Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Харыбина Юлия Алексеевна

Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_harybina.docx20.46 КБ
PDF icon navyki_sotrudnichestva.pdf2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

    Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.

   Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный, непосредственный характер. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи.

В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы.

    Наша задача научить детей работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

  Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

    Совместная деятельность дошкольника со сверстниками организуется нами в три этапа:

  1. Мы предлагаем детям несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложняем задания.
  2. Делим большую детскую группу на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Это позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
  3. Обсуждаем с детьми общие цели деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействии.

    При формировании готовности к сотрудничеству  мы обязательно учитываем возраст детей:
         • в младшей группе – мы обучали  детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.


     • в средней группе – мы обучали детей способам распределения  действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.

    • старшей группе – мы обучаем детей способам объединения с партнерами, распределения ролей,  действий,  ведения спора,  выхода из конфликтных ситуаций; обучаем  планированию предстоящей деятельности; развиваем  контроль, самоконтроль, самооценку; воспитываем  ответственность за коллективный результат; организуем  деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

   • в подготовительной группе – будем  обучать  детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах.

    Для этого в образовательном процессе дошкольных групп мы широко используем следующие методические приемы обучения сотрудничеству. Это:

  •  Демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
  • Переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
  • Создание ситуации недостатка материала;
  • Создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
  • Выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс мы включаем:
- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей,  

   способность применять ранее полученные знания.

-  нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы,      

    викторины, интеллектуальные игры);
-  организация детей в парах, тройках, малых группах;

     Для организации совместной деятельности используем такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

   Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности.

   Утром, принимая детей,  мы учим проявлять эмпатию, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день.

  Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;

    Представленные вашему вниманию дидактические игры: «Охота на тигров», «Зеркала», «Зевака», «Дотронься ….», «Кого укусил комарик?», «Две игрушки – поменяемся местами», «Ласковое имя», «Эхо», «Кто к нам в гости пришел?», «Тропинка», «Ладонь в ладонь», «Пожелание», «Сделай подарок», «Рисунок на спине», «Дотронься до ……», «Коробка добрых поступков», которые

способствуют сплочению детского коллектива, созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей.

   При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводили  игры на развитие интереса к партнеру по общению;

В средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;

В старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе;

 В подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

   Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. 

Особенности проведения рефлексии:
     • вопросы адресуем  каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируюм  

       на внимательное выслушивание друг друга;
    • вопросы, адресованные детям, фиксируем  их актуальный опыт, полученный в  

      результате выполнения конкретного задания.
Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества.

      • «Копилка добрых дел».

   Каждая семья изготовила коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, попадает на «Дерево добра».
   Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость.

   Пособия интерактивны и предполагают высокую степень активности самих детей, позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности.

     Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, т.е. нам с вами, при правильной организации совместной деятельности и игр.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

Этот материал поможет воспитателям  сформировать у детей старшего дошкольного возраста  доброжелательные отношения между сверстниками и в развитии навыков общения посредством народных подвиж...

Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

В консультации для педагогов ДОУ раскрываются принципы формирования у детей дошкольного возраста совместной деятельности, сотрудничества....

"Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как научить дошкольников активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми....

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»

знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста...

Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....