Проект "Осень"
проект (старшая группа)

дмитриченко татьяна александровна

Прект поможет расширить представлений детей об осени как времени года, развивить умение самостоятельно находить первые признаки осени, поможет детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомит с осенними праздниками, создаст условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень»

#1058;ип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный

#1055;о продолжительности: согласно календарному плану воспитательной работы,

#1059;частники проекта: Воспитатели, дети старшей группы «Любознайки», родители.

#1062;ель: расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

5. Задачи:

- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной);

- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;

- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

#1040;ктуальность проекта: данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

7. Ожидаемые результаты:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме;

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;

- Развитие продуктивной деятельности детей;

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);

- Развитие детского творчества;

- Чтение наизусть стихотворений об осени;

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

#1069;тапы работы:

#1055;одготовительный

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе);

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями;

- Подбор материалов для художественного творчества. (Акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…).

#1054;сновной

Образовательные области

Формы работы с детьми

Сроки

Познавательное

развитие (ФЦКМ)

Беседа о осени. (приложение1)

Признаки осени (Н.Е.Краузе стр.6/)

ФЭМП (Н.В.Нищева стр.199)

Речевое развитие

Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Поймай звук

Развитие лексико-грамматических процессов

1 Игра «Один — много». 2 Игра «Скажи наоборот».

З. Игра «Подбери признак».

(О,С,ГОмзяк « Говори правильно»№3 стр.83

Социально-

коммуникативное

развитие

Д/и «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию». (картотека)

Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование «Осеннее дерево».

(приложение2)

Лепка - " Гроздь рябины»",

Чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила...»

М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно». (книги)

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

(Приложение3)

Музыкальное

развитие

П.И. Чайковского «Времена года» — «Осень». Прослушивание.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

Физкултминутка «Рябинка» (картотека)

9. Взаимодействие с родителями: Папка – передвижка «Осень - чудная пора». Консультация «Как провести с ребёнком осенний день» (приложение 4).

10. Заключительный этап. Итоговое мероприятие праздник «Веселые овощи».

11. Анализ работы. Считаю что поставленные в проекте задачи выполнены.

Приложение1

Беседа о осени.

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

- Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

- Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

Как называется первый месяц осени?

- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

Почему они такими становятся?

Давайте поиграем в игру: “ Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

- А что в сентябре может нас огорчить?

- Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

- Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)

Приложение 2

НОД по рисованию «Осеннее дерево»

Программное содержание: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса.

Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Оборудование: Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы.

Гуашь, салфетки, вода, кисти.

Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен).

Дидактическая игра «Художник по имени Осень».

Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года».

Предварительная работа:

Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк.

Рассматривание осенних иллюстраций.

Чтение стихов об осени.

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.

Лес разделся.

Неба просинь.

Это время года…осень.

Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение.…

Давайте передадим, друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу!

Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)

Дидактическая игра «Художник по имени Осень».

Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.

Динамическая пауза «Мы по лесу шли…».

Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла,

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся,

И под ноги к нам ложатся,

Ну а мы гулять пойдем,

И листочки соберем…

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….

… листик липовый нашли…

…от березы лист нашли…

…мы кленовый лист нашли!

Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».

Рассматривание панно.

Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…

Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?

Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.

Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» — «Осень».

Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?

Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)

Приложение 3

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель:

Ознакомление детей с творчеством И.И.Левитана

Задачи:

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

Познакомить детей с понятиями: «холодные, тёплые» тона.

Продолжать расширять словарный запас детей: «репродукция».

Продолжать развивать связную, образную речь детей: «точно терем»,

«расписной», «золотая осень».

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями искусства.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Экскурсия в соседний парк.

Сбор осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Материал:

Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;

Мультимедийная установка, ноутбук.

Аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.

Ход:

Воспитатель:

-Какое красивое наступило время года!

Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Дети:

-Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

Воспитатель: (обобщает ответы детей):

-Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ею (звучит фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

Воспитатель:

- Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Воспитатель:

-Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая её, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее выбраться на природу, чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт. И. Бунин:

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной."

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, какую осень изобразил художник?

Дети:

- Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель:

-Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Дети:

Приводят свои ответы.

Воспитатель:

- Да, художник назвал эту репродукцию «Золотая осень. А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Дети:

Приводят свои ответы

Воспитатель:

- Какие цвета он использовал?

Дети:

- Много желтых, оранжевых красок.

Воспитатель:

- Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

-Ответы детей.

Воспитатель:

-Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Дети:

-Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель:

- Что это за деревья?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Расскажите о берёзах. Какие они?

Дети:

-Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель:

-А еще дальше, на дальнем плане, группа березок.

Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

-Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель:

- А что можно сказать о траве на лугах?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Трава коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Воспитатель:

-Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

Воспитатель:

-А чего больше – теплых красок или холодных?

Дети:

-Теплых.

Воспитатель:

- Что вы можете сказать о небе на картине. Какое оно?

Ответы детей.

Воспитатель:

-А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник в своих картинах передать нам своё настроение, своё отношение к природе. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Воспитатель:

Давайте эту замечательную репродукцию картины вставим в рамочку и найдем ей место в нашей группе, чтобы любоваться ее красотой! (Помещаем в уголок природы)

Воспитатель:

-Я бы хотела узнать, какое настроение вызвала у вас эта картина? Что понравилось больше всего?

-Хотели ли бы вы ещё узнать о художниках, изображающих осень?

Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.

Приложение 4

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСЕНЬ — ЧУДНАЯ ПОРА»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вот и пришло самое очаровательное, романтичное и красивое время года – золотая осень.

Парки, сады наполнены разнообразными запахами, оттенками и настроением.

Солнышко греет, но не жгет.

Деревья теряют свою листву, кружится по ветру листопад…

Так хочется выйти с детьми на прогулку в парк!

Самое время одеться по – теплей, взять с собой корзинку для сбора природного материала.

Подойдите к ближайшей цветочной клумбе, ведь их так много в нашем прекрасном городе.

Предложите ребенку полюбоваться цветущими растениями, назвать оттенки лепестков, понюхать прекрасный запах.

Расскажите чаду, что цветы с клумбы просто так рвать не стоит, но для изготовления гербария можно сорвать понравившийся цветок.

Подымите вместе с ребенком голову вверх и понаблюдайте за небом, облаками и летающими птицами.

Здесь стоит акцентировать внимания дочери или сына на перелетных и зимующих птиц.

Назвать птиц, которых вы сейчас видите перед собой.

Попросите описать ребенка рядом находящуюся птичку: какого цвета крылья, какой клюв, какие лапки, как можно в холодное время года помогать птицам и пр.

Рассмотрите ее и потом дома предложите ее изобразить любым видом художественной техники (лепка, рисование, аппликация).

Можно использовать короткие стихи про птиц или загадки с потешками. Например:

Ходят по земле, летают,

Гнёзда строят, отдыхают,

Чистят пёрышки свои,

Ночью спят аж до зари.

Кто-то в зиму остаётся,

Кто-то в тёплые края,

Улетают, но вернутся,

Обещают нам всегда!

Подойдите к дереву, потрогайте его кору, рассмотрите листья с этого дерева, сравните их с другими деревьями и листиками. Найдите общие черты и различия. Соберите самые красивые в корзинку для изготовления поделки. Если это будет сосна или дуб либо каштан, то можно собрать желуди, шишки или каштаны!

Наша корзиночка постепенно наполняется природным материалом.

Объясните ребенку, зачем вы все это собираете и придумайте вместе идею для поделки.

Я уверена, что ваш сын или дочь обязательно предложат несколько идей для совместного творчества. Изготовление поделки доставит удовольствие всей семье, а ребенок будет еще долго вспоминать сбор гербария.

Осенняя пора богата множеством пословиц, поговорок о труде взрослых, о природных явлениях и народных приметах.

Расскажите ребенку, какие вы знаете приметы или поговорки. Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме.

Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой.

Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.

Пословицы и поговорки:

Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борются. Не забудьте объяснить малышу смысл поговорки.

Во время осенней прогулки не забудьте поиграть:

«С какого дерева листочек?».

Предложите ребенку несколько листочков рассмотреть и определить название дерева, с которого они упали.

Похвалите сына или дочь за правильный ответ.

«Узнай, чей след». Если внимательно присмотреться, то на песке или земле можно увидеть множество следов: собаки, кошки, вороны, воробья. Рассмотрите увиденные следы и предложите детям узнать, кто же это оставил после себя? Поощряйте добрыми словами ответы детские.

«Рисунок палочкой на земле (песке)». Найдите длинную острую палочку на земле и совместно с ребенком нарисуйте на песке или земле рисунок. Эта игра доставит массу приятных впечатлений и разнообразит прогулку.

«Выше - ниже». Сравните деревья по высоте, так же можно сравнить деревья с кустарниками.

После возвращения домой, рассмотрите с ребенком собранные дары осени, обменяйтесь настроением и эмоциями, обсудите понравившиеся моменты и обязательно выберите свободное время для поделки! Пусть эта осень принесет вышей семье здоровье, семейное благополучие и удачу!

Приложение 5

Лепка

«Гроздь рябины красной»

Цель:

• Формировать у детей интерес к окружающему миру.

• Расширить и уточнить знания детей о рябине.

• Научить изображать ее с помощью пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

• ознакомление с деревом рябиной в разное время года. С пользой, которую она приносит. Ее строением, плодами, листьями.

• Ознакомление с картинами известных художников, изображавших рябину.

• Закрепить у детей навык деления пластилина на равные части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к природе

• воспитывать любовь к красоте, создаваемой художниками и природой.

Развивающие:

• развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы,

• Развивать мелкую моторику рук

Предварительная работа:

• Наблюдение за рябиной на участке детского сада.

• Обращать внимание детей на листья и форму ягод.

• Ввести в словарь детей понятие «гроздь рябины».

• Повторение скороговорок о рябине

«Гроздья рябины на солнце горят,

рябит от рябины в глазах у ребят».

• Оформить гербарий в уголке природы.

Материалы:

• пластилин

• доска для лепки, нож для пластилина

• подставки из картона с нарисованными веточками

• салфетки для рук

• наглядные материалы (гроздь рябины, изображение кисти рябины, фотографии рябинового дерева в разные времена года)

• презентация «Рябина в картинах художников»

Ход занятия:

Осенью мы любуемся разнообразными красками природы. Все вокруг желтеет и краснеет, радуя наш глаз сочными осенними красками. И особенно хорошо в это время года одно дерево…

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, о чем она.

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

(Рябина)

Правильно, рябина!

Рябина – это очень красивое и удивительное дерево.

В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Известно около ста видов рябины. Основные среди них – рябина обыкновенная (царица осеннего леса) и черноплодная (королева осеннего сада).

Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, поэтому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми (у ягод рябины много оттенков) Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

Человек тоже с давних пор знает о полезных свойствах рябины. Из древесины он делает мебель и духовые музыкальные инструменты, из плодов – варенье, из цветов заваривает чай.

Физкультминутка.

Ягоды не сладость (ходьба на месте)

Зато глазу радость (повороты корпуса в право, влево)

И садам украшенье (встаем на носочки, вытягиваем руки вверх)

А друзьям угощенье (встаем на пяточки, руки в стороны)

У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное

А сейчас мы с вами, как настоящие художники, создадим картину из пластилина. Наша картина будет называться «Гроздь рябины красной». А вдохновлять нас будет наша веточка рябины.

Какой формы у нас ягоды? Правильно, круглые. Отщипываем кусочки красного пластилина и круговыми движениями катаем маленькие шарики. Это наши ягодки. Приклеивая к картону, сильно не нажимаем. Ягодки должны быть выпуклые.

Самостоятельная работа детей.

Теперь нам надо сделать листочки. Они могут быть зеленые, желтые, оранжевые. Отщипнем кусочек пластилина и скатаем короткую толстенькую колбаску. Это наш листочек. Приклеивая на картон, прилепим его посильнее, чтобы он сплющился. Листочки не выпуклые, а плоские. Обратите внимание, что один листочек находится напротив другого. И к концу черенка они уменьшаются. На конце по центру один листочек.

Самостоятельная работа детей.