Консультация для воспитателей
консультация

Смирнова Маргарита Викторовна

Познавательное развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника»

Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятельности. Структура данной деятельности, то есть ее задачи, наполнение, способы и мотивы, становятся объективной основой для развития познавательных интересов.

Среди главных видов такой деятельности особенное место занимает учение, в результате которого ребенок, следуя определенной системе, овладевает новыми знаниями из разных предметных областей, приобретает и совершенствует уже имеющиеся у него умения и навыки познавательной деятельности, корректирует цели, которые изначально мотивированы обществом, а затем трансформирует их в свои собственные.

Очевидно, что достижение определенных результатов от формирования познавательных интересов обуславливается конкретным видом деятельности. Соответственно, более яркими и устойчивыми эти результаты будут в том случае, если педагог сумеет правильно организовать занятия детей, применяя как объективные условия для их реализации, так и индивидуальные возможности личности каждого ребенка.

Нельзя также исключать, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов в большой степени зависит и от активности самого ребенка. Личностная активность, имея социальную природу, в процессе жизни и деятельности получает определенные стимулы, позволяющие сделать данную активность многозначной и разнообразной. Это является непременным залогом для обогащения самой личности, а также формирует необходимые возможности для влияния личности на окружающую обстановку с целью изменения действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование познавательных интересов и активности личности являются взаимообусловленными процессами. Познавательный интерес дает толчок к развитию активности, в то время как активность является тем фактором, который укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Очевидно, что уровень познавательной активности будет намного выше, если активность педагога и ребенка будут целесообразно соединяться, как психологически, так и педагогически. Все потому, что активность ребенка в процессе организованной познавательной деятельности в большинстве случаев задается педагогом, но при этом никто не отменяет того правила, что ребенок намного охотнее и с большей радостью познает и исследует то, что ему интересно. Иными словами, как было сказано автором ранее, важную роль играет отношение ребенка к информации, которое для него первичнее, нежели сама информация.

Нельзя отрицать и того факта, что в практической деятельности любого человека определенная роль отводится и мотивации. В процессе воспитания и обучения дошкольников мотивация рассматривается педагогом, как один из приемов активизации познавательной деятельности, и представляется в виде единства мотивационной и интеллектуальной сферы. Потребность, которую ребенок не только переживает, но и осознает в качестве недостатка в чем-то объективном, формирует подлинные мотивы для осуществления целенаправленных действий. Исходя из этого, воспитательный процесс не обходится без использования ситуативных и внутренних мотивов.

Ситуативный познавательный интерес — это интерес к конкретной деятельности, к конкретному познавательному материалу. Он опирается на психологические закономерности, когда ребенок не проявляет желания заниматься неинтересной для него деятельностью, отказывается действовать по принуждению, что в конечном счете формирует у него негативные переживания. Между тем, если ребенок проявляет длительную активность, значит ему интересно, и он удивлен. В качестве ситуативной мотивации можно также рассматривать и взаимодействие с педагогом. Если ребенку нравится педагог, организованные им (педагогом) занятия вызывают у него интерес, то это тоже становится мощным стимулом для развития познавательной активности у дошкольников.

Внутренняя мотивация, в свою очередь, связана с возможностью ребенка развивать его индивидуальные способности в процессе пребывания в стенах дошкольного образовательного учреждения. Реализуя данный аспект, педагог опирается на конкретные познавательные способности каждого отдельного ребенка и на их основании создает индивидуальную стратегию их развития. Впрочем, в данном процессе принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: методисты, психологи, медицинские работники.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что организация познавательной деятельности ребенка должна опираться на возможности учета индивидуальных интересов и запросов каждого ребенка. Если у ребенка наблюдаются высокие познавательные способности, задачи педагога — создать условия для развития и углубления знаний. В свою очередь, для детей со средней и низкой познавательной способностью педагог должен разработать индивидуальные и дополнительные занятия.

Становится очевидным фактом, что при реализации данных подходов педагог должен быть готов дифференцировать свою работу, исходя из особенностей каждой категории детей. Кроме того, применение подобного подхода приводит к снижению учебной нагрузки, поскольку исчезает усредненный подход ко всем детям. Но самое главное — во время познавательной деятельности существенно повышается активность самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...