Проект по самообразованию «Путь к познанию мира»
проект (подготовительная группа)

Крестникова Марина Владимировна

Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_poznaniyu_mira.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

План по самообразованию

Тема: «Путь к познанию мира»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование

 

на период  с 01.09.2023. - 30.05.2024.

Подготовила:

воспитатель

Крестникова М.В.

г. Видное

2023г.

Цель работы по теме самообразования:  создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);

- развивать самостоятельность, инициативу, творчество дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности;

- совершенствовать развитие связной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности в том числе посредством применения технологии «Детская журналистика»;

- продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников.

Актуальность темы:

Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.

Ребенок  очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.

Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является  «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.

Перспективный план работы по теме самообразования

Этапы работы и сроки

Содержание работы

Примечания результат

Сентябрь

2023г.

Изучение методической литературы, интернет  ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.  

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

Аннотация на методическую литературу

Оснащение стенда для родителей иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

Октябрь

2023 г.

Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Мир науки».

Оснащение центра исследовательской деятельности «Мир науки».

Проведение мастер - класса для родителей: «Дома не скучаем».

Конспект мероприятия. Презентация: «Дома не скучаем».

Ноябрь

2023г.

Подбор дидактического материала для создания лэпбука «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки».

Лэпбук «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки».

Декабрь 2023г.

Январь

2024г.

Проведение мастер - класса для родителей: «Лаборатория научных чудес».

Конспект мероприятия. Презентация: «Лаборатория научных чудес».

Февраль

2024г.

Проведение ООД «Бумажный листок» по познавательному развитию.

Конспекты  мероприятий

Разработка проекта «Вейся ниточка».

Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала».

Методическая копилка

Выставка поделок

Март

2024г.

Проведение ООД «Упрямые предметы».

Конспект  мероприятия

Апрель 2024г.

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория

чудес и превращений».

Конспект  мероприятия

Май

2024г.

Написание отчета о проделанной работе. 

Отчет по самообразованию.

В течение года

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования.

Публикация статей

Перспективно - тематический  план работы с детьми

старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

«Мир вокруг нас»

Д/и «Таинственные картинки».

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Беседа: «Из чего делают книги»

Чтение: «Три медведя»

Формировать умение слушать худ. произведение, вступать в разговор в ходе беседы.

Опыт: «Какие предметы могут плавать?».

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от размера предмета и его тяжести.

Игровая ситуация «Домашние помощники»

Сюжетно - ролевая  игра: «Хозяюшки»

Развлечение «Все увидим, все узнаем».

Познакомить с прибором-помощником – лупой, ее назначением

Октябрь

«Как это бывает»

Опыт: «Свойства древесины»

Расширять представление детей о том, что дерево можно пилить, строгать, вбивать в него гвозди, оно горит, излучает тепло, оно не прозрачное.

Игры-ситуации: «Из чего лучше сделать?»

Чтение: «Ржавый ключ»

Обогащать и систематизировать представления детей о металле через художественные произведения.

ООД «Город мастеров»

Расширить представления детей о материалах (пластик, дерево, металл, бумага, стекло), его качествах и свойствах; познакомить детей со свойствами дерева и металла с помощью экспериментальных действий.

Д/и «Большой – маленький»

Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха.

Ноябрь

«Свет и цвет»

Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень».

Чтение «Краденое солнце»

Опыт «Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

ООД «Свет вокруг нас»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Д/и «Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Игра - ситуации: «Угадай сказку» (по тени)

Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Декабрь

Тема: «Разные ткани»

Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны»

Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования.

Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь».

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.

Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов.

Развитие внимания. Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки»

Определение возможности окрашивания ткани природными объектами.

ООД «Разнообразие тканей»

Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Сюжетно-ролевая  игра «Ателье»

Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения.

Январь

«Рукотворный мир»

Опыт «Ткань и бумага»

На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.

Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты»

Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду.

Февраль

«Магнит и его свойства»

Сюжетно - ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров».

Познакомить детей  магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность

Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон».

Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый).

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения.

ООД «Свойства магнита»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок».

Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы.

ООД «Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков

Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?».

Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических

предметов, учить детей обобщенным способам

исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования.

Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм»

Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы.

Март

Тема: «Вес, притяжение»

Д.И.«Угадайка»

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Понять зависимость веса предмета от материала.

Апрель

Тема: «Съедобное – несъедобное»

«Эксперименты с мукой»

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Перспективный план работы с педагогами ДОУ

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Формирование  представлений об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности.

Октябрь

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности».

Систематизация знаний  об особенностях современных форм и методов по развитию творческих способностей средствами экспериментальной деятельности.

Ноябрь

Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников - учим ребенка быть любознательным».

Предоставить рекомендации по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Декабрь

Мастер-класс «Растим любознайку».

Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского 

экспериментирования дошкольников.

Январь

Практическая консультация «Опыты или чудеса из простых вещей»

Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми элементарных опытов.

Февраль

Открытый показ ООД «Есть на свете цветок….»

Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать

выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Март

Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей».

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности.

Апрель

Доклад и презентация «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет, совершенствование педагогического мастерства.

Май

Отчетная презентация по теме самообразования.

Представление результата работы за год.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?».

Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования.

Октябрь

Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!»

Буклет «Экспериментируем дома».

Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно –

экспериментальной деятельности.

Ноябрь

Создание сенсорной коробки «Подводный мир».

Оформление коллекции мыла.

Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями».

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений.

Декабрь

Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло».

Разработать практические материалы.

Январь

Папка - передвижка «Чего нельзя и что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов.

Февраль

Консультация «Научите ребенка любить живую природу».

Проведение проекта «Волшебный росток».

Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии.

Март

Конкурс  - «Кашпо для цветов из бросового материала».

Оформление коллекции«Разные ткани»

Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка).

Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие.Побудить 

родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Апрель

Консультация: «Волшебные свойства магнита».

Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками».

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Май

Родительское собрание «Чему мы научились».Форма - Круглый стол с представлением презентации.

Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат.

Для детей:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,

- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

-  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

-  самореализация.

Для родителей:

родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;

- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Вывод:

В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....

Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...

Краткосрочный проект :" Детское эксперементирование- путь к познанию мира"

В наши дни , когда мир находится на грани экологической катострофы, экологическое воспитание, как никогда, являетя одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете. нуж...

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию мира"

Развитие познавательной активности детей 4-5 лет в процессе экспериментирования....