Методические разработки
методическая разработка

Михальченко Анна  Геннадьевна

Анны  Геннадьевны  Михальченко

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

Конспект НОД в старшей группе «Наша экологическая тропа».

Воспитатель:

Михальченко Анна Геннадьевна

Основная образовательная область «Познание».

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», Социализация».

Место проведения: группа

Возраст: 4-6 лет

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Задачи: закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы (их особенностями - строением - ствол, ветви, листья, корни).

углублять знания об условиях, необходимых для роста растений,об экологических связях между неживой и живой природой.

формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

развивать связную речь;

воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Предварительная работа:

наблюдения в природе, разработка маршрута., заучивание стихотворений.

подбор игр, загадок, выполнение физкультурных разминок;

чтение произведений художественной литературы с описанием.

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встречи здороваться «Доброе утро».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Ребята, посмотрите, сколько у нас много гостей! Давайте мы им улыбнемся и поздороваемся с ними.

Дети: (Здороваются).

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в окно. Да она не простая - волшебная! Здесь написано: «Письмо от хозяина тайги – медведя и Берегини.» «Здравствуйте ребята старшей группы «Мечтатели». Обращается к вам бурый медведь. Я живу в тайге. Слышал я, что вы любознательные и находчивые. И вот я вам прислал задания, проверить, знаете ли вы природу своего родного поселка, и нравится ли вам Осень. Ещё я знаю,что вы любите путешествовать. И я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в лес под названием «Экологическая тропа».».

Воспитатель: Что такое экология, как вы думаете?

Дети: «Экология» — это наука об окружающей среде.

Воспитатель: Все верно. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологическая тропинка-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.

Воспитатель: Хотите представить себя в роли знатоков природы?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот и карта наш путеводитель, по которой нам нужно пройти по экологической тропе.

Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа?

Дети: Нет.

Воспитатель: А, простая, тропа?

Дети: ДА

Это путь, по которому куда-то идут люди;

Это дорожка, у которой есть начало и конец; Она обязательно куда-то ведет.

Воспитатель:

Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно надеть свои рюкзаки и мы готовы. Ребята, а что нам нужно положить в свой рюкзак для похода? Давайте вместе посмотрим на предметы, лежащие на столе, выберем необходимое (можно картинки).

Дети: Вода, компас, спички, аптечка, термос, посуда.

Воспитатель: Молодцы. Нужные вещи собраны, теперь мы можем отправляться в путешествие. Первая остановка «Правила поведения в природе». Вы знакомы со словом «природа». Напомните мне пожалуйста?

Дети: Природа- это солнце, воздух, вода, птицы, растения.

Воспитатель: Верно, природа – это то, что существует без помощи человека. Ребята, даже у природы есть свои правила поведения. Обратите свое внимания на картинки лежащие на столе. Возьмите по одному правилу и объясните свой выбор.

Дети: В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.

Воспитатель: Ребята, вы дали определение, что природа-это то, что существует без помощи человека. А что нельзя назвать природой?

Дети: Не природа - это все, что сделано руками человека.

Воспитатель:Скажите, природа бывает какой?

Дети: живая и неживая

Воспитатель: Поощрение.

Какие объекты природы относятся к живой природе?

Ответы детей: деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные.

Они могут расти, дышать, питаться, болеть, размножаться.

Какие объекты природы относятся к живой природе?

Ответы детей:

Небо, тучи, облака, земля, воздух, ветер,солнце, вода, песок.

Потому что не растут, не дышат, не питаются.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо.

Воспитатель: Давайте дети немножко отдохнём. На счет три обернись и в медвежат превратись!

Физминутка «Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево).

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево).

И в вразвалочку ходили

И из речки воду пили (Наклоны вперёд).

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки).

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Как закончилась игра за работу нам пора.

Отправляемся дальше.

Беседа об осени с применением мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Какие осенние признаки вы знаете?

Дети называют признаки осени и прикрепляют их на мольберте.

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

-Льют дожди, можно наблюдать листопад.

- Поздней осенью все вокруг покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду - на улице стало холодно.

- В домах топят печки, включают отопление.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Первый объект «Деревья».

Скажите пожалуйста на какие группы делятся деревья?

Ответы детей.

Назовите пожалуйста хвойные (сосна, ель, кедр) (лиственные: береза, осина,рябина?

Какие изменения произошли осенью с елью?

Ответы детей.

На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся семена. Эти семена пища для некоторых животных. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах.

Воспитатель:

Хорошо, молодцы, ребята.

Чтобы нам продолжить наше путешествие по тропе, попробуем отгадать загадку. Послушайте, пожалуйста.

Стоит Алёна, Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.

(Береза).

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой?

Ответы детей. (Живой)

Воспитатель: Что есть у березки?

Ответы детей.

Поощрение.

Отправляемся дальше.

Дети:

Береги природу друг,

будет красота вокруг.

2объект.

«Лекарственные цветы».

Воспитатель: Какие цветы «Лекарственные цветы»?

Ответы детей.

Воспитатель: Какими свойствами они обладают и чем полезны? Для чего нужны растения?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Поощрение. Отправляемся дальше.

Дети: Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Воспитатель: Ребята, зачем нужны корни?

Ответы детей: Дышать, питаться,расти.

Воспитатель:

Скажите пожалуйста,что нужно любому растению?

Ответы детей:

Почва, Влага, Тепло, свет.

Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

Воздух – попадает в почву и они дышат;

Вода – увлажняет почву;

Почва – питает растения.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

Отправляемся дальше.

Дети:

Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Воспитатель:

4 объект.

«Птицы».

На какие группы делятся птицы? (Зимующие, перелетные).

Ответы детей.

Зимующие птицы?

Ответы детей. Воробей, синица, снегирь, сорока, ворона.

Воспитатель:

А сейчас попробуем отгадать загадку, и узнаем о ком пойдет, речь.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает,

По ночам кочует

Коноплю ворует, (воробей)

А как выглядит воробей? Где он зимует? Где находит пищу? Какие звуки издает?

А о ком идет речь теперь?

Эта птица – непоседа

Одного с березой цвета.

Кто это? (сорока)

Как она выглядит? Где она зимует? Где находит пищу? Почему ее называют сорокой - воровкой? Где устраивает гнездо? Ка Она маленькая птичка,

А зовут ее. .(синичка).

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине Он появиться опять. (Снегирь)

Почему эта птица называется Снегирь? Как он выглядит? Где он зимует? Снегирь - самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Назовите, пожалуйста перелетных птиц.

Ответы детей. Лебедь, журавль, цапля, скворец.

Дети, а как нам нужно заботимся о птицах зимой?

Ответы детей.

Поощрение.

А сейчас ребята поиграем в игру «Живая и неживая природа». Я вам буду бросать мяч, а вы называть предмет, полным ответом к какой природе это относится, живой или не живой. Например: стул, дятел, трактор, черёмуха…

Дети:

Стул - это предмет не живой природы, потому что он не питается, не дышит, не растет.

Дятел – это живая природа, потому что он дышит, питается, растет и умирает.

Работа с термометром.

Воспитатель. Мы с вами установили температуру воздуха на сегодняшний день ниже. Вчера температура воздуха была другая, столбик был поднят выше.

Как это получается? Давайте проведем эксперимент, и вспомним, от чего это зависит.

Опыт «Воздух не виден в группе". Чтобы его увидеть, его надо поймать».

Детям предлагается посмотреть на группу. Что вы видите? (Стулья, столы и т. д.) А ещё в группе много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, зажимаем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

Итоги:

Когда столбик термометра начинает подниматься,он погружен в теплую среду. А когда мы помещаем термометр в холодную воду, столбик начинает опускаться.

Мы три раза повернемся в детский сад быстрей вернемся.

Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе.

Если мы с вами не будем беречь водоемы,леса и все живое то погибнет весь мир.

Какой вывод можно сделать после нашей путешествия?

(Беречь природу нужно всем).

Нужно любить, беречь природу.

Плакат вывешивается на доске.

Упражнение на релаксацию.

Сейчас мы с вами и восстановим наши силы.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена.

Все спокойно расслабляются. Дышится легко, ровно, глубоко.

Скажите, что вам запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Ребята, вы сегодня, очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Наше занятие подошло к концу. Бурый медведь и Берегиня, оставил вам вот такие медальки за хорошую работу на занятий.

Спасибо за внимание и умения и старания.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

Конспект  НОД  в подготовительной группе Б «Мечтатели»

«Осторожно, тонкий лёд».

Воспитатель:

Михальченко Анна Геннадьевна

       

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду водоема.

Задачи:

1.Формировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

2. Закрепить знания детей о воде, её состояниях; развивать внимание, мышление, память, речь; рассмотреть ситуации, когда вода может быть опасной, закреплять знания об основных спасательных средствах.

3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».

Материал и оборудование: картинки осени, зимн,

Ход  Нод.

Дети сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте дружно поздороваемся. Гости пришли  посмотреть, что вы знаете и умение.

Сегодня мы  отправляемся  в путешествие  в страну  безопасности. В стране безопасности мы с вами познакомимся с правилами  поведения на льду водоема.

Мы сегодня с вами будем сотрудниками МЧС подразделения Федеральной службы на  водах. Мы будем решать проблемы связанные с предупреждением и ликвидацией на воде. Мы будем начинающими спасателями. Чтобы наши учения прошли с успехом слушаем все задания внимательно.

Первое задание разминка.

Воспитатель :Ребята, отгадайте загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать? ( ответы детей)

( Вода)

Воспитатель :  Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду? ( ответы детей)

Воспитатель :  Правильно! В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.

Воспитатель :  Ребята, что можно делать с водой? (ответы детей)

Воспитатель :  А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

Когда вода превращается в лед? (осенью и зимой, в морозы).

Воспитатель :  А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:

1.Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

2. Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

3.И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Какое сейчас время года? (Осень).

Воспитатель :  Зачем нужна вода? ( ответы детей)

Воспитатель :  Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.

Воспитатель :  Как вы думаете почему вода может быть опасной?

 ( ответы детей).

Пройдите пожалуйста  на мест.

-Сейчас  мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река осенью. (Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).

Откройте  глаза.

Воспитатель : Поздней  осенью вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться. Лёд имеет оттенки , если лёд имеет желтый оттенок на него ступать нельзя  он не прочный. Но, а если лед имеет зеленоватый или синий оттенок он более прочный. Лёд  имеет определенную толщину. Если лёд меньше 6 сантиметров, на такой лед вставать нельзя он очень тонкий. Допустимая толщина льда для человека 12 сантиметров, а  для  машины 30  сантиметров.

Воспитатель : Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? Надо знать, правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Во-первых, нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

Безопасней ходить по льду на лыжах.

Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.

Воспитатель : А что делать, если все-таки беда случилась? И кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.

Надо быстро звать на помощь. И вызвать службу спасения номер 112. Не подходить близко к провалившемуся под лед, а лечь на лед подальше. Лучше, подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Если под тобой затрещал лед и появились трещины. Не пугайся! И не беги! Ты можешь провалиться. Плавно и  аккуратно ложись на лед и перекатывайся в безопасное место по той дороге  по которой пришел. Но, а что же делать если ты провалился. Нужно держаться за ту сторону с которой произошло падение. Руки  расставить широко и стараться заползть  на лёд закинув ногу. Нужно ползти 3-4 метра по своим следам, затем встать и бежать к ближайшему  дому. В доме снять мокрую одежду, согреться и выпить горячий чай.  Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?

(ответы детей)

Воспитатель :  А теперь давайте поиграем.

Словесная игра «Да или нет».

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, то руки опускаем.)

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы запомнили правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Давайте  все вместе продолжим путешествия на лыжах.

Физкультурная пауза «Прогулка на лыжах».

Воспитатель:  Вначале оденемся. Свитер наденем? (Да) Чтобы не замерзли. Шапку? (Да) Шарф? (Да) Чтоб горло не продуло. А курточку, какую наденем, теплую зимнюю или облегченную? (Облегчённую.) Мы же двигаться будем, согреемся, курточка должна только от ветра защищать.

Оделись, теперь надеваем лыжи. (Дети имитируют одевание). Берем лыжные палки в руки, строимся, держим расстояния, чтоб палками не задеть друг друга. Поехали! (Имитируя движения, дети за воспитателем «катятся на лыжах» змейкой по ковру.)

И ехали, ехали   к следующим  заданиям   приехали.

Игра «Прочный лед».

Перед вами карточки цветного льда. Вам нужно ту карточку , которая указывает на опасный лёд.(Ответы детей).А теперь нужно выбрать ту карточку которая указывает на безопасный лёд.(Ответы  детей) Поощрение детей.

Теперь  наши юные спасатели  пройдут  в лабораторию в зону экспериментирования.

Игра с элементами экспериментирования  «Мы спасатели».

Перед вами линейки и разносы  с ледяными  фигурами. Мы сегодня с вами будем учиться давать разрешение выхода на лёд. Для этого  каждый вас возьмет линейку и измерит толщину  своей фигуры.(Ответы детей)Кто из вас сегодня может дать разрешение выхода на лед? Почему?(ответы детей) .Перед вами два таза с водой. На поверхности 1 таза лежит  тонкий лист. А во втором  пенопласт, которые имитируют  лёд. Мы  сейчас с вами выясним на какой поверхности игрушка устоит и не утонет и сделаем вывод.(Ответы детей)Ребята, вы выяснили, что тонкий лед для нас опасен.  А вы знаете, что полынья на водоеме может быть и полезной? Для кого? Нужны ли кому-то такие отверстия на водоемах? (Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут. Возможно, животным, для питья)  Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью. Молодцы из вас сегодня получились хорошие эксперты.

А  теперь  возвращаемся  на рабочие места.

И наше последнее задание.

Игра «Расставь  правильно последовательность».

Перед  вами  карточки вам необходимо правильно выстроить  последовательность в кружках от 1до 3 и выбрать самую верную карточку, где поставите знак плюс. И так приступаем  к  заданию.

(Ответы  детей).

Рефлексия.

Скажите пожалуйста, кем мы сегодня  были на занятии.  О чём мы говорили на занятии? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Что  вам сегодня понравилось? Что выполняли легко? А где возникли  затруднения?

Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме поздней осенью и зимой будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.

Вы сегодня очень хорошо прошли обучение  начинающих спасателей.

 А вот эти памятки мы отдади м родителям, чтобы они тоже знали эти правила и выполняли их.

Правила безопасности на льду водоема:

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы.

3. Без особой необходимости не выходите на лед. Зимой двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.

7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

— наметены сугробы;

— растут кусты;

— трава вмерзла в лед;

— бьют ключи;

— быстрое течение;

— в реку впадает ручей.

Сегодня в подарок нашим спасателям  МЧС  дарю раскраски памятку «Тонкий лёд».

А теперь повернемся   к гостям, скажем спасибо, что к нам пришли и подарим памятки о правилах поведения  на льду.

Ночью сильный холод был,

 А  на утро пруд застыл.

Лёд на солнышке искрится так и манит прокатиться!

Но нельзя идти туда,

Ведь под тонким льдом вода!

И пускай красиво очень, но осенний лед не прочен.

С  берега смотреть прекрасно,

А вставать  на лёд опасно.

И дружно скажем до свидания нашим гостям..

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

«Развитие творческого мышления»

Воспитатель:

Михальченко Анна Геннадьевна

Цель:

 развивать креативное мышление методом решения нестандартных задач;

тренировка умений для групповой творческой работы;

 формирование спонтанности и беглости мышления.

Структура проведения занятия:

Участники занятия получают карточки разного цвета (красные, желтые, синие, зеленые) и объедены в группы  (5-8человек).

Воспитатель:

Уважаемые коллеги сегодня мы проводим методическое занятие на тему: Развитие творческого мышления.

Наше занятие состоит из двух этапов.

1.этап: Вводная  часть. 7-10мин.

Вы познакомитесь с понятиями: мышление, творческое мышление, с методами развития творческого мышления.

2.этап: Основная часть. 40-50мин.

Выполнение упражнений с целью формирования у педагогов  креативного мышления с  использованием различных методов и приемов.

Воспитатель: Вводная часть: (презентация).

Понятие творческое, виды, сущность.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Проявления творчества: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям.

Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

Воспитатель: Основная  часть.

Упражнение  1. «Тестирование».

Пройдите этот тест, имея в своем распоряжении всего три минуты.

1.До того, как что-нибудь сделать, внимательно все  прочитайте.

2.Напишите печатными буквами Ваше имя в правом верхнем углу листа.

3.Обведите Ваше имя.

4.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5.В каждом квадрате поставьте крестик.

6.Напишите свое имя в верхней части листа.

7.Под Вашем именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у Вас его нет напишите номер 100.

8.Громко назовите номер, который Вы написали, так, чтобы всем было слышно.

9.Обведите этот номер.

10.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11.Обведите этот знак треугольником.

12.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

14.В верхней части листа проделайте ручкой три маленьких отверстия.

15. Громко крикните: «Я подхожу к финишу».

16.Теперь, когда Вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Упражнение 2  .  «Осознание понятия "творчество"».

Время: 2мин.

Кто-нибудь из круга представит себя в роли того или иного литературного героя, обязательно хорошо известного всем присутствующим… теперь мы будем задавать вопросы этому герою и попытаемся угадать, кто же это… (5 минут).

 Как появлялась догадка?

Упражнение 3. «Характеристика».

(предлагается выполнить каждому участнику)

Называя имя, необходимо сказать три характеристики на туже букву.

Чем вызвано перечисление именно таких качеств? Что помешало назвать другие?

Упражнение 4.» Вероятность утверждения».

Какая из двух приведенных ситуаций является более вероятной?

А. Мистер Джой , судя по всему был счастлив в браке. Он убил свою жену.

Б. Джой, судя по всему, был счастлив в браке. Он убил свою жену, чтобы завладеть наследством.

Ответ: Вероятнее первое утверждение, т.е. оно шире и охватывает не одну логическую причину, а множество: Джой убил свою жену, потому что сошел с ума или потому что, та изменила ему.

Если же указана причина явления, то это явление выглядит куда более правдоподобным - и куда более вероятным.

Упражнение 5. «Рекомендации».

Необходимо сформулировать перечень рекомендаций которые позволят сделать более творческой собственную жизнь , и записать их. Формулируемые рекомендации должны быть реальны, чтобы любой участник смог ими воспользоваться. Не стоит говорить о каких-то редко встречающихся способностях, слишком крупных материальных затратах.

По истечении отведенного времени (3минуты) участники озвучивают и комментируют свою работу.

Упражнение 6. «Идея о влиянии опыта».

(время 1 мин)

Предъявление рисунка с изображением фигуры…

Что вы видите на рисунке?

Упражнение 7. «Логика мышления».

Предъявление рисунка с изображением фигуры…

За забором стоят страусы, сколько их? Ответ обосновать.

Упражнение 8. «Ассоциации».

(предлагается выполнить каждому участнику)

 Называя своё имя, назовите предмет,  который, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

Упражнение 9. «Совмещение несовместимого».

По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) (10 минут).

Упражнение 10.   Разминка.

Каждой команде задается по 8 вопросов, необходимо за одну секунду дать ответ.

Вопросы:

Знаете ли вы:

1.Где заходит солнце?

2.Какие предметы тонут в воде?

3.Куда прибывает поезд?

4.Какого цвета елка?

5.Какой зверек бывает зимой белым , а летом серый?

6.По чему ездят поезда?

7.Кто улетает осенью на юг?

8.Кто из хищников ворует кур и гусей?

9.Каким одним словом назвать кролика, козу и корову?

10. Где встает солнце?

11.Кто кричит в лесу ночью?

12. Кто лечит больных?

13.Что делается с деревьями, когда дует сильный ветер?

14. Чем вытаскивают гвозди?

15. Когда цветет ландыш?

16.Из чего делают растительное масло?

17.Где живет лягушка?

18.Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

19.Что вдоль рек не ставят? (Мосты)

20.Первый тюфяк, второй тюфяк… двенадцатый тюфяк. Первая пуховая перина, вторая пуховая перина… двенадцатая пуховая перина. А что дальше? (Горошина)

21.Блюдо, приготовленное с участием коровы и курицы. (Омлет)

22. Самая известная жертва, погибшая в 19 веке в водах. (Муму)

23.День рождения дикарей. (Понедельник)

24. 2,3,4,5,6,7,8,9,10…Что дальше? (Валет, Дама, Король, Туз)

25.Врачи мира считают это самой распространенной болезнью? (Насморк)

26.Три представителя человечества, причем двое из них, очевидно, супруги, и три представителя животного мира собрались вместе… а для чего?

27.Кукуруза, картофель, фасоль, помидоры, перец, табак. Что между ними общего? (Завезены в Европу из Америки)

28.Японцы так называют человека с двумя мечами. (Самурай)

29. Моющее средство, давшее имя телевизионным сериалам. (Мыло)

30.Единица счета по осени. (Цыплята)

31.Назовите слово противоположное слову «предательство». (Преданность).

32. Назовите занятие, противоположное отдыху. (Труд)

Упражнение 11. «Метод трудотерапии».

Время: 1мин.

Мы часто используем метод трудотерапии с трудными подростками.

Правильно ли это? Ответ обоснуйте.

Назовите положительные и отрицательные стороны этого метода, ответ обоснуйте.

Упражнение 12. «Компания».

Время – 3-5 мин.

Вы – все представители  разных  арт-компаний. Каждой команде нужно придумать, что за компания и чем она занимается.

Необходимо изобразить логотип компании и придумать ее презентацию.

Вопросы для защиты проекта:

- с какими трудностями вы столкнулись при работе над проектом,

- какие условия необходимы для продуктивного творчества для работы над проектом.

Упражнение 13. «Чашка кофе».

Время: 30 сек.

В ресторане один из посетителей пожаловался официанту, что у него плавает в кофе муха. Официант забрал чашку и пообещал принести другую, он вернулся через несколько мгновений. Человек попробовал кофе и сказал, что это тот же кофе, из которого достали муху.

Вопрос: Как он узнал об этом?

Ответ: Он уже добавил сахар в ту чашку, где была муха. Таким образом, попробовав кофе, он понял, что эта та же чашка.

Упражнение 14.  «Услуги чистильщика».

Время: 30 сек.

В Турции многие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги совершенно бесплатно. Однако те, если решают воспользоваться их предложением, сами платят чистильщикам деньги. Почему?

Ответ: Они чистят бесплатно один ботинок, и чтобы не выглядеть дураком в одном начищенном ботинке, прохожий вынужден платить за чистку второго.

Упражнение 15. «Завершение».

Время: 3мин.

Что вы думаете о прошедшем занятии? Чему вы научились? Что понравилось? Что осталось неясным? Напишите, пожалуйста, короткое послание об этом - телеграмму из 11 слов.

Заключение.

Развитие креативного мышления  помогает в работе изменить ситуацию, решить проблему методом логического анализа, углубления, детализации и прояснения образа проблемы, а также обнаружить несостоятельность известных способов решения проблемы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

Конспект  НОД  в младшей группе Б «Мечтатели»

«Мы — мальчики, мы — девочки».

Воспитатель:

Михальченко Анна Геннадьевна

       

Цель: Формировать гендерную идентичность у детей.

Задачи:

-учить детей различать мальчиков и девочек по внешности (как среди детей, так и    по фотографии, рисунку) и поведению;

формировать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;

 - закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

 - углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.  

 - развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации.

Предварительная работа:

Для формирования представлений детей о гендерном разделении в группе проводится ежедневная работа, так как к двум годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте. Для этого мы используем разнообразные средства:

на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам может быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки).

В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.

Так же в группе созданы тематические зоны, в которых ребенок может проявить себя по гендерному принципу (кухонный уголок, парикмахерская, автодром, мастерская и др.)

Чтение потешек, стихов, рассказов о детях.

Рассматривание внешнего вида сверстников, иллюстраций «Дети играют», «Купание куклы».

Дидактические игры «Оденем Катю на прогулку», «Прокати Мишку».

Индивидуальная работа с родителями (консультации по взаимодействию детей с близкими в домашней обстановке)

Оснащение занятия

Игрушка Зайчик (см. Приложение №1)

Две куклы (мальчик и девочка) (см. Приложение №2);

иллюстрации с изображениями мальчиков и девочек (мальчик играет с машинкой, девочка укладывает куклу спать в кроватку) ;

большая сюжетная картинка, где изображены несколько девочек и мальчиков;

предметные картинки:

машинка, кукла, платье, рубашка, самолет; (см. Приложение №4 клей,кисти,заготовки по аппликации;).

Ход НОД

Воспитатель:

1, 2, 3, 4, 5 – будем деток мы считать.

Таня, Аня, Маша, Петя –

Замечательные дети.

Девочки и мальчики

Скачут словно зайчики.

Раздается стук в дверь, дети с воспитателем открывают дверь и видят «зайчика».

Воспитатель:

Видно зайка услыхал, как скакали детки-

Детки - малолетки.

Зайчик:

Я зайчишечка веселый,

Люблю играть, люблю скакать.

Всех мальчишек и девчонок приглашаю поиграть.

Упражнение «Найди отличия».

 Цель: выявить характерные особенности девочек и мальчиков

Зайчик:

А во что одеты мальчики? А во что одеты девочки?

Зайчик:

У меня есть сундучок.

В нем полно одежды.

Вы её скорей возьмите,

Осторожно рассмотрите.

Все, что мальчики носят, положите на стол!

Дети рассматривают одежду, называют: рубашка, брюки, шорты

А вот юбки хороши,

Для кого они нужны?

(Дети отвечают)

Ну конечно юбки, платья –

Носит Маша, носит Катя!

Дидактическая игра «Мальчик и девочка» Цель: закрепить принадлежность элементов одежды по половому различию.

Посмотрите на картину.

На ней вы видите… Что? машину?

Ну конечно, грузовик,

У него отличный вид.

Возит Саша грузовик,

За веревку тянет

Он играть привык,

Не опрокинет грузовик.

Подвижная игра «Синички и автомобили» Цель: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Девочки - синички,

Мальчики – автомобили (в руках рули)

Воспитатель:

Ох, веселая игра, но отдохнуть теперь пора.

А теперь (демонстрирует большую сюжетную картину) я предлагаю найти на этой картине всех мальчиков и всех девочек.

Цель: Активизировать представление детей о различиях полов (физических,поведенческих и нравственно ценных)

Что они делают?

Дети описывают действия ребят, изображенных на картине: один мальчик играет с самолетиком, другой — рисует; одна девочка катает коляску, вторая — играет с плюшевым мишкой и т. п.

Зайчик:

Ой, ребята, собрался я ехать домой, а произошла беда! Нужна ваша помощь – на моей машине колёса поломались, и я их потерял, а пока искал, ветер сдул все горошины с юбочек, которые я вез своим дочкам!

Воспитатель:

Ничего, зайчик, наши дети очень добрые и помогут тебе! Пока мальчики будут чинить колеса, девочки приклеят все горошины по местам!

Продуктивная деятельность (аппликация) Цель:  развитие умений соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное; формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности.

Мальчики приклеивают «автомобилям» колеса – ремонтируют.

Девочки приклеивают горошины к юбкам.

Зайчик:

Спасибо, вам ребята! Девочкам и мальчикам! Я поехал, мои детки заждались меня, мне с вами очень понравилось и я обязательно приеду к вам ещё в гости!

А теперь пришло время попрощаться с нашим гостем Зайчиком, скажем ему «До свидания!» и пожелаем ему счастливого пути!

Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами и машинами.