«Обучение детей дошкольного возраста программированию посредством мини-робота – Ozobot»
материал (старшая группа)

Дарья Владимировна Ананьина

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека в современном мире. Инициативность личности ребенка воспитывается сегодня по новому, в новой среде, в современной модернизированной игре. По старинке, с помощью листа бумаги и карандаша, развить любознательность, изобретательность, пытливость дошкольника в наши дни невероятно сложно. Незнание, неуверенность, непонимание нового, вовсе может вызвать страх и подавить инициативу к познавательной деятельности малыша.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет курс на поддержку инициативы дошкольника, становление личностных характеристик, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, в частности: развития первоначальных навыков программирования и алгоритмики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение детей дошкольного возраста программированию

посредством мини-робота – Ozobot»

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека в современном мире. Инициативность личности ребенка воспитывается сегодня по новому, в новой среде, в современной модернизированной игре. По старинке, с помощью листа бумаги и карандаша, развить любознательность, изобретательность, пытливость дошкольника в наши дни невероятно сложно. Незнание, неуверенность, непонимание нового, вовсе может вызвать страх и подавить инициативу к познавательной деятельности малыша.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет курс на поддержку инициативы дошкольника, становление личностных характеристик, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, в частности: развития первоначальных навыков программирования и алгоритмики.

С обновлением и модернизацией среды дошкольного образовательного учреждения, поддержка инициативы руководством стала возможна реализация и этой идеи: «Обучение детей дошкольного возраста программированию посредством мини-робота - Ozobot».

Представление и изучение материала преподносится детям исключительно в игровой форме с использованием доступного возрасту понятийного словаря. Детей научат программировать роботов, использовать их не только для развлечений, но и с пользой для своего развития. Внедрение в практику технологических инноваций оживляет ребенка и побуждает к развитию системного, логического и пространственного мышления, активирует творческие способности и мелкую моторику, вызывает желание не замыкаться, а работать в команде, сообща. Мини-роботы Ozobot, послужат рычагом к открытию основ физики, логики, математики и программирования.

Фундаментом проекта c применением мини-роботов Ozobot, являются игровые технологии, которые имеют множество познавательных и обучающих функций. Использование Ozobot робота в дошкольном образовательном учреждении, фактически помогает реализовать задачи пяти развивающих областей согласно ФГОС; а также служит средством развития у детей памяти, воображения, творческих способностей, логического и абстрактного мышления.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности детей к элементарной образовательной деятельности, техническому творчеству и развитию первоначального технического навыка. Достаточная материальная база, обогащение развивающей предметно-пространственной среды сегодня, даёт возможность полноценно реализовывать задачи образовательного стандарта ДО, в котором уделяется большое внимание деятельности способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и создание возможности использования в работе нелинейных форм обучения и воспитания.

Одна из проблем проявляется в отсутствие, в программе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста видов деятельности, обеспечивающих формирование у воспитанников опыта программирования и формирования элементарной алгоритмики.

Также, важность необходимости создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию начальных навыков алгоритмики и программирования учтена и реализована, но не достаточно применяется в практике педагогами как вспомогательный элемент для решения образовательных задач.

Возрастающие требованиями к качеству работы педагога согласно профессионального стандарта дошкольного образования и недостаточным пониманием педагогами влияния новых технических средств на развитие личности дошкольников, также создают решаемую задачу.

Выявленная проблематика указывает на необходимость и возможность использования новых технических средств, в частности простейших мини-роботов Ozobot в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для поддержки инициативы дошкольников, приобщения детей к техническому творчеству и формированию первоначальных навыков программирования и алгоритмики, оптимизацию работы педагогов в данном направлении.

Интегративное использование мини-робота Ozobot в образовательной деятельности дошкольного учреждения, как средство развития умения преодолевать трудности, ошибки, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Возможность поддержки детской инициативы в развитии алгоритмического мышления, в формировании у дошкольников способности самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения позволяющие развивать не только познавательную, но и речевую активность. Дополняя все образовательные области ДО этой игровой технологически современной игрушкой в дальнейшем, дошкольнику станет легче и интереснее познавать новое, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость, удовлетворение, развивать инициативу, заинтересовывать и побуждать к стремлению углублять свои познания. Новизна проявляется и в авторском воплощении образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения для пропедевтики (пропаганды) обучения программированию детей старшего дошкольного возраста. Она заключается в адаптации высокотехнологических программируемых игрушек нового поколения. Ozobot-робота в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологичной игрушки Ozobot-робот.

Задачи:

Обучающие:

- формировать начальные представления о программировании и алгоритмике посредством мини-робота Ozobot;

- обучать детей разнообразным формам моделирующей деятельности с помощью наглядных схем и символов;

- учить создавать элементарные схемы и символы самостоятельно;

- учить характеризовать и высказывать свое мнение о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать пространственные представления и понятия;

- формировать умения ориентироваться на плоскости;

Развивающие:

- развивать творческий подход и мыслительную деятельность в поиске вариантов решения поставленных задач;

- развивать основные психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);

- развивать инициативу составлять простые и сложные с алгоритмы;

- развивать желание самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;

- обогащать познавательную сферу детей информацией через использование мини-роботов Ozobot.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения со сверстниками;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе познавательной деятельности,

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности.

Вовлечение родителей в ОД:

- наглядно продемонстрировать, возможность компетентного использования и применения современных технологии, как вспомогательный ресурс, в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста;

- максимально вовлечь в образовательный процесс.

Основные направления педагога:

- использовать современные образовательные технологии, направленные на развитие дошкольников;

- оптимизировать развивающую предметно-пространственную среду в воспитательно-образовательный процесс;

- содействовать развитию и поддержке детской инициативы в познавательной деятельности.

Практическая значимость идеи: которая может быть рекомендована для педагогов дошкольных образовательных организаций, ставящих перед собой цель по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с использованием инновационных игрушек.

Реализация и механизмы:

  • Организация РППС в группе;
  • Информационная поддержка, просвещение педагогов, родителей;
  • Совместная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности);
  • Использование различных видов детской деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой, двигательной);
  • Специально организованная НОД в рамках дополнительного образования;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Волонтерская деятельность (создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, от старших к младшим посредством театрализации;)

Методы и средства реализации:

- программирование, творческие исследования, соревнования между

группами детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);

- практический (простейшего алгоритма);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации).

Итоговые продукты:

- презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

- выставка тематических макетов-алгоритмов «Добрый робот - Ozobot»;

- создание скинов для Ozobot-ов (совместно с родителями);

- создание картотеки игр с использованием мини-роботов Ozobot;

- создание анимационного фильма «Всё может Ozobot»;

- мастер-класс: «Использование инновационных технологии в ДОУ, как подспорье в НОД»;

- организация детьми театральных постановок посредством мини-роботов для дошкольников младших возрастных групп.

Ожидаемый результат реализации:

- Дошкольник может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

- Проявляет интерес к начальному программированию.

- Владеет первоначальными знаниями по робототехнике, алгоритмике.

- Выполняет действия по схеме и условным обозначениям, ориентируется в пространстве игровой зоны.

- Проявляет элементы творчества.

- Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.

- Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

- Работает по заданным инструкциям, схемам.

- Управляет поведением мини-роботов Ozobot при помощи простейшего программирования c использованием планшета.

- Создает с помощью педагога простейшую алгоритмическую функцию используя программный конструктор.

- Самостоятельно программирует мини-роботов Ozobot в соответствии с заданной темой, условиями, инструкциями.

- Проявляет творческую инициативу и самостоятельность.

- Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.

- Работает над поставленной задачей в команде, эффективно распределяет обязанности и выполняя свою роль.

- Проявляет творческий подход к решению поставленной задачи.

- Проявляет интерес к первым успехам товарищей.

- Излагает мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- Диссеминация педагогического опыта посредством участия в муниципальных и региональных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Сообщение «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом...

Презентация «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Основной показатель эффективнос...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

В данной статье рассмотрены понятия дистанционного образования дошкольников. В статье решаются задачи необходимости разработки и развития дистанционных образовательных технологий и обоснованности их п...