Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа)

Щукина Ольга Сергеевна

Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №6»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Алгоритмика и основы программирования

для детей дошкольного возраста»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Автор программы:

Щукина Ольга Сергеевна -

 воспитатель первой

квалификационной категории.

г. Гусев, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении ДОО и школы, а также интеграция общего и дополнительного образования. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач.

Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора у дошкольников, начиная с раннего возраста, и формирования предпосылок основ инженерного мышления.

Отличительные особенности программы

Сформированная структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности, через элементы игрового обучения.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.

 Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 учебный год.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 5 – 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет – 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
    В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Память. Улучшается устойчивость памяти. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого  возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Педагогическая целесообразность, практическая значимость

Заключается в раскрытии индивидуальных  способностей обучающихся не только в технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, умения пользоваться схемами и инструкциями.

        Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие у дошкольников первоначальных навыков решения логических, алгоритмических задач (на основе игровых пособий STEM – набор «Matatalab», «Кубетто», Робомышь, робо-улитка Qobo)
        
Задачи программы:

Обучающие:

Дать представление о фундаментальных понятиях информатики;

 Познакомить с элементарными представлениями об алгоритме, информационно-компьютерных технологиях;

 Дать представление о профессии программиста, о его деятельности.

Развивающие:

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

 Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач;

 Воспитание творческих способностей ребенка;

 Воспитание в детях уверенности в себе, своих силах.

Принципы отбора содержания:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип учета возрастных особенностей детей;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;

- принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

Основные формы и методы

Данная программа технической направленности, поэтому в процессе работы происходит постоянная смена деятельности, что является необходимым условием в соответствии с психофизическими особенностями данного возраста.

 

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы, методы и средства организации детей 6-7 лет

Ситуация обобщения в процессе режимных моментов. Развивающие проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением поставленной задачи. Упражнения. Игра на прогулке. Дидактические игры. Проектная деятельность.

Вхождение в воображаемую ситуацию. Проблемные вопросы. Моделирование. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры, физминутки, считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность.

Дидактические игры. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации: «Конструирование по образцу», «Конструирование по модели», «Конструирование по условиям», «Конструирование по наглядным схемам», «Конструирование по замыслу», «Конструирование по теме».

Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей. Консультации. Беседы.

        Планируемые результаты:

В результате освоения программы обучения дети будут:

1. Различать и называть детали конструктора.

2. Конструировать по условиям заданным взрослым.

3. Конструировать по образцу, заданной схеме.

4. Самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы.

5. Работать в паре, коллективе.

6. Появится интерес к самостоятельному изготовлению объемных моделей, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

7. Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

8. Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

9. Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Механизм оценивания образовательных результатов:

Уровень теоретических знаний.

 1. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

2. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

3. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений.

1. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.

 2. Средний уровень. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.

3. Высокий уровень. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.

Формы подведения итогов реализации программы

- выставки детского творчества;

- конкурсы, соревнования, фестивали;

- коллективные и индивидуальные творческие работы;

- открытые занятия;

- мониторинг.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную деятельность

2

1

1

упражнения, выставка поделок

2

Конструктор и программное обеспечение Lego WeDo 2.0

2

1

1

упражнения, выставка поделок

3

Сборка и программирование моделей Lego WeDo 2.0

26

13

13

упражнения, выставка поделок

4

Работа над проектами

6

3

3

упражнения, выставка поделок

Итого

36

18

18

Задачи:

Образовательные:

  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
  • изучение и конструирование различных моделей и объектов;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

Развивающие:

  • развитие комбинаторных способностей;
  • совершенствование навыков классификации;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • формирование целостного восприятия предмета;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
  • развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Введение в образовательную деятельность (2 ч.)

Теория: Организация рабочего места. ТБ при работе в кабинете познавательно-исследовательской деятельности. История развития робототехники.

Практика: Знакомство с конструктором LEGO WeDo 2.0

По завершении темы предусмотрена беседа.

Тема 2.  Конструктор и программное обеспечение

               Lego WeDo 2.0  (2 ч.)

Теория: Программное обеспечение Lego WeDo 2.0. Главное меню программы. Детали Lego WeDo 2.0, цвет элементов, форма. Мотор и оси, датчики, СмартХаб WeDo 2.0

Практика: Изучение меню программного обеспечения. Сборка простейшей модели из деталей Lego. Подключение СмартХаба WeDo 2.0

По завершении темы предусмотрена беседа.

        

        Тема 3. Сборка и программирование моделей Lego WeDo 2.0 (26 ч.)

        Теория: Конструкция, процесс работы и особенности программы модели.

        Практика: Сборка модели с использованием инструкции по сборке, набор программы, подключение модели и запуск программы.

        По завершении темы предусмотрена выставка поделок.

        

        Тема 4. Работа над проектами (6 ч.)

        Теория: Выбор темы проекта. Создание плана, краткое изложение задач на каждом этапе. Краткое изложение проекта.

        Практика: Работа над проектом. Подготовка к демонстрации. Тестирование проекта. Демонстрация конструкций

        По завершении темы предусмотрен анализ творческих проектов.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего Ведо 2.0»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность  учебного периода в году

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий в учебном году

36 занятий

5

Количество часов всего

36 часов

6

Окончание учебного года

31 мая

7

Период реализации программы

01.09.2022-31.05.2023

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Лего Ведо 2.0» обеспечивается за счет:

− доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;

− наличия комфортной развивающей образовательной среды;  

− наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала; − применение современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение реализации программы:

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.

Материально-техническое обеспечение

- кабинет познавательно-исследовательской деятельности с доступом в сеть Интернет;

- столы, стулья

- интерактивная доска

- проектор

- ноутбуки с программным обеспечением для работы с конструктором Lego WeDo 2.0

- планшеты с программным обеспечением для работы с конструктором Lego WeDo 2.0, поддерживающие Bluetooth

- наборы конструкторов Lego WeDo 2.0

- прикладное программное обеспечение Lego WeDo 2.0

        Методическое обеспечение программы

Содержание программы обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: творческие задания, проблемные ситуации, игры – общения, занятие-путешествие;

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:

1. исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;

2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

4. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

− наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

− практический (выполнение работ по инструкциям, схемам и др.);

− словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:

− личностно-ориентированное обучение;

− здоровьесберегающие технологии;

 − информационно-коммуникационные технологии;

− коллективная творческая деятельность.

Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

- опрос;

- наблюдение;

- практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);

- собеседования.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome

        

Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

Литература для педагогов:

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. Уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска». – 2013.

         2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). –М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009 г.

         3. Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016.

         4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-ировой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

5. Симонова В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ЛЕГО-конструированию: Методическое пособие. – Ульяновск, 2009.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Литература для обучающихся:

1. Схемы сборки моделей для занятий по дополнительной образовательной программе «РобоСтарт»/Рабочая тетрадь;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0-2019» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

Лего-конструирование активно внедряется в дошкольное образование. И всё благодаря возможностям и задачам, которые данная технология может решить: развитие математических способностей и навыков простра...

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0-2020» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

История о конструкции «Транспорт Победы. Легендарная боевая машина реактивной артиллерии БМ13 "Катюша"...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...

Дополнительная общеобразовательная программа ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА-ФИ-ДАНСЕ» для детей дошкольного возраста

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» является одной из профилирующих дисциплин в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения. Цель данного предм...

Дополнительная общеобразовательная программа ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА-ФИ-ДАНСЕ» для детей дошкольного возраста (3-4 года)

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» является одной из профилирующих дисциплин в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения. Цель данного предм...

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

Вашему вниманию представляю материал для городского турнира  «РобоКвест 2.0» по конструированию. Турнир «РобоКвест 2.0» -  это  мероприятие,  пред...