Беседа «История появления стекла».
материал (старшая группа)

Селиванова Людмила Николаевна

Познакомить детей с историей стеклоделия.

Речевое развитие. Обогатить словарный запас детей. Формировать навыки речевого общения.

Художественно-эстетическое развитие. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «История появления стекла».

Задачи:

Познавательное развитие. Познакомить детей с историей стеклоделия.

Речевое развитие. Обогатить словарный запас детей. Формировать навыки речевого общения.

Художественно-эстетическое развитие. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Беседа:

История стекла насчитывает 5 с половиной тысяч лет. Считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет.

Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития. «Существует придание,- будто – бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассыпавшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказавшись камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком. Тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла».

Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла считается светло – зеленая бусина размером 9/5,5мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы – датируется 35в. до н.э.

Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло – материал, возникший оплавления скальной породы при извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит). Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное вулканическое стекло, из которых древний человек изготавливал разнообразные орудия. Много изделий было найдено на территории Египта. Центром стеклоделия стала столица Фивы. От этой эпохи до нас дошли кувшин и бусина с именем фараона Тутмоса.

Бусы являются древнейшими предметами, целиком сделанными из стекла. Такие бусы носили представители царственного дома, и они являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Это были предметы роскоши, доступные только очень влиятельным и состоятельным людям.

Египтяне производили и цветное стекло. Первыми стеклянными изделиями были украшения – бусины, палочки, полоски. Позднее научились делать вазы.

Особо ценились изделия из бесцветного стекла (ведь вначале стекло было зеленоватого или коричневого цвета). Известно, что римский император Нерон заплатил за две чашки из бесцветного стекла золотом, превышающем их вес. Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные камни. Они ценились наравне с драгоценностями из природных камней. Им приписывались те же чудодейственные свойства, что и драгоценным камням (сапфир – придает ясность мыслям, изумруд – отгоняет дурные сны, бирюза – приносит любовь и счастье и т.д.)

Прекрасные образцы стеклянных скарабеев (египетские священные жуки) хранятся в Москве.

Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Для выдувания стекла использовали тонкую металлическую трубку, мало изменившуюся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.

Позднее центром стеклоделия стала Византия. Особенно широко известна византийская цветная мозаика, которой украшали многочисленные церкви Италии и Греции. Ёё называли «Греческим стеклом».

С возникновением Венеции , широко стало известно венецианское стекло. У них были свои секреты его изготовления. Муранское стекло стало предметом роскоши, мастера делали настоящие шедевры, многие были бесценны.

Самым ходким товаром были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами, листьями. Цены на венецианские изделия достигали эквивалента золота по весу. Мастер, принятый в цех стеклоделов, получал дворянское звание.

На Руси стеклоделие ещё с древних времен было на высоте. Первый завод открылся в Подмосковье в 1635 году. С открытием завода шведом Елисеем Кохтом и началось официальное основание русского стеклоделия. Но ожидаемого развития не получилось. Лишь в начале 18-го века, Петром Великим были утверждены поощрения для стеклоделов, они стали посылаться для обучения за границу. Именно Петр Первый открыл два завода под Москвой и Петербургом, пригласил на работу мастеров из Германии. С этого периода стеклоделие в России стало развиваться.

Популярными стали расписные стеклянные изделия из молочного и опалового стекла. Их раскрашивали эмалью, изображая цветы или сюжеты. Позже популярность приобрели изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Их выпускал стекольный завод Петербурга. На заводе выпускалась красивая посуда, вазы, светильники.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливают все теми же способами: выдуванием, литьем, прессованием.

Стекло сегодня – это не только светильники и люстры, но и интересные предметы интерьера(ручки мебели, выключатели и т.д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история появления одежды

конспект занятия...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы. «Застыли кони, люди» История появления коней на Аничковом мосту. (с использованием ЭОР)

1.Познакомить детей с историей появления коней на  Аничковом мосту.2.Познакомить детей с сюжетом каждой скульптурной композиции.3.Воспитывать любовь к родному городу ,к его истории....

Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...

Беседа «История появления денег»

создать условия для знакомства с деньгами, их историей....

Конспект беседы на тему: «История появления игрушки»

Ростом разные подружки, [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25892438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: right;"}}]]Но похожи друг на дружку.Все они...

Конспект познавательной беседы “ЧАСЫ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ.”

Задачи:1. Познакомить детей с историей изобретения часов2. Познакомить детей с разными видами часов: водяные, солнечные,огненные, песочные часы; настенные, напольные, наручные, настольныекарманные час...