Унюхал мышкины пышки, Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош,        Дети стучат мячиком по столу или по ладони.

Очень запах был хорош.

Упражнение 6. «Звук [ч]»

Еж к черепахе на чай собрался,        Дети катают мячик горизонтально, Четыре часа до нее добирался.                вертикально, от большого пальца к В гостях ел калачи, чай пил,                мизинцу и обратно.

Так и вечер наступил.

Еж с черепахой простился, К ручейку спустился.

Увидел лодочку у ручья,

И спросил ее: ты чья?        Зажимают мячик в ладони, затем

Ответила лодочка хохоча:        разжимают ладонь.

Я ничья! Совсем ничья! Плыву куда хочу,

Хочешь, тебя прокачу?        Катают мячик одним пальцем по левой

Прокачу по ручью,        ладони, затем по правой.

Быстро домой домчу. Еж на лодочку вскочил, И домой поплыл.

Добрался за полчаса, Что за чудеса?!

Упражнение 7. «Звук [л]»

Ежик шел, шел, шел,        Дети стучат мячиком по одной, потом по

Ежик шел, шел, шел.        другой ладони.

И до елочки дошел.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол,        Зажимают мячик то в правой, то в левой руке.

И до елочки дошел. Что за чудо-елка – Колкая иголка.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Как ты елочка, мила.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол,        Зажимают мячик то в правой, то в левой руке.

Ежик елку обошел.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол,        Зажимают мячик то в правой, то в левой руке.

Снова елку обошел. Ил-ил-ил, ил-ил-ил, Долго ежик так ходил. Ул-ул-ул, ул-ул-ул,

И под елочкой заснул.

Упражнение 9. «Звук [p]»

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,        Дети на каждый слог зажимают мячик пальцами.

Проснулся ежик поутру. Выбрался из норки, Пробежался вокруг горки.

Попрыгал, покружился,        Делают круговые движения мячом по ладони.

В ручейке умылся. Позавтракал черникой, И красною брусникой. Побежал к другу бобру,

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,        Дети на каждый слог зажимают мячик пальцами.

На пути стоит гора. Ежик на гору забрался,

С горы скатиться собрался. Свернулся в клубок,

По кочкам прыг да скок.

Прикатился к запруде бобра,        Катают мячик по руке вверх и вниз.

Ура! Ура! Ура!.

Игры с массажным мячиком Су-Джок

  1. «Ежик»

Игра выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик, хитрый еж,        Дети катают мячик между ладонями.

На клубочек ты похож.

На спине иголки,        Массируют большой палец. Очень- очень колкие.        Массируют указательный палец. Хоть и ростом ежик мал, Массируют средний палец.

Нам колючки показал.        Массируют безымянный палец.

А колючки тоже        Массируют мизинец.

На ежа похожи.        Дети катают мячик между ладонями.

  1. «Веселый шарик»

Этот шарик непростой,        Дети любуются мячиком на левой ладошке,

Он колючий, вот какой!.        закрывают его правой рукой.

Будем с шариком играть,        Катают мячик между ладонями горизонтально.

Своим ручкам помогать.        Катают мячик между ладонями вертикально.

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.        Катают мячик между ладонями вертикально,

Катаем, катаем, катаем,        нажимая до покалывания.

Сильней на шарик нажимаем. Катают мячик в центре ладошки по кругу.

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

В ручку правую возьмем,        Берут мячик в правую руку, сжимают его

В кулачок его сожмем.        в кулаке.

Раз сжимаем, два сжимаем- Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмем,        Берут мячик в левую руку, сжимают его

В кулачок его сожмем.        в кулаке.

Раз сжимаем, два сжимаем- Шарик мы не выпускаем.

Мы положим шар на стол,        Кладут мячик на стол или на колени, смотрят,

И посмотрим на ладошки,        есть ли ямочки от мячика.

Есть у нас на них горошки?

  1. «Наши ручки»

Это – ручка правая.        Дети сжимают мячик в правой руке.

Это – ручка левая.        Дети сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю,        Дети кладут мячик на правую ладонь и каждым

И зарядку делаю.        пальцем левой руки поочередно нажимают на

бугорки мячика, затем меняют руки.

Будет сильной правая.        Дети сжимают мячик в правой руке.

Будет сильной левая.        Дети сжимают мячик в левой руке.

Будут ручки у меня ловкие, умелые. Катают мячик в руках, делая движения

вперед-назад, вправо-влево.

  1. «Урок»

Нажимаем на звонок,                Дети кладут мячик на правую ладонь. Начинается урок:        Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают Дзинь! (5 раз)                        на бугорки мячика, затем меняют руки.

Вот разгладим мы ладошки, Катают мячик в руках, делая движения

Поработаем немножко.        вперед-назад, вправо-влево.

И по кругу поведем,        Катают мячик по правой и левой ладоням

Каждый пальчик разомнем.        круговыми движениями.

А теперь бежит дорога,        Мячик держат в левой руке и скатывают его По ухабам между пней.        с правого плеча в ладонь правой руки, затем Поиграем мы немножко-                меняют руки.

Станут пальчики сильней.

Снова гладим мы ладошки,        Катают мячик в руках, делая движения

Поработаем немножко.        вперед-назад, вправо-влево.

И по кругу поведем,        Катают мячик по правой и левой ладоням

Каждый пальчик разомнем.        круговыми движениями.

Вот опять звенит звонок,        Дети кладут мячик на правую ладонь.

И кончается урок:        Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают        на бугорки мячика, затем меняют руки. Дзинь! (5 раз.)

  1. «Поиграем с мячиком»

Мяч я по столу катаю,        Дети произвольно катают мяч по столу.

И из рук не выпускаю.

Взад- вперед его качу,        Катают его взад и вперед. Вправо- влево – как хочу.        Катают его вправо и влево. Танцевать умеет танец,

На руке мой каждый палец.

Мячик пальцем посжимаю,        Сжимают мячик в кулаке.

Вдоль по пальцам мяч гоняю. Катают мячик по пальцам.

  1. «Ежик»

Ежика в руках верчу,        Дети пальцами крутят мячик.

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках- Прячут мячик в ладошках.

Не достанет его кошка.        Прижимают ладони к себе,

Ежик, ежик- чудачок.        Катают мячик в ладонях вперед- назад.

Сшил колючий пиджачок,

Встал с утра и в лес- гулять, Поднимают руки вверх.

Чтоб друзей всех повидать.        Перебирают мячик пальцами, опуская

медленно руки вниз.

Ежик топал по тропинке,        Стучат мячиком по столу.

И грибочек нес на спинке.        Заводят руки с мячиком за голову,

катают его по шее.

Ежик топал не спеша,        Катают мячик вперед- назад по одному колену.

Тихо листьями шурша.        Катают мячик по другому колену.

А навстречу скачет зайка-

Длинноухий Попрыгайка,        Подбрасывают и ловят мячик.

В огороде чьем – то ловко,

Раздобыл косой морковку.        Заводят руки за спину и прячут мяч

7. « Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина-молодец!

Показывает большой палец.

8. « Фрукты».

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит .

« Ну – ка, скушай !» Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

9.  « Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг . « Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики , волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !

Большой палец левой руки оставляют,

                                                                 

10.Осень

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – Поздняя осень стоит на дворе.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

11. « Дикие звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.


12. « Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки . бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно нажимают  на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

13.  Домашние животные».

Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья . поросятами !

Довольна коза своими козлятами, Поочередно стучат по ладошке, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами !

Дети катают Су – Джок между ладонями.


14.Тема « Перелетные птицы».

Тили – тели, тиле – тели, С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

15. « Подводный мир».

Посмотри скорей вокруг ! Что ты видишь, милый друг .

Дети катают Су – Джок между ладонями. Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой


16.Пальчиковая игра «Черепаха»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит

«щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

17.«Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём. И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и

левой руке.)

20. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)


18. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился. Буду шарик поднимать. Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)

21. «Шарик»

Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)

22. «Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат Им пинцет очень нужен. Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай.

(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным

- мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)


23. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и

указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и

мизинцем.)

24. «Кручу — верчу».

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки

держать шарик, а большим и указательным

правой крутить, пальцы чередовать: большой -

средний, безымянный - большой и т.д.)


25. «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно

всеми пальцами: большим и указательным,

указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Логопедические упражнения на каждый день"

Консультация для родителей детей-логопатов....

Речевые упражнения на каждый день (рекомендации родителям)

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Самым естественным источником красоты является природа. Наблюдая за красотой природы, у ребенка появляется естест...

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Овощи"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Фрукты. Ягоды"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи

Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, практические задания....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Грибы"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Ягоды"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....