Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Кочкарова Эльза Жавитовна

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.

Задачи сенсорного развития

- формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;

 - формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания.

С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.

Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. В раннем возрасте основа сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:

1 цвет;

2 форма;

3 величина.

Изучение цвета

         При помощи зрения выделяется такое свойство объектов окружающего мира как цвет. Цвет — это окраска, цветовой тон чего либо. Окраска может быть как монохромной, то есть представлена одним цветом, так и состоять из сочетания цветов и оттенков. Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий Развитие зрительного восприятия (изучение цвета) 35 с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Начинанием  знакомство ребенка с цветами из 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, фиолетовый.

 Этапы обучения восприятию цвета

1. Различение цветов по принципу «такой — не такой» — зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание.

2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу

3. Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета.

Изучение формы

Посредством зрения выделяется также такое значимое свойство предметов, как форма. Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоять из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной, неповторимой.

Значение формы в мире людей

 Форма окружает человека повсюду. Во-первых, это встречающиеся в природе формы — шарообразные планеты и звезды, форма листьев и плодов деревьев, камни, силуэты животных и т.д. Во-вторых, это формы, наполняющие предметный мир, созданный человеком

:   Математика: геометрические фигуры и тела изучаются такой областью математики, как геометрия;

  Архитектура: различные здания и строения имеют свою форму (от простой прямоугольной до весьма сложной), а, сочетаясь между собой, создают городские или сельские виды;

   Вещи: различные предметы человеческого быта — мебель, посуда, упаковки, средства передвижения, одежда и др.

   Скульптура и живопись: объемная форма является основой скульптуры, а плоские формы используются в живописи (например, в таком направлении, как кубизм, при создании образа используются простые геометрические формы);

  Дизайн: геометрические узоры в текстиле и коврах, на обоях, форма мебели и т.д.;

   Внешность: очертания человеческого тела, модная одежда и обувь, форма прически, использование аксессуаров (сумки, украшения и др.).

Материалы и способы изучения формы

 Изучать геометрические формы и закреплять знания о формах можно несколькими разными способами:

 — используя специальные игрушки;

— рассматривая, изучая эталоны форм

— плоские фигурки и объемные тела;

 — рассматривая реальные предметы простой формы;

 — используя специальные дидактические игры, направленные на изучение форм (настольно-печатные, подвижные и др.);

 — дорисовывая простые геометрические формы (добавляя различные детали изображения), чтобы получилось узнаваемое изображение предмета.

— рисуя вместе с ребенком сначала геометрические фигуры, затем сложные изображения, состоящие из нескольких простых форм.

Изучение величины

Посредством зрительного восприятия выделяется и такое свойство предметов, как величина. Величина — это значимое свойство материальных объектов — размер, объем, протяженность — измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами, либо измеряемое точно с использованием специальных инструментов в метрической системе мер.

Параметры величины:

Высота: Высокий, средний по высоте, низкий; выше, ниже, такой же по высоте

Длина: Длинный, средний по длине, короткий; длиннее, короче, такой же по длине

Ширина: Широкий, средний по ширине, узкий; шире, уже, такой же по ширине

Способы изучения величины

Изучать величину и закреплять о ней знания можно несколькими разными способами: — сравнивая пары предметов практически — способом приложения; — сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов/игрушек зрительно (на глаз); — используя специальные дидактические игрушки, в принципе действия с которыми заложен признак величины — пирамидки, матрешки, вкладыши, доска Сегена; — используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.); — составление рядов предметов/игрушек в соответствии с величиной — от двух предметов до семи и более; — используя иллюстрации и раскраски; — рисуя вместе с ребенком различные по величине предметы, а также выполняя лепные поделки или аппликации.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

Использованная литература:

1.  Янушка Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»  1 – 2 года

2. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

сенсорное развитие детей раннего возраста...

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития у детей: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактическую игру...

Статья: "сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

quot;Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Статья .Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры .Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи, ...