"Развиваем речь дома!"
консультация (старшая группа)

Павлова Екатерина Владимировна

Консультация для родителей. 

Игры, упражнения,художественная литература направлены на развитие речи, словарного запаса детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем речь, дома!»

Дошкольный возраст – это период, когда дети нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения, навыки.

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Но на сегодняшний день речь детей бедная, без использования синонимов, образных выражений, детям дошкольного возраста трудно грамотно выразить свою мысль, четко и развернуто ответить на вопросы.

 

  Ведь игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Дети, играя друг с другом, со взрослыми общаются, комментируют свои действия, выражают свои чувства, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению и активизации словарного запаса. Игры- драматизации способствуют формированию связной речи. Пальчиковые игры способствуют накоплению, активизации и актуализации словаря дошкольниками. Таким образом, играя с детьми взрослый развивает речь без принуждения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями.

Читайте с детьми как можно больше рассказов о природе, о животных, которые расширят представления об окружающем мире, научат доброте, любви к природе. Например, рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, С. Катаева; стихи А. Майкова, И. Токмаковой, А Плещеева и др.; сказки В. Сутеева, П. Бажова, русские народные сказки «Колосок», «Заяц - хваста», «Морозко» и другие. Беседуйте с детьми о прочитанном, обращая внимание не только на содержание, но и на художественную форму. Дети учатся понимать значение образных выражений, сравнений, метафор целесообразность их использования, развивается поэтический слух, что оказывает большое влияние на развитие образной речи дети.

Играйте с детьми, как во время прогулок, так и дома в свободное время.

«Назови три слова»

Дети встают за линию. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа. Кто первым дойдет до линии финиша – победитель.

 (Что можно купить? Что можно варить?» Что может летать? и т.д.)

 «Закончи предложения»

Предложите детям закончить предложения:

Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

Папа положил конфеты… куда? (в конфетницу)

Я не хочу спать, потому что…

Мы пошли надели резиновые сапоги, потому что…

Кошка забралась на дерево, чтобы…

«Узнай по описанию».

Участники садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Считалкой выбирают того, кто будет первым описывать предмет. Кто отгадал, получает жетон. В конце игры жетоны подсчитываются, выигрывает тот, у кого их больше.

«Укрась солнышко»

Украсить можно любой предмет, который вы выберете с ребенком.

Нужно к слову подобрать, как можно больше прилагательных.

Эти игры активизируют словарь детей, развивают связную речь.

Игры «Где спрятался звук?», «Поймай комара», «Чей голосок?» развивают фонематический слух, слуховое восприятие.

«Где спрятался звук?»

Можно называть слова, показывать картинки. Ребенок повторяет слово и указывает, место того или иного звука в слове.

«Поймай комара»

Ведущий произносит слова с определенным звуком. Дети хлопают в ладоши, если этот звук услышали.

Игры с пальчиками способствуют успешному накоплению, активизации словаря дошкольниками.

Например,

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчики в лесу

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.        

(Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал.        

(Загибают безымянный палец.)

Этот резал.                                

(Загибают средний палец.)

Этот ел.                                

(Загибают указательный палец.)

Ну, а этот лишь глядел.                

(Загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Кого встретили в лесу? 

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Играйте со своими детьми, и вы научите их красиво и правильно говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Развиваем речь дома".

В буклете вниманию родителей предлагаются  дидактические игры и упражнения, направленные на речевое развитие дошкольников в домашних условиях....

Развиваем речь дома

Развиваем речь дома...

Развиваем речь дома!

Для мам и пап! Для всей семьи, маленькие детки речью владеть должны!...

Развиваем речь дома

Развитие лексико-грамматической стороны речи через пересказ сказки...

Буклет "Развиваем речь дома"

В буклете содержится информация для родителей по развитию речи ребенка. Родителям предлагается несколько упражнении, которые помогут им развивать речь ребенка в игровой форме....

Консультация для родителей Развиваем речь дома

Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь....