Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"
материал

Горожанцева Наталия Валерьевна

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Отчет по самообразованию

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательной математики»

                                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                                            воспитатель                                                                                                            

                                                                                                                                            Горожанцева Н.В.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.

Эффективными средствами по формированию элементарно математических представлений в моей работе являются:

задачи на смекалку (головоломки);

логические игры и упражнения;

игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;

загадки,  задачи-шутки;

использование схем, планов, алгоритмов.

Головоломки с палочками относятся к нестандартному математическому материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Моя работа была построена в три этапа (по степени сложности).

На первом этапе использовала задачи на составление фигур из определенного количества палочек. На втором - задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. Третий этап предусматривал задачи на смекалку, решение которых состояло в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В начале работы дети решали задачи – головоломки с помощью частичных подсказок, наводящих вопросов. Позже дети сами придумывали элементарные задачи, головоломки с палочками. Для этого я беседовала с ними, как придумываются такие задачи, что в них задано, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество палочек).

Для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, использовала логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Кроме того предлагались игры с логическими блоками. Игры были направлена на развитии способности к анализу, сравнению и обобщению фигур – с начала по двум, затем по трем свойствам и, наконец, по самостоятельно выделенным свойствам. Дети постепенно учились переходить от сравнения двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка. Также дети учились разбивать множество на классы по совместимым свойствам с помощью логических операций «не», «и», «или» строили истинные высказывания, кодировали и декодировали информацию о свойствах предмета.

Не менее важную роль в своей работе уделяла играм по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Они требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, сообразительности.

Обучение играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», проводила последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Эта работа включала в себя ряд этапов. Первый этап предусматривал ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей. На втором этапе – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, состоящие в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. На третьем этапе дети по частичному элементному изображению самостоятельно путем проб и ошибок добивались результата. Самый сложный, четвертый этап, на котором очень важна помощь взрослого. Детям предлагалась составлять фигуры по контурному или силуэтному образцу.

Переход детей к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума.

Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях. Дети учатся декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

В содержание математического развития детей по программе включена работа со схемами, алгоритмами. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов, (действий) в нем. Определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритм рассматривается в качестве средства обучения.

С целью освоения умения ориентироваться в строгой последовательности действий с детьми проводились различные игры.

Освоение алгоритма состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. В игре «Собери цепочку» требовалось найти недостающий конец цепочки; в играх с логическими блоками  развивались способности детей к анализу, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств - цвета, формы, размера. Неотъемлемой частью занятий является использование занимательных загадок, задач – шуток математического содержания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Подбор занимательного материала для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра подбирается согласно цели и содержанию предстоящего занятия. Она должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Мои наблюдения показали что детей увлекает игровое действие, занимательный материал, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.

Все это помогает не только развивать умственную активность детей, смекалку, конструктивные умения, но и разносторонние развитие детей, формировать жизненно-важные качества, как: самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию (умственному, физическому), создавать условия для проявления творчества. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Большое значение для развития детей имеет созданная в группе развивающая среда.

Прежде всего, необходимо создать такие условия для математической деятельности, при которых дети могут проявлять самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.

В группе создан центр  «Занимательная математика». Созданию центра предшествовал подбор игрового материала, что определялось возрастными возможностями и уровнем развития детей.

В уголке имеются:

настольно - печатные игры;

игры для развития логического мышления;

головоломки;

лабиринты;

игры на составление целого из частей;

игры на передвижение.

Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использую магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур.

В течение года по мере усвоения игр детьми, я или разнообразила их виды, или вводила более сложные игры с новыми конструктивными решениями.

Руководство самостоятельной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу организовывала с учетом индивидуальных особенностей детей.

Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Устраивала разнообразные соревнования, конкурсы на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Математики"

Цель: Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкциейЗадачи:Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Совершенст...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала»

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала»...