ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИСЕРСКОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа)

Воронина Марина Евгеньевна

Организация режиссерской игры с детьми, как средство развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_rech_i_rezhisserskaya_igra.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИСЕРСКОЙ ИГРЫ  С ДЕТЬМИ М  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

           Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что помочь в этом  может режиссерская игра. А умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В режиссерской игре речь -главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий, часто используют речевое планирование игры.

В настоящее время, когда наука обратилась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:

  • во-первых, она практически всегда индивидуальна;
  • во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
  • в - третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Режиссерская игра оказываем большое значение  для развития личности дошкольника. Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. Для этого у ребёнка должен быть определенный запас знаний, словарный запас.

Изучив методику руководства режиссерской игрой начала реализовывать данную деятельность с детьми своей группы.

Процесс развития режиссерской игры состоит из двух основных линий.

  • Во-первых, режиссерская игра превращается в «действенное» фантазирование, когда ребенок играет один, выполняет сам все роли, развертывает сюжет в соответствии с собственным замыслом. Здесь он может разыграть сказочный сюжет совершенно свободно, так, как хочется ему.
  • Вторая линия развития режиссерской игры по сюжетам сказок требует прямого руководства со стороны взрослого. 

В течение года мною решались две задачи:

  • Первая задача (на протяжении первого полугодия) - «повернуть» ребенка от отождествления себя с персонажами сказки к рассмотрению действительности глазами того персонажа, который олицетворяет новый способ видения (новую позицию) - видение кукольника.
  • Вторую задачу выполняла  на протяжении второго полугодия. Она состояла в том, чтобы ребенку помочь удержать его новый взгляд – взгляд кукольника – на протяжении всего спектакля.

В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Наряду с обычными игрушками, дети нашей группы,  используют различные предметы.

Игра  «Специальное» зеркало.

Цель: учить проигрывать различные эмоциональные состояния. Чтение и совместный анализ сказок. Нами проводилась беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем мы выделяли  героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрелись  в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

Игра «Интересные эпизоды из сказки».

Цель: мы учились проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссѐра. Дети проигрывали  отрывки из сказок, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением ими самими или мною нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

Игра «Погружение в сказку»

Цель: мы учились создавать воображаемую ситуацию. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Мы с детьми смотрим на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекается  внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что  благодаря режиссерской игре:

• дети могут  свободно общаться, легко вступать в диалог;

• говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

 • у детей есть возможность «принимать решения», при создании  для них  искусственных игровых ситуаций, в которых необходимо сделать выбор.

Как показала диагностика, такие игры развивают речь, фантазию, индивидуальность и самостоятельность.

«Игра-путь детей к познанию мира, в котором живут и который призваны изменить» М.Горький

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2.Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.

3. Белкина В.Н. Развитие творчества ребенка в режиссерской игре. // В кн.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте.

4. Бутенко В.И., Тришина Л.К. Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста. // В кн.: Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М.: Линка-Пресс, 2016

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.

В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...

Проект "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников"

Проект в старшей группе ДОУ "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников".Цель: Формирование и развитие речевых навыков через подвижную игру....

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание,...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...