Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты для дошкольников"
методическая разработка

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна

Данный мастер- класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и, возможно найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание по   адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Мастер- класс для педагогов на тему:

«Опыты и эксперименты для дошкольников»

провела:

Дудка-Батовская Н.В., воспитатель.

         

г.Видное,2023г

Слайд №2

Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

-познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности;

-обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;

-создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Слайд № 3

Данный мастер- класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и, возможно найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

 

Вводная часть

-Как вы знаете в ФГОС используется три термина: «познавательные интересы», «познавательные действия», «познавательное развитие».

Значение этих терминов представлены на слайде

Слайд №4

Познавательные интересы -это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Хочу спросить у вас: как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки.

Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Понимая значение познавательного развития дошкольников, мы рассматриваем его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой (любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности).

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него и осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Слайд №5

Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы:

• Формирование элементарных математических представлений.

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

• Ознакомление с предметным окружением.

• Ознакомление с социальным миром.

• Ознакомление с миром природы.

Мы понимаем, что конкретное содержание указанных разделов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе указаны те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

 Мы постоянно ищем ответы на вопросы. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию? Куда направить его энергию и любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

Ищем и изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Слайд№6

Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Давай с вами поиграем!

Слайд№7 представлены слова…

Алгоритм проведения занятия по экспериментированию. Ваша задача выстроить последовательность детского экспериментирования правильно

1.Проблемная ситуация. (это затруднение человека возникшие в случае, когда он не знает, как объяснить.)

2. Целеполагание. (умение осознанно ставить цели и планировать их достижения)

 3. Выдвижение гипотез. (это предположение, которого выдвигалось с целью объяснения) 

 4. Проверка предположения. (это наблюдение и формирование предположений на основании полученных ранее данных с целью подтверждения научным методом)

5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Слайд№8

Решая задачи в соответствии с ФГОС и следуя структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире природы.

Я хочу сегодня представить Вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Слайд №9

Опыт №1. Как с помощью стакана и емкости с водой можно определить, что воздух существует?

 Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

 •  На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, но он существует.

Слайд №10

Опыт №2 «Чудесные спички» 

Материал: 5 спичек, блюдце, вода. Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и получается образ звезды.

Вывод: причина этого явления называется капиллярность. Дело в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и начинают расправляться

Слайд № 11

Опыт №3 «Нефтяная речка».

Цель: показать детям, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер и трубочка, пластилин, прищепка, банка с водой, растительное масло. Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента: Нальём в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка -«нефть». Что же будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой плёнкой? (Рыбки погибнут, так как плёнка не пропускает воздух и им нечем дышать).Нефтяная плёнка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

Снимаем прищепку с трубки и сливаем воду в подставленное блюдечко, когда появится масляный слой, зажать трубку прищепкой. В результате в подставленной емкости будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Вывод: Нефть в воде не растворяется и представляет серьёзную опасность для обитателей рек, озёр и морей.

Слайд № 12

Опыт №4 «Дождь в стакане».

Цель: наглядно продемонстрировать, как зарождаются тучи, почему начинается дождь...

Материал: прозрачный стакан, вода, пена для бритья, пищевой краситель, шприц или пипетка.

Ход эксперимента: Наполнить прозрачную емкость водой на ¾ объема. Сверху выдавить немного пены и дать ей немного осесть на водной поверхности. Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку. Демонстрировать эксперимент «Дождь в стакане» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены.

Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель.

Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать как идет «цветной дождь».

 Вывод: когда маленькие капельки воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю. Так появляется дождь.

Слайд№ 14

И закончить мастер-класс я хочу словами отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что -то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Слайд №15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, проезд Жуковский, д.35 Мастер - класс для педагогов на тему: « Опыты и эксперименты для дошкольников " Подготовила : Дудка - Батовская Н.В ., воспитатель . г.Видное,2023г

Слайд 2

Цель : повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками . Задачи: • познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности ; • обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме ; • создание положительного эмоционального климата у педагогов .

Слайд 3

Практическая значимость Д анный мастер- класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и, возможно найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Слайд 4

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов , и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения . Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки . Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Слайд 5

Образовательная область «Познавательное развитие» включает следу ющ ие разделы : • формирование элементарных математических представлений ; • развитие познавательно-исследовательской деятельности ; • ознакомление с предметным окружением ; • ознакомление с социальным миром ; • ознакомление с миром природы;

Слайд 6

Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок , тем быстрее и полноценнее он развивается.

Слайд 7

Алгоритм проведения занятия по экспериментированию: • выдвижение гипотезы • проверка предположения • целеполагание • проблемная ситуация • формулировка вывода • новая гипотеза •проблемная ситуация •целеполагание •выдвижение гипотез •проверка предположения •если предположение подтвердилось: формулировка вывода •если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Слайд 8

Решая задачи в соответствии с ФГОС и следуя структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире природы .

Слайд 9

Опыт №1. Как с помощью стакана и емкости с водой можно определить, что воздух существует ? Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка. • Н а дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод : Воздух прозрачный, невидимый, но существует . Он не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Слайд 10

Опыт № 2 «Чудесные спички» Материал: 5 спичек, блюдце, вода. Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и получается образ звезды. Вывод : п ричина этого явления называется капиллярность . Дело в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “ толстеют”, и начинают расправляться.

Слайд 11

Опыт №3 «Нефтяная речка». Цель : показать детям, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды. Материал: пластиковый контейнер и трубочка, пластилин, прищепка, банка с водой, растительное масло. Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой. Ход эксперимента : Нальём в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка -«нефть». Что же будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой плёнкой? (Рыбки погибнут, так как плёнка не пропускает воздух и им нечем дышать). Н ефтяная плёнка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов . Снимаем прищепку с трубки и сливаем воду в подставленное блюдечко, когда появится масляный слой, зажать трубку прищепкой. В результате в подставленной емкости будет чистая вода, а масло останется в контейнере . Вывод : Нефть в воде не растворяется и представляет серьёзную опасность для обитателей рек, озёр и морей.

Слайд 12

Опыт № 4 «Дождь в стакане». Цель : наглядно продемонстрировать, как зарождаются тучи, почему начинается дождь... Материал: прозрачный стакан,вода,пена для бритья,пищевой краситель, шприц или пипетка. Ход эксперимента: Наполнить прозрачную емкость водой на ¾ объема. Сверху выдавить немного пены и дать ей немного осесть на водной поверхности. Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку. Демонстрировать эксперимент «Дождь в стакане» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены. Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать как идет «цветной дождь ». Вывод : когда маленькие капельки воды скапливаются в облаке,они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса,что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю.Так появляется дождь.

Слайд 13

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал ” В.А . Сухомлинский .

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по включению экспериментов в другие виды деятельности

Данный материал будет интересен как начинающим, так и опытным педагогам. Он поможет включать эксперименты в процессе всего обазоврательного процесса, во все виды детской деятельности....

Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то новое те...

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

Мастер-класс для родителей "Опыты и эксперименты в детском саду"

Цель - знакомство родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, содействие активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность....

мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...

Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...