Познавательно – творческий проект «Готовы к школе!»
проект (подготовительная группа)

Гордейчик Татьяна Михайловна

Как говорила Мария Монтессори: «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovy_k_shkole.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ Г. ПОДОЛЬСК

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

(МОУ СОШ №31)

дошкольное отделение

Познавательно – творческий проект

«Готовы к школе!»

Подготовила и провела:

воспитатель

Гордейчик Татьяна Михайловна

Г.о. Подольск, 2023 г.

Познавательно - творческий проект «Готовы к школе!»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатель.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-май), групповой, познавательный.

Актуальность.

Как говорила Мария Монтессори: «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Проблема.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Гипотеза.

Проект «Готовы к школе!» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Цель.

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса.

Задачи.

- формирование положительной учебной мотивации;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты проекта.

- сформировать у детей подготовительной к школе группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- накопление большого багажа знаний о школе;

- снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- у детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- подготовка руки к письму;

- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Этапы реализации проекта.

I Этап (сентябрь 2019г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

- проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

- подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей;

- консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению.

II Этап (октябрь 2019г – апрель 2020г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

-беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;

- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов.

III Этап (май 2020г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

- проводя работу по проекту «Готовы к школе!» в период с 2021-2022 годы можно сделать следующие выводы:

- проект «Готовы к школе!» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МАДОУ;

- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

Продукты проектной деятельности

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.

Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

Сроки выполнения: Сентябрь.

Название мероприятий:

Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»

Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

Беседа о школе.

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

«Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Экскурсия в школу (презентация)

Работа с родителями:

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Консультация «Если ребенок левша»

Сроки выполнения: Октябрь, Ноябрь

Название мероприятий:

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»

Беседа о правилах поведения в школе

НОД «Школьные принадлежности»

Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин «Карусель в голове»

Аппликация «Школьные принадлежности»

Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Работа с родителями:

Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Советы педагога-психолога родителям «Готов к школе!»

Сроки выполнения: Декабрь

Название мероприятий:

НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Аппликация «Школа»

Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

Конструирование «Здание школы»

Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

Работа с родителями:

Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».

Сроки выполнения: Январь

Название мероприятий:

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин «Моя работа»

Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

Просмотр мультфильмов на школьную тему.

Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Работа с родителями:

Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Сроки выполнения: Февраль

Название мероприятий:

Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

Составление рассказа по картине «В школу»

Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.

Час загадок и ребусов о школе.

Работа с родителями:

Консультация «Готовим руку к письму»

Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию.

Сроки выполнения: Март

Название мероприятий:

Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

«Игры для развития речи». Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Круглый стол с показом деятельности

«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Что значит: Быть готовым к школе»?

Шесть правил адаптации ребенка к школе.

Сроки выполнения: Апрель

Название мероприятий:

Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»

Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга

Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

Работа в тетради по ФЭМП

Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Работа с родителями:

Консультация для родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

Родителям на заметку «Комната первоклассника».

Сроки выполнения: Май

Название мероприятий:

Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

Аппликация «Моя школьная форма»

Рисование «Школьный ранец»

Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

Работа с родителями:

Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»

Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.

Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

Выводы:

Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех ее участников.

Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, помогла система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечила всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе помогли только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы.

Познавательно – творческий проект «Готовы к школе!» помог сформировать «внутреннюю позицию школьника» у детей подготовительной группы, а также поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса, и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем

мире.

  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.
  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Список литературы:

1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.

2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.

3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.

6. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.

7. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.

8. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дет...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Познавательно-творческий проект "Скоро в школу"

ЦЕЛЬ:формирование представления о школе и положительного отношения к школьной жизни у детей подготовительной группы.ЗАДАЧИ:Øформирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;Øспособс...

Познавательно-творческий проект "Скоро в школу "

Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Обобщить знания дошкольников о школе/ Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к при...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...

Познавательно-творческий проект: "СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ" для периода самоизоляции

Познавательно-творческий проект в подготовительной школе детского сада "Ступеньки к школе", среднесрочный: апрель-июнь. Данный проект рассчитан для детей 6-7 лет, родителей и воспитателей. У...

Познавательно-творческий проект "Скоро в школу!"

Презентация познавательного  проекта в подготовительной группе "Скоро в школу!"...