«Реализация ФОП ДО: актуальность и перспективы»
методическая разработка

Кириловская Ирина Владимировна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа»

Родительское собрание

 «Реализация ФОП ДО: актуальность и перспективы»

Цель: ознакомить родителей (законных представителей) с введением ФОП ДО в учебный процесс.

Задачи: познакомить с возрастными особенностями детей 1,5 - 2 лет; с содержанием и задачами образовательных областей программы; планируемыми результатами реализации программы.

Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.

Дата проведения: 22 ноября 2023 года, 17.15.

Целевая аудитория: родители (законные представители), старший воспитатель, воспитатели.

Форма проведения: педагогический всеобуч

Режим проведения: очный        

Ответственные: Кириловская И.В., воспитатель группы раннего возраста №2.

Ход родительского собрания

1.  Организационная часть

Родители заходят, рассаживаются, заполняют явочный лист, настраиваются на совместную работу.

2. Основная часть Кириловская И.В.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании.

Далее родителям предлагается избрать председателя и секретаря собрания. Зачитывается повестка собрания.

Повестка собрания

1. Выступление по теме «Реализация ФОП ДО: актуальность и перспективы» старший воспитатель, Кириловская И.В, воспитатель

2.  Разное.

Уважаемые родители, с 01 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

«Новая программа ФОП ДО - что это…?» Ответ на этот вопрос в выступлении старшего воспитателя ДОО

 (выступление прилагается)

Выступление воспитателей группы

 Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Дети 1– 2 лет относятся к раннему возрасту.

Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Именно в первые два года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно - развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразна.

Режим и распорядок дня устанавливаются с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений. Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена.

Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребёнка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня в группе гибкий, и размещён на информационном стенде для родителей.

Описание образовательной деятельности обучающихся в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлены в пяти образовательных областях федеральной адаптированной программы.

ДЛЯ СЛАЙДА В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

- создавать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО;

- поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;

- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;

- создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.

/Для родителей/ Содержание образовательной деятельности

Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.

Педагог хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность ребёнка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.

Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.

Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребёнка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении.

Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).

ДЛЯ СЛАЙДА В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

-поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;

-формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;

-формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;

-развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;

-развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.

/Для родителей/ Содержание образовательной деятельности

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:

Педагог поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребёнка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами. Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах. Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;

Педагог развивает умение группировать однородные предметы по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой). Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме.

2) Окружающий мир:

педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях общественной жизни.

3) Природа:

педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.

ДЛЯ СЛАЙДА В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:

-развитие понимания речи: закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

-развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребёнку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия;

-привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

-реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

-рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

-развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы;

-развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

-развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

-развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

-поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

-формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

-побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребёнку песенок и стихов.

/Для родителей/ Содержание образовательной деятельности

1) От 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: педагог расширяет запас понимаемых слов ребёнка за счет имени ребёнка, предметов обихода, названий животных; активизирует в речи понимание слов, обозначающих предметы, действия («ложись спать», «покатай»), признаки предметов; закрепляет умение понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией;

развитие активной речи: педагог формирует у детей умения отвечать на простые вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.

2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: педагог закрепляет умение детей понимать слова, обозначающие предметы в поле зрения ребёнка (мебель, одежда), действия и признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов; находить предметы по слову педагога, выполнять несложные поручения, включающие 2 действия (найди и принеси);

развитие активной речи: педагог закрепляет умение детей называть окружающих его людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне её, отдельные действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои просьбы, желания; активизирует речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации;

в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность, дает развернутое речевое описание происходящего, того, что ребёнок пока может выразить лишь в однословном высказывании.

во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог закрепляет у детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия разными игрушками.

ДЛЯ СЛАЙДА В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:

-формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;

-создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;

2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

-развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание;

-обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;

-поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;

-развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;

-развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.

/Для родителей/ Содержание образовательной деятельности

1) от 1 года до 1 года 6 месяцев - педагог приобщает детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Педагог развивает у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - «фонарики»). В процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет - педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формирует у детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

Педагог продолжает развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии с её характером, выполнять движения самостоятельно. Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Педагог формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.

ДЛЯ СЛАЙДА Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:

-создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;

-создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;

-поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;

-привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;

-укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.

/Для родителей.  Содержание образовательной деятельности

В ходе физического воспитания педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития координации при выполнении упражнений; побуждает к самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создает эмоционально-положительный настрой, способствует формированию первых культурно-гигиенических навыков.

В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.

Основные движения:

бросание и катание: бросание мяча;

ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров;

ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;

упражнения в равновесии: ходьба по дорожке, по ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик со страховкой.

Общеразвивающие упражнения:

1) упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;

поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.

2) Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции.

Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.

3) Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).

СЛАЙД Планируемые результаты в младенческом возрасте (ФОП ДО п.15.2.)

1.3.2. Планируемые результаты в раннем возрасте

К двум годам:

у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;

ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе.

Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Дорогие родители, вместе с Вами нам предстоит решить много задач по обучению и воспитанию ваших малышей. Желаем успехов на этом нелёгком пути!

А в помощь Вам буклеты.

(Планируемые результаты в виде буклетов)

 Не случайно, я сделала акцент, «вместе с Вами», так как воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть обеспечить единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО.

При реализации Программы используются разные образовательные технологии и разные формы в соответствии с видом детской деятельности.

Слайд В раннем возрасте используется:

- предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из кружки);

- экспериментирование с материалами и веществами (песком, водой, тестом);

- ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;

- двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры);

- игровая деятельность (игры с дидактическими игрушками);

- речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);

- изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;

- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, поливает цветы из лейки);

- музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).

В содержательный раздел образовательной программы ДОО входит рабочая программа воспитания ДОО, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

НА СЛАЙДЫ: цель каждого направления

1. Патриотическое направление воспитания (ценности - Родина и природа).

2. Духовно-нравственное направление воспитания (ценности - жизнь, милосердие, добро).  

3. Социальное направление воспитания (ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество).

4. Познавательное направление воспитания (ценность -  познание).

5. Физическое и оздоровительное направление воспитания (ценность – жизнь и здоровье).

6. Трудовое направление воспитания (ценность - труд).

7. Эстетическое   направление   воспитания (ценности - культура, красота).

СЛАЙД Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (для родителей - в виде буклетов)

Образовательная программа включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений для использования в работе с детьми всех возрастов, в том числе и раннего возраста.

(СЛАЙД - ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ИЗ ПЕРЕЧНЯ)

Также в Программе представлен федеральный календарный план воспитательной работы, который един для всех дошкольных образовательных организаций. Но на основе плана каждый детский сад вправе разрабатывать календарный план по ключевым направлениям воспитания и все запланированные мероприятия должны проводиться с учетом возрастных особенностей обучающихся. В нашем детском саду такой план разработан, он размещен на сайте ДОО, и мы предлагаем Вам его для ознакомления.

Таким образом, в рамках Программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.

 Решение:

1.Информацию принять к сведению.

2. Формировать активную родительскую позицию в реализации работы по внедрению ФОП ДО, в создании условий для полноценного и своевременного развития детей в дошкольном возрасте.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие в родительском собрании. Желаем вам успехов и надеемся на взаимопонимание. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»...

Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Познакомить с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; узнать историю и предпосылки формирования Реджио-подхода;уточнить и закрепить представления о методах и пр...

Родительское собрание в средней группе ДОУ на тему : "Переход на ФОП: актуальность и перспективы". Сентябрь 2023г.

Тема нашего собрания «Переход на ФОП: актуальность и перспективы»1. Расскажем о возрастных особенностях детей 4-5 лет. Презентация.2. Поговорим о новой программе ФОП, по которой мы работае...

Родительское собрание в средней группе ДОУ на тему : "Переход на ФОП: актуальность и перспективы". Сентябрь 2023г.

Тема нашего собрания «Переход на ФОП: актуальность и перспективы»1. Расскажем о возрастных особенностях детей 4-5 лет. Презентация.2. Поговорим о новой программе ФОП, по которой мы работае...

Консультация для родителей на тему: «Переход на ФОП: актуальность и перспективы».

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразо...

Родительское собрание «Реализация ФОП ДО: актуальность и перспективы»

Родительское собрание «Реализация ФОП ДО: актуальность и перспективы»...