ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Учимся думать играя»
рабочая программа (подготовительная группа)

Отличительные особенности программы.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_dumat_igraya.docx84.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 174 ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

 ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Учимся думать играя»

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год (32 часа)

Автор-составитель:

Ковалёва Юлия Юрьевна

педагог дошкольного образования

Магнитогорск, 2022

  

Содержание

  1. Целевой раздел… ....................................................................................... 3
  1. Пояснительная записка… .......................................................................... 3
  2. Цель и задачи программы… ..................................................................... 11
  3. Содержание программы… ....................................................................... 14
  1. Организационно-педагогические условия ..............................................21 
  1. Учебный план ............................................................................................22
  2. Календарный учебный график… ..............................................................22 
  3. Условия реализации программы ............................................................. 23
  4. Оценочные материалы .............................................................................. 23 
  1. Список литературы .................................................................................... 29
  1. Литература для педагога .......................................................................... 29
  2. Литература для родителей и детей .......................................................... 31

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Образовательная программа по дополнительному образованию «Учимся думать играя» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием

информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. АраповаПискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Учимся думать играя» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме развития личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.

Отличительные особенности программы.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математика, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Значимые характеристики для разработки и реализации.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться. Интеллектуальное развитие ребенка  шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью, он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем форсированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например, способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений, необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени. Цель данного возрастного периода расширение знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль игры, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 6 – 7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и   логического   мышления   у дошкольников Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.

При разработке занятий также используются методические пособия:

  • Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М.

Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000г.

  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
  • Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 6-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Программа создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребѐнка, который уже не дошкольник, но ещѐ не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Программа ориентирована на детей от 6 до 7-и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Программа рассчитана на 1года обучения.

Программа по дополнительному образованию «Учимся думать играя» работает 1 раза в неделю по 25-30 минут, всего 34 занятия за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: очная

Методы обучения: словесные, проектные, игровое обучение  .

Тип занятий: теоретический, практический, комбинированный, занятие игра и т.д.

Формы проведения занятий: игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы: обучающие:

-ознакомление , получение представления задачи, умение вычленять еѐ части, решать и составлять ;

-познакомить детей с общими математическими понятиями;

-учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;

-учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;

-формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-формировать пространственно-временные отношения;

-формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии), формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

-формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами; -активизировать познавательный интерес. развивающие:

- развитие познавательных способностей и мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

-развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

-формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

воспитательные:

-воспитание у детей интереса к занимательной математике;

-воспитывать настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

-выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счѐтом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

  • принцип природо-сообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
  • проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
  • психологической         комфортности         –         создание         спокойной

доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

  • творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
  • индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребѐнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях по дополнительному образованию активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребѐнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

1.3. Содержание программы.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практическую часть. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность. 

 

Примерный учебно-тематический план (6 -7 лет) 

п/п 

тема 

задачи 

всего (ак.час) 

 1

Знаки = ,+,-, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги. 

Закрепить знания =, ,+.-; учить составлять арифметические задачи и записывать их; закрепить умение сравнивать величину предметов; учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

1

 2

Счет по образцу и 

Закрепить умение считать по образцу и названному 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. 

числу; закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закрепить знания о последовательности частей суток.

Развивать умение решать логическую задачу. 

Воспитывать интерес в знаниям. 

 

 3

Знаки <,>,=, соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа 6 из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры. 

Закрепить умение понимать отношения между числами; о составе числа 6 из двух меньших чисел; продолжать решать логические задачи; закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

1

 4

Составление количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. 

Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой; учить составлять вопросы к сюжетной картинке; продолжать учить отгадывать математическую загадку и записывать ее решение; познакомить с часами. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

1

 5

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве. 

Продолжать учить понимать отношения между числами; закрепить знания о днях недели; продолжать учить логическую задачу; закрепить умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

1

 6

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 

Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10; закрепить умение понимать отношения между числами; учить решать логическую задачу; продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

1

 7

Арифметические задачи, величина, ориентировка 

Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; 

1

 

в пространстве. Решение примеров. 

закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять умение решать примеры. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям. 

 

 8

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры 

Познакомить с образованием числа 12 и с основной счетной единицей-десяток; продолжать учить определять время на часах; закрепить знания о геометрических фигурах. Отношение между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. Учить измерять и рисовать отрезки заданной длины; решать и записывать арифметические задачи. 

Развивать глазомер при работе в тетрадях.

Воспитывать чувство ответственности. 

1

 9

Число 13, ориентировка во времени, логическая задача. 

Познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей-десятком; продолжать учить решать примеры и задачи; формировать навык самооценки. Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 10

Величина, логическая задача, геометрические фигуры. 

Учить составлять примеры, читать записи; закрепить умение различать понятия выше, глубже; познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник ( вершины, стороны, углы). Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство 

1

 

 

 

ответственности. 

 

 11

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. 

Познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей-десятком; продолжать учить решать логические задачи. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 12

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших,

геометрические фигуры 

Продолжать учить составлять арифметическую задачу, записывать и читать решение задачи; учить составлять число 9 из двух меньших. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 13

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. 

Познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей–десяток; продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку; учить формировать учебную задачу. Развивать глазомер при работе в тетрадях. 

1

 14

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. 

Учить понимать отношения между числами в числовом ряду; учить решать примеры в пределах второго десятка. 

1

 15

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. 

Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей-десяткок; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; учить определять время по часам. 

1

 16

Математическая загадка, знаки +,-, составчисла из двух меньших, геометрические фигуры. 

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить определять, какой математический знак надо написать в примере; продолжать учить составлять число 9 из двух меньших. Развивать глазомер при работе в тетрадях. 

Воспитывать чувство ответственности. 

1

 17

Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая 

Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей-десяткок; учить решать примеры в пределах второго десятка; знакомить с часами (стрелки, циферблат). 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задача, ориентировка во времени. 

 

 

 18

Число 17. Ориентировка

в пространстве, , логическая задача, геометрические фигуры. 

Продолжать знакомить с образованием числа 17; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; продолжать учить решать логическую задачу. Развивать глазомер при работе в тетрадях. 

Воспитывать чувство ответственности. 

1

 19

Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. 

Познакомить с образованием числа 18; закрепить умение составлять число 8 из двух меньших; продолжать учить правильно пользоваться знаками; закрепить знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. 

1

 20

Число 18. Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. 

Закрепить знания об образовании числа 18; продолжать учить решать примеры с числами второго десятка; закрепить знания о последовательности времен года; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 21

Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача. 

Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей-десяткок; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т.д). 

1

 22

Число 19,

геометрические фигуры, величина, логическая задача. 

Продолжать знакомить с образованием числа 19; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; продолжать учить решать логическую задачу. 

1

 23

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 

Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей-десяткок; учить решать примеры в пределах второго десятка; учить записывать решение задачи. 

Развивать глазомер при работе в тетрадях.

Воспитывать чувство ответственности. 

1

 24

Решение 

Продолжать учить решать арифметическую задачу; 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. 

продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать активность на занятиях 

 

 25

Знаки +,-, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. 

Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-;закреплять умение определять время на часах с точностью до получаса. Воспитывать активность на занятиях 

1

 26

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры. 

Закрепить знания о последовательности дней недели; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить рисовать в тетради в клетку. Развивать глазомер при работе в тетрадях. 

Воспитывать чувство ответственности. 

1

 27

Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка

в пространстве, логическая задача. 

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; закреплять умение понимать отношения между числами. Воспитывать активность на занятиях 

1

 28

Задачи-шутки, ориентировка во времени. Решение примеров, математические загадки. 

Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием; продолжать учить отгадывать математические загадки. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 29

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, работа в тетради в клетку. 

Продолжать учить решать арифметическую задачу; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности. 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 30

Математическая загадка, ориентировка во времени, решение примеров, задачи, логические задачи. 

Продолжать учить решать и записывать математическую загадку; учить решать и записывать примеры; продолжать решать логические задачи. 

1

 31

Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры. 

Учить решать и записывать примеры; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать активность на занятиях 

1

 32

Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры. 

Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать активность на занятиях 

1

Итого в год 

 

32

          

 

Планируемые резульРезульРезультаты освоения программы (целевые ориентиры) 

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возможные достижения ребѐнка на этапе завершения обучения. 

Оценка индивидуального развития детей по программе проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой и для решения задач построения образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в обучении. 

Ожидаемые результаты (ориентиры к 6 годам): 

2. Организационно-педагогические условия

2.1 Учебный план.

Учебный план работы на программный материал в подготовительной группе

Возраст детей

 

Длительность

занятий

Количество в неделю

 

Количество в месяц

 

Количество в год

 

Подгот. группа (6-7 лет)

 

30 мин

 

1

 

4

 

32

 

 

№п./п

 

Тема

Всего часов

 

Теоретических

 

Практических

1

Вводное занятие

1

1

2

Количество и счет

5

1

4

3

Величина

5

1

4

 4

Ориентировка в пространстве и времени

4

1

3

 5

Открытое занятие для родителей

1

0

1

5

Геометрические фигуры

5

1

4

6

Графические задачи

4

2

2

7

Логические задачи

5

1

4

 8

 

Итоговое занятие

2

1

1

 

Всего

32

9

23

 

 

2.2. Календарный учебный график

 

Срок реализации программы

 

8 мес. (от 6-7 лет - второй год)

Количество занятий в год

32

Недельная образовательная нагрузка

 

  1. год обучения – 6-7 лет 1 занятие/ 30 мин.

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

Каникулы

С 01 июня по 31 августа

 

С 01 по 10 января

 

 

 

 

 

2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности: демонстрационный материал и раздаточный материал по темам, счѐтные палочки, «Волшебный мешочек», простые и цветные карандаши, палочки «Кьюзенера, «Танграм», Блоки Дьенеша, касса цифр и «знаков действий». 

Средства обучения: ноутбук – 1 шт;  стол детский – 5 шт; стульчик детский – 10 шт. 

Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-

гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.

 

 

2.4. Оценочные материалы

Педагогический анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей, скорректировать методы, приемы и способы обучения. 

Типовая диагностическая карта освоения Программы.

 

 № п/п

 

 

 

 

 

 

 

 ФИО ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество и счет 

Величина 

Фор ма 

Ориент

ировка

в простра нстве 

Ориенти ровка во времени 

Есть навы ки прям ого и обра тног о счета 

Знае т сост ав чисе л до 10, и сост ав чисе л перв ого пятк а из двух мень ших, моне ты их набо р и разм ен. 

Имеет представ ления о законом ерностях образова ния чисел числово го ряда. 

Умеет состав лять и

решат

ь задачи в одно действ ие на сложе ние и вычит ание, пользо ваться цифра ми и знакам

и. 

Дели

т

пред меты на неско лько равн ых часте й. 

Уме

ет изме

рять с

помо щью

усло вных мер. 

Умее

т

сравн ивать пред меты

по

форм

е;

узнав ать знако мые фигу ры в пред метах реаль ного мира. 

Умеет ориенти

роваться в

окружа ющем

простра нстве (с помощь ю плана) и на плоскос ти. 

Знает название текущего месяца, последова тельность всех дней недели, времен года. 

 

Уровни развития: 

  1. балл - данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер. Ребенок        имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование, отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа (низкий уровень). 
  2. балла - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличие контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. Ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки (средний уровень). 
  3. балла - проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить (высокий уровень). 

        Методика         обследования         уровня         развития         математических

представлений детей (инструментарий) 

  1. Умение пересчитывать предметы. Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены 8 матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай. 
  2. Сравнение двух групп предметов. Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов (множеств). Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры буквы «Т». Сравни, где уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи. Ребенок может пересчитать уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок может продемонстрировать способ наложения или приложения. 
  3. Отсчитывание предметов. Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу. Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. 5 Отсчитай на 1 кружок меньше, чем здесь матрешек и т. д. 
  4. Сложение и вычитание. Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5 10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14.

Дети производят вычислительные действия, найди ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными способами. 

  1. Представления о цифрах. Цель: выявить представления о цифрах. Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном порядке. Разложи цифры по порядку. Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи цифры: 2,7,4,9,3. 
  2. Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел. Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным. Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство. 7. Умение определять соседей числа 1; 5;17; 7;10;19. Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры. 
  1. Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков:

больше, меньше, равно. 5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 15…15; 17…18; 19…10; 0…

6. 

  1. Умение ориентироваться в математической задаче. Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее. Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна. Сколько банок краски потребовалось на покраску забора?

(фиксируется ответ и рассуждения ребенка). 

  1. Умение решать логические задачи. Цель: выявить умение решать логические задачи. По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть как раз в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до самого верха? 
  2. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели. Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор картинок). 
  3. Умение соотносить полоски по величине. Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда, знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда. Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см ( 15, 15,5; 16; 16,5; 17 см ). Разложи полоски по порядку от самой длинной (фиксируется способ соизмерения: приложение, наложение, глазомер, измерительные навыки). 
  4. Умение классифицировать геометрические фигуры. Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку. На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру, цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция, пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных типов фигур? (высший уровень, если ребенок объединяет в одну группу многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.) 
  5. Представления о геометрических формах. Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять признаки геометрических фигур ( наличие углов). Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать (треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор. 
  6. Представление об условной мерке. Измерение длины. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и результат записать цифрами и сравнить.

Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки. 

 

3.         Список литературы

3.1. Литература для педагога

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:

Просвещение, 2001. – 404 с.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.:

Просвещение, 2003. – 312 с.

  1. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
  2. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.:

Сфера, 2015.

 

  1. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007.
  2. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
  3. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.:

Просвещение, 2010. – 187с.

  1. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  2. Михайлова З.А. Математика от трѐх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  3. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  4. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
  5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие:

Математика для детей 5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.

  1. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л.

В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

  1. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А.

Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.

  1. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
  3. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
  4. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
  5. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v- obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike 
  6. Занимательные         задачки         для         дошкольника!         – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820 
  7. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
  8. Интересная         математика         и         счет         для         дошкольников         –

http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/ 

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников

 http://bib.convdocs.org/v14303

 

 

 

                                                3.2. Литература для родителей и детей

  1. Васильева         Н.Н.,.         Новоторцева         Н.В         Развивающие         игры         для

дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

  1. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
  2. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль:

Академия развития, 2006. – 382с.

  1. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
  2. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

  1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v- obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
  2. Занимательные         задачки         для         дошкольника!         –

http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

  1. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
  2. Интересная         математика         и         счет         для         дошкольников         –

http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников

 http://bib.convdocs.org/v14303

 

 

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...