"Проект "Добрый мир сказок К.И. Чуковского"
проект (подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Проектная деятельность с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobryy_mir_skazok_k.i._chukovskogo.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Администрации муниципального образования –

Городской округ Жуковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

Проектная деятельность

по познавательно-творческому развитию

с воспитанниками

старшей логопедической группы №2

по теме

«Добрый мир сказок К.И. Чуковского»

                                                Ответственные:

                                                Крогульская Е.А. – учитель-логопед

                                                высшей квалификационной категории

                                                             Ноздрина И.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                            Зоткина О.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                

г.о. Жуковский

2021-2022 г.

Проект «Добрый мир сказок К.И. Чуковского»

Типы и виды проекта:

по видам деятельности: познавательно-творческий;

по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;

по срокам проведения: среднесрочный.

Срок реализации: ноябрь 2021 г. – март 2022 г.

Участники проекта:

  • дети старшей логопедической группы №2 (14 человек);
  • педагоги (3 человека);
  • родители (28 человек).

Актуальность проекта:

Произведения Корнея Ивановича Чуковского остаются актуальными на протяжении многих лет, так как в них заложена суть нравственных ценностей. На примерах сказочных героев дети учатся любви к ближнему, уважению, заботе и пониманию этических норм, правил поведения, распознавать добро и зло. Происходит формирование духовных качеств, которыми руководствуется человек в дальнейшей жизни.

Сказки и стихи Корнея Чуковского сопровождают каждого ребенка на протяжении всей жизни. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.

Через ознакомление с произведениями К. И. Чуковского можно познакомить детей с миром животных, профессиями людей, пользой умывания и закаливания, способствовать формированию навыков справедливости, добра, дружбы, понимания.

Произведения К. И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию фонематического слуха и дикции у детей, уверенности в себе. Всё это будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Проводимая работа с детьми в нашей группе показала, что дети недостаточно знают сказки и мало кто знает имена детских писателей. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в семье. Часто родители не понимают значение чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя, а интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.

Именно это и послужило поводом к составлению данного проекта и работе над ним.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя-дошкольника.

 

Цель проекта:

Создание условий для совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с творчеством К.И. Чуковского.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по данной теме;
  • познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского;
  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского;
  • способствовать умению детей отвечать на вопросы по содержанию произведений, называть героев произведений, оценивать их поступки, отгадывать загадки;
  • углубить знания детей о животном мире через произведения К.И. Чуковского;
  • закрепить знания детей о посуде, одежде, обуви;
  • способствовать отражению прочитанных произведений в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной, словесное творчество);
  • активизировать и обогатить словарь детей за счет заучивания и воспроизведения литературных произведений;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать повышению речевой активности детей;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • развивать творческие способности детей при драматизации отрывков из произведений писателя;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
  • способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения писателя;
  • воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
  • приобщать родителей воспитанников к семейному чтению литературных произведений и к совместной творческой деятельности с детьми.

Гипотеза:

1. Целенаправленное общение дошкольников с книгами К.И. Чуковского, доставляющее ребенку удовольствие, будет:

  • вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души;
  • способствовать формированию литературного вкуса;
  • расширять кругозор ребенка и обогащать спектр личностных особенностей.

2. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И. Чуковского, увлекая его процессом общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.

3. Родители воспитанников, наряду с детьми, станут активными действующими лицами.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

  • повысится уровень профессионального мастерства;
  • повысится уровень самообразования по творчеству К. И. Чуковского;
  • в группе будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского;
  • будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.

Для детей:

  • познакомятся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского;
  • закрепятся знания детей о животных, насекомых, посуде, одежде, обуви;
  • активизируется и обогатится словарь детей за счет заучивания и воспроизведения литературных произведений;
  • обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • разовьется желание рассматривать иллюстрации в книгах;
  • повысится речевая активность;
  • разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
  • сформируются умения отражать прочитанные произведения в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
  • через произведения писателя у детей будет наблюдаться чувство сострадания к слабым и беззащитным, интерес и любовь к художественной литературе.

Для родителей:

  • родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
  • родители воспитанников примут участие в реализации проекта, жизни группы;
  • родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам семейного чтения литературных произведений.

План реализации проекта:

I этап. Подготовительный

  1. Определение темы исследования.
  2. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  3. Составить перспективный план мероприятий.
  4. Подобрать методическую литературу по данной теме.
  5. Разработать конспекты занятий.
  6. Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
  7. Оформить книжный уголок с портретом К.И. Чуковского.
  8. Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, играм-драматизациям по сказкам К.И. Чуковского.
  9. Подобрать иллюстрации по произведениям К.И. Чуковского, игрушки- насекомые.
  10. Подобрать пословицы, поговорки, загадки К.И. Чуковского, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением.
  11. Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
  12. Подобрать аудиосказки, мультфильмы.
  13. Изготовить разрезные картинки «Посуда», «Насекомые», «Сказки К.И. Чуковского», «Дикие животные».
  14.  Оформить презентации: «Творчество К. И. Чуковского», «Айболит», «Викторина по сказкам дедушки Корнея».

II этап. Реализация проекта

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентаций: «Творчество К.И. Чуковского», «Айболит», «Викторина по сказкам дедушки Корнея».
  • Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай героев сказок», «Кого больше насекомых или животных?», «Чего больше – чашек или блюдец?», «Который по счёту?», «Расположи ёлочки от самой высокой до самой низкой» и т.д.
  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (посуда), «Разложи правильно»
  • Рассматривание иллюстраций В. Конашевича и В. Сутеева в книгах Корнея Ивановича Чуковского.
  • Просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр».
  • Слушание произведений в записи.

Речевое развитие:

  • Речевые игры: «Опиши, чтобы узнали дети», «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?», «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково», «Посчитай – 1 – 2 – 5».
  • Чтение и разучивание потешек, пословиц и поговорок.
  • Отгадывание загадок К.И. Чуковского.
  • Чтение художественной литературы: «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Краденое солнце».
  • Заучивание наизусть отрывков стихотворений.
  • Беседы: «Жизнь и творчество Корнея Чуковского», «Как надо относиться к книге?», «Что такое доброта».
  • Ситуативные беседы:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Угостим Федору чаем», «Испорченный телефон», «Сложи сказку», «Кто есть кто», «Сбежавшие герои сказок», «Разложи правильно», «Собери аптечку для доктора Айболита».
  • Настольные игры: мозаика, домино, «бродилки».
  • Игры-драматизации сюжетов сказок К.И. Чуковского
  • Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование: «Доктор Айболит», «Бабочка», «Блюдце для бабушки Федоры», «Утята».
  • Раскрашивание: «Сказка в гости к нам пришла», «Мойдодыр».
  • Аппликация: «Доктор Айболит», «Муха – Цокотуха».
  • Конструирование: «Медведь»
  • Лепка: «Чайный сервиз для бабушки Федоры» (коллективная работа)
  • Пластилинография: «Чудо – Дерево», «Краденое солнце» (коллективные работы)

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Каравай» («Муха-Цокотуха»), «Поймай комарика», «Стрекоза», «Паук и мухи», «В Африку гулять…».
  • Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «Шнуровка», «Чайник», «Домашние птицы», «На ёлке», «Лиса», «Бабочка», «Кузнечики», «Посуда», «На водопой», «Айболит наш потянулся...», «Скрюченная песня».
  • Пальчиковая гимнастика: «Обувь», «Помощники», «Уточка», «Есть у каждого свой дом», «Насекомые».
  • Дыхательная гимнастика «Краденое солнце».
  • Хороводная игра «Воробей»

Трудовое воспитание: 

  • Мытье посуды, игрушек, пупсов.
  • Уборка в игровых зонах.

III этап. Итоговый

  • Конкурс чтецов «Любимые сказки К.И. Чуковского».
  • Коллективная книга из детских работ «По страницам сказок дедушки Корнея».
  • Видеоролик.
  • Презентация проекта.
  • Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский».
  • Литературная викторина «По сказкам К.И. Чуковского».

Взаимодействие с родителями:

  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
  • Папка-передвижка «Ребенок и книга».
  • Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
  • Консультации печатные и индивидуальные: «Книга в жизни ребёнка», «Как привить ребенку любовь к чтению?» «Творчество К.И. Чуковского».
  • Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
  • Предложить родителям воспитанников выполнить вместе с детьми рисунок или аппликацию для создания коллективной книги «По страницам сказок дедушки Корнея».
  • Предложить родителям воспитанников поучить с детьми отрывок из стихотворения К.И. Чуковского.
  • Предложить родителям воспитанников сделать совместное фото с ребёнком «Семейное чтение произведений К.И. Чуковского»

Продукт проекта:

  • Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский».
  • Литературная викторина «По сказкам К.И. Чуковского».
  • Конкурс чтецов «Любимые сказки К.И. Чуковского»
  • Презентация проекта.

Анализ работы над проектом

За время проекта дети познакомились с портретом, краткой биографией советского детского поэта К.И. Чуковского, его детскими годами. Вспомнили старые и познакомились с новыми известными произведениями поэта.

Повысился рост интереса детей к художественной литературе, стремление рассматривать иллюстрации и читать книги. Возросла творческая активность детей, желание участвовать в театрализованных играх. Большинство детей к книге стали относится как к источнику познавательных интересов. Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Удалось поддержать и повысить интерес к сказкам К.И. Чуковского, активизировать речь, творческие и интеллектуальные способности детей.

Дети выучили несколько новых понравившихся стихотворений из творчества К.И. Чуковского. Совместная работа участников проекта способствовала укреплению взаимоотношений, улучшению взаимопонимания детей, родителей и педагогов. Родители стали уделять больше внимания чтению художественной литературы детям дома.

Цель проекта достигнута!

Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим. Строчки из его произведений нравятся детям, легко запоминаются и остаются в памяти надолго.

Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя поспособствовало развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Таким образом, есть цели и задачи для работы над следующими проектами.

Список используемой литературы

  1. Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
  2. Козина И.В., Лебедева Л.В.: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС. – Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 144 с.
  3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
  4. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы. –  Издательство: Владос, 2017 г. – 160 с.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
  6. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
  8. Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Добрый мир сказок К.И. Чуковского"

На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось, что родители и педагоги недостаточно используют художественную литературу в воспитании дете...

«Дорогами сказок К. И. Чуковского»

Методическая разработка НОД по познавательному развитию предназначен  для детей подготовительного  возраста. Является частью педагогического процесса , приоритетная область- чтение худ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мире сказок К.И. Чуковского»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе«В мире сказок К.И. Чуковского»Цель: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту....