РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Данилова Елена Еремеевна

В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 до 7 лет, авторы О.Н. Степанова, Н.А. Щепкина, Д.Н. Морозов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_kr_vssh_2023-2024.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному – личностному развитию детей» № 8 «Родничок»

Городского округа «город Якутск»

                                                

                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ

Д/с №8«Родничок»

Максимова П.Н.__________

от «__»________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КРУЖОК «Волшебная страна шахмат»

на 2023-2024 учебный год

Педагог ДО: Данилова Е.Е.

г. Якутск

Пояснительная записка

          Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат» по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы составлена на основе «Шахматы, первый год» И.Г.Сухина, а также учебного пособия И.Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной стране».

      Шахматы издавна привлекают к себе внимание выдающихся деятелей культуры, науки: писателей, ученых, музыкантов и представителей других областей искусства. Многие из них высоко ценили эту древнюю игру, на протяжении долгих лет увлекались ею, посвящали часы досуга, порой она служила им источником вдохновения, помогая ярче проявить свой талант, интеллект, способности и т.д.

       Шахматы - это интеллектуальная игра, которая оказывает большое внимание на развитие человека и занимает огромное место в культурном наследии человечества. Шахматы несут нравственно-воспитательное предназначение и удивительную многоплановость, вызванную триединой формулой - искусство, наука, спорт.

В наше время шахматы стали прочно входить в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, ведутся шахматные уроки.

Актуальность

          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.


           Актуальность данной программы обусловлена вниманием со стороны общества к положительному влиянию шахмат на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3-8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. У 4-6 летних детей, занимающихся шахматами, развивается память, логическое мышление, улучшаются математические способности, развивается самостоятельность в решении различных жизненных ситуаций.

          Важность детских шахмат очевидна - это инструмент формирования логического мышления дошкольника, его творческого и интеллектуального развития.

            Разрабатывая методику обучения дошкольников основам древней игры, надо ясно представлять себе, что, для того чтобы подготовить их к творчеству на уровне современного развития знаний, нужно в само усвоение знаний ввести элементы творчества детей. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что непосредственно образовательная деятельность должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям дошкольного возраста потребностях и интересах, на использовании «дошкольных» видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, если для ребенка от года до трех ведущей деятельностью является предметная деятельность, то с 3-летнего возраста ведущей деятельностью становится игра.

          Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат» по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы является программой физкультурно-спортивной направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.

  • познание (ознакомление с шахматной игрой, обогащение словарного запаса);
  • коммуникация (объяснение своих действий, общение через игру);
  • чтение художественной литературы (чтение детских книг о шахматах);
  • социализация (итоговая конкурсно-игровая программа для ДОУ города);
  • музыка (подвижные шахматные игры в музыкальном сопровождении).

            Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей дошкольного возраста. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;
  • Обучить ориентироваться на плоскости шахматной доски;
  • Обучить основам шахматной игры;
  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • расширить кругозор, словарный запас;
  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
  • Формировать навыки запоминания, активизировать мыслительную деятельность;
  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • Прививать навыки самодисциплины;
  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Возрастные особенности обучающихся.

 В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

 Опираясь на характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе игры возможно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивая их волю, поддерживая желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

  Обучающиеся изучают предмет, развивают свои способности, приобретают навыки позитивного общения через следующий этап – начальная подготовка шахматиста, от не умеющего играть в шахматы до знающего шахматную игру.

Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические задания и игры
  • Проблемные и поисковые вопросы
  • Шахматные сказки, загадки
  • Практическая игра
  • Теоретические занятия
  • Шахматные досуги
  • Подвижные игры шахматной тематики
  • Речевые игры

      В образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом образовательной деятельности является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

  Содержание дополнительной образовательной программы представлено календарно-тематическим планированием, включающим в себя цель образовательной деятельности, его содержание, средства обучения.

Объем и реализация рабочей программы.

     Обучение по данной программе проводится с детьми старших и подготовительных групп (2 старшие и 3 подготовительные группы).

Программа рассчитана:

Первый год – 72 часа;

Второй год – 72 часа.

Занятия проходят:

первый год обучения – по 25 минут (2 раза в неделю);

второй год обучения – по 30 минут (2 раза в неделю).

Ожидаемый результат.

К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:

- понятие: «Шахматы - игра»;

- особенности фигур;

- расположение фигур на доске.

Будут уметь:

          - расстанавливать фигуры по нотации;

- выполнять ходы шахматной фигурой;

- различать фигуры по их значимости.

Приобретут навыки:

- классифицировать шахматные термины;

       - осуществлять взаимодействие фигур;

       - самостоятельно принимать решения.

Овладеют личностными качествами: способностью к анализу, умением просчитывать свои действия, умением адекватно воспринимать проигрыш, самостоятельностью мышления, способностью самоконтроля.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Должен знать

Должен иметь представление

Должен уметь

- шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья);

- названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);

- правила хода и взятия каждой фигуры.

- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- иметь представление о некоторых тактических приемах (рокировка, взятие на проходе).

- ориентироваться на шахматной доске;

-различать «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Методическое обеспечение программы.

    Занятия кружка включают организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

        Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

         Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями, по принципу от простого к сложному. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных действий во время непосредственно образовательной деятельности. Каждую задачу ребёнок не просто решает, проигрывает, а проживает.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игровая деятельность;

- сказка;

- путешествие;

- праздник;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, диалоговый, объяснение;

- видеозанятия;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- викторины, конкурсы, соревнования;

           - практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Средства реализации программы:

      - учебно-тематические планы;

      - методические указания и методическое обеспечение программы;

      - сборники задач, специальная литература;

      - дидактические карточки, раздаточные материалы для тренингов;

      - вопросники к викторинам, конкурсам, к контрольным занятиям;

      - словарь шахматных терминов;

      - шахматная литература.

Условия для реализации программы:

На занятиях используются:

  1. Демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур – 2 шт;
  2. Настольные шахматы:
  • Шахматы большие – 10 шт;
  • Шахматы маленькие – 3 шт.
  1. Напольные шахматы – 1 шт;
  2. Напольная шахматная доска – 1 шт;
  3. Дидактические игры для обучения игре в шахматы:
  • Волшебный мешочек – 1шт;
  • Шахматное лото – 2 шт;
  • Шахматные пазлы – 2 шт;
  • Настольная игра «Путешествие в Шахматное королевство» - 1 шт;
  • Настольная игра «Битва за Шахматное королевство» - 1 шт;
  • Кубики с шахматными фигурами – 3 шт;
  • Кубики маленькие с черно-белыми полями – 12 шт;
  • Шапочки с шахматными фигурами (черные и белые).
  1. Наглядные пособия:
  • Комплект наглядно-демонстрационного материала «Фрагменты шахматной доски»;
  • Портреты выдающихся шахматистов мира;
  • Портреты чемпионов по шахматам РС (Я);
  • Тренировочные диаграммы;
  • Карточки с шахматными фигурами;
  • Карточки с шахматными задачами.
  1. Электронные образовательные ресурсы:
  • Обучающие видеоуроки;
  • Обучающие презентации;
  • Обучающие и игровые шахматные программы.
  1. Технические средства обучения:
  • Интерактивная доска;
  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Магниты двухсторонние квадратные красного и зеленого цвета – 30 шт.
  1. Книжно-печатная шахматная продукция.

Перспективный план кружка «Волшебная страна шахмат»

Первый год обучения (старшая группа)

Содержание работы

Сентябрь

1

Сказка о Шахматной стране.

2

Название шахматных фигур.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

3

Творческая мастерская.

Раскраска шахматной доски и шахматных фигур.

4

Настольная игра «Шахматное лото».

5

Творческая мастерская.

Лепка и поделки шахматных фигур.

6

Стихи и загадки про шахматы.

Настольная игра «Шахматный пазл».

7

Подвижная игра «Шахматная эстафета».

8

Настольно-печатная игра «Путешествие в Шахматное королевство».

Октябрь

9

Название шахматных фигур (мониторинг).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

10

Шахматная доска, много белых и черных клеток, похожие на квадраты (мониторинг).

11

Положение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.  

12

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

13

Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: Ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Подвижная игра «Расстановка фигур на шахматной доске».

14

Обозначение клеток шахматной доски. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет домики шахматных фигур».

15

Закрепление пройденного материала.

16

Ладья. Ход Ладьи. Взятие. Дидактическая игра «Один в поле воин».

17

Ладья (продолжение). Дидактические игры «Кратчайший путь», «Лабиринт».

Ноябрь

18

Ладья (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых» «Игра на уничтожение».

19

Ладья (продолжение). Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

20

Слон. Ход Слона. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

21

Слон (продолжение). Дидактические игры «Лабиринт»,  «Перехитри часовых».

22

Слон (продолжение). Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

23

Ладья против Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар.

24

Ладья против Слона (продолжение). Взятие. Защита. Выиграй фигуру.

25

Ладья против Слона (продолжение). Дидактические игры “Перехитри часовых”, “Сними часовых”.

Декабрь

26

Ладья против Слона (продолжение). Дидактическая игра “Игра на уничтожение”.

27

Ладья против Слона (продолжение). Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Ограничение подвижности”.

28

Закрепление пройденного материала.

29

Ферзь. Ход Ферзя. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин».

30

Ферзь (продолжение). Дидактические игры «Кратчайший путь», «Лабиринт».

31

Ферзь (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых».

32

Ферзь (продолжение). Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

33

Ферзь против Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар.

34

Ферзь против Ладьи, Слона (продолжение). Взятие. Выиграй фигуру.

Январь

35

Ферзь против Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых», “Сними часовых”.

36

Ферзь против Ладьи, Слона (продолжение). Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

37

Ферзь против Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

38

Закрепление пройденного материала.

39

Конь. Ход Коня. Взятие. Дидактическая игра «Один в поле воин».

40

Конь (продолжение). Дидактические игры «Кратчайший путь», «Лабиринт».

41

Конь (продолжение). Дидактическая игра «Перехитри часовых».

Февраль

42

Конь (продолжение). Дидактические игры  «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

43

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар.

44

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона (продолжение). Взятие. Защита. Выиграй фигуру.

45

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона (продолжение). Дидактическая игра “Перехитри часовых”.

46

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры “Сними часовых”, “Игра на уничтожение”.

47

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Ограничение подвижности”.

48

Закрепление пройденного материала.

Март

49

Пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

50

Пешка (продолжение). Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт».

51

Пешка (продолжение). Дидактические игры «Лабиринт», «Ограничение подвижности».

52

Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона, Коня. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар.

53

Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона, Коня (продолжение). Взятие. Защита. Выиграй фигуру.

54

Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона, Коня (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности».

55

Закрепление пройденного материала.

56

Король. Ход Короля. Взятие. Дидактическая игра «Один в поле воин».

Апрель

57

Король (продолжение). Дидактические игры «Кратчайший путь», «Лабиринт».

 

58

Король (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля».

59

Король против других фигур. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие.

60

Король против других фигур (продолжение). Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».  

61

Король против других фигур (продолжение). Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Ограничение подвижности”.

62

Закрепление пройденного материала.

63

Шах. Три способа защиты от шаха. Шах или не шах.

64

Мат. Мат или не мат. Мат в один ход.

Май

65

Ничья. Ничья из-за пата. Пат или не пат.

66

Закрепление пройденного материала.

67

Итоговое мероприятие «Волшебная страна шахмат».

68

Игра со всеми фигурами.

69

Повторение. Мониторинг.

70

Повторение. Мониторинг.

71

Решение задач.

72

Решение задач.

        

Второй год обучения (подготовительная группа)

Содержание работы

Сентябрь

1

Название шахматных фигур. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Подвижная игра «Расстановка фигур на шахматной доске».

2

Творческая мастерская. Стихи про шахматы.

Раскраска шахматной доски и шахматных фигур.

3

Настольно-печатная игра «Путешествие в Шахматное королевство».

4

Викторина «Ответь, как в сказке, без подсказки».

5

Настольная игра «Шахматное лото».

6

Творческая мастерская. Загадки про шахматы.

Лепка и поделки шахматных фигур.

7

Настольно-печатная игра «Битва за Шахматное королевство».

8

Краткая история о шахматах. Происхождение шахмат.Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Октябрь

9

Повторение (мониторинг). Черно-белые поля, понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», центр. Шахматная доска.

10

Повторение (мониторинг). Название   шахматных фигур и их расположение. Ориентировка на доске, используя буквенную и цифровую терминологию. Начальное положение.

11

Правила поведения за шахматной доской.

Подвижная игра “Шахматная эстафета”.

12

Ладья против Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Защита. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

13

Ладья против Слона (продолжение). Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

14

Решение задач.

Вопросы из шкатулки.

15

Ферзь против Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

16

Ферзь против Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

17

Решение задач.

Вопросы из шкатулки.

Ноябрь

18

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

19

Конь против Ферзя, Ладьи, Слона (продолжение). Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

20

Решение задач.

Вопросы из шкатулки.

21

Пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Ограничение подвижности».

22

Закрепление пройденного материала.

Вопросы из шкатулки.

23

Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона, Коня. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Защита. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности».

24

Решение задач.

Вопросы из шкатулки.

25

Король против других фигур. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

Декабрь

26

Король против других фигур (продолжение). Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Ограничения подвижности».

27

Решение задач. Вопросы из шкатулки.

28

Шах. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха».

29

Закрепление пройденного материала.

30

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах», «Лучший шах».

31

Закрепление пройденного материала.

32

Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

33

Закрепление пройденного материала.

34

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Январь

35

Закрепление пройденного материала.

36

Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. Дидактическое задание «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».

37

Закрепление пройденного материала.

38

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

39

Закрепление пройденного материала.

40

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».

41

Закрепление пройденного материала.

Февраль

42

Шахматная партия. Игра со всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра “Два хода”

43

Закрепление пройденного материала.

44

Шахматная партия. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

45

Закрепление пройденного материала.

46

Шахматная партия. Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из начального положения.

47

Закрепление пройденного материала.

48

Три фигуры против целой армии.

Март

49

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”, “Вижу цель”. Игровая практика.

50

Закрепление пройденного материала.

51

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур. Запись начального положения. Краткая и полная шахматные нотации. Запись шахматной партии. Игровая практика.

52

Закрепление пройденного материала.

53

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш Ферзя).

54

Закрепление пройденного материала.

55

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш Ладьи, Слона, Коня). Игровая практика.

56

Закрепление пройденного материала.

Апрель

57

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

58

Закрепление пройденного материала.

59

Ценность шахматных фигур. Защита. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

60

Закрепление пройденного материала.

61

Техника матования одинокого Короля. Две Ладьи против Короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный Король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

62

Техника матования одинокого Короля. Ферзь и Ладья против Короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный Король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

63

Закрепление пройденного материала.

64

Техника матования одинокого Короля. Ферзь и Король против Короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный Король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

Май

65

Техника матования одинокого Короля. Ладья и Король против Короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный Король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

66

Закрепление пройденного материала.

67

Итоговое мероприятие «Волшебная страна шахмат».

68

Повторение. Мониторинг.

69

Повторение. Мониторинг.

70

Игра со всеми фигурами.

71

Решение задач.

72

Решение задач.

Содержание программы.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Центр». То же самое, но заполняется центр шахматной доски.

2.  ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Найди место». Ребенок правильно должен найти место шахматной фигуры на шахматной доске.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«По росту». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Шахматное лото». Игра на закрепление названий шахматных фигур и полей (белые и черные).

«Кто быстрее соберет» из кусочков картинки с шахматными фигурами быстро должны собрать картинку и назвать какая шахматная фигура.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

уровня сформированности способности действовать «в уме»

детей от 4 до 7 лет

О.Н. Степанова,

Н.А. Щепкина,

Д.Н. Морозов.

Диагностика уровня сформированности способности действовать «в уме» разработана для детей дошкольного (средних, старших и подготовительных групп) и младшего школьного возраста, проводится два раза в год – в начале и конце учебного года (сентябрь, май).

Данный диагностический инструментарий основывается на научных трудах Я.А. Пономарева и И.Г. Сухина, исследовавших способность действовать «в уме» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основе диагностического инструментария – созданная И.Г. Сухиным система дидактических заданий и конкретные виды заданий («На одну клетку», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых» и других). Инструментарий, с помощью которого происходит диагностика способности действовать «в уме» при использовании указанной системы дидактических заданий, базируется на разработанной П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий.

Данная система заданий по диагностике способности действовать «в уме» отрабатывается сначала на ладье, а затем последовательно на каждой из остальных шахматных фигур. И.Г. Сухиным выделено пять уровней развития способности действовать «в уме»:

- уровень ориентировки;

- уровень реализации;

- уровень маршрута;

- уровень противодействия;

- уровень преодоления.

По И.Г. Сухину, все уровни развития способности действовать «в уме», последовательно отрабатываются за шесть этапов на заданиях:

а) с ладьями;

б) со слонами;

в) с ферзями;

г) с пешками;

д) с королями;

е) с конями;

Далее приводим тесты-задания, соответствующие каждому из уровней сформированности способности действовать «в уме» у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для детей средних и старших групп детского сада на предложенных диаграммах диагностики для наглядности шахматную фигуру обозначаем фигурой, а для детей подготовительной к школе групп и детей младшего школьного возраста оставляем буквенное обозначение.

  1. Первый уровень (уровень ориентировки).

Тесты «На одну клетку», «Через клетку» и т.п. определяют I уровень сформированности способности действовать «в уме».

Задание: ребенок показывает, как он может передвигать фигуры на шахматной доске; показывая умения и навыки ориентировки на шахматной доске.

1 балл – за каждое задание теста.

0 балл – задания не выполнены.

  1. Второй уровень (уровень реализации).

Тест «Один в поле воин» на определение II уровня сформированности способности действовать «в уме».

Задание: ребенок показывает свои умения и навыки в решении шахматные заданий не на шахматной доске, а по диаграммам – без передвижения фигур, пальцем показывая верный ход или верный маршрут; реализуя угрозу без противодействия. 1 балл – ребенок умеет решать шахматные задания по диаграммам.

0 балл – не умеет.

  1.  Третий уровень (уровень маршрута).

Тест «Лабиринт» на определение III уровня сформированности способности действовать «в уме».

Задание: ребенок показывает свои умения и навыки по овладению шахматной нотацией и движению фигуры по оптимальному маршруту, дает верные ответы с помощью шахматной нотации, проговаривая свое решение вслух. 

1 балл – ребенок владеет шахматной нотацией, передвигает фигуру по оптимальному маршруту, дает верные ответы с помощью шахматной нотации, проговаривая свое решение вслух. 

0 балл – не умеет.

  1.  Четвертый уровень (уровень противодействия).

Тест «Перехитри часовых».

Задание: ребенок показывает свои умения и навыки противостоять противнику, умение следить за клетками, атакованными фигурами неприятеля, решает шахматную задачу с помощью нотации, при этом проговаривая свое решение вслух.

1 балл – ребенок умеет противостоять противнику, следит за клетками, атакованными фигурами неприятеля, решает шахматную задачу с помощью нотации, при этом проговаривая свое решение вслух.

0 балл – не умеет.

  1.  Пятый уровень (уровень преодоления).

 Тест «Игра на уничтожение».

Задание: ребенок решает задания полностью «в уме». Ребенок показывает свои способности действовать «в уме», при этом учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.

Данная система заданий проводится в 6 этапов, которые отрабатываются сначала на ладье, а затем последовательно на каждой из остальных шахматных фигур. При диагностике дошкольников может быть использована, как вся шахматная доска, так и часть доски, ее фрагменты, с шахматными фигурами или их обозначениями с помощью шахматной нотации.

Обработка данных по выявлению способности действовать «в уме»

у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Таблица 1

Сводная таблица оценочных показателей сформированности способности действовать «в уме» у детей дошкольного и младшего школьного возраста в баллах

Образовательная организация: (краткое правильное название организации, место, улус/район) 

Месяц, дата проведения: сентябрь /май 2023-2024 уч.г.

Группа: старшие группы “Сулусчаан”, “Радуга”.

 ФИ ребенка

 Ладья

5уровней

 Слон

5 уровней

 Ферзь

 5 уровней

 Пешка

5 уровней

Король

5 уровней

 Конь

5 уровней

 Общее количество баллов

Уровни сформированности способности действовать

 «в уме»

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1.

Разепина Регина (пример)

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

16 баллов

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

В данном разделе мы покажем, как проводить обработку полученных данных по диагностике способности действовать «в уме» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все данные детей, полученные во время проведения диагностики, необходимо свести в таблицу «Сводная таблица оценочных показателей сформированности способности действовать «в уме» у детей дошкольного и младшего школьного возраста в баллах» (Таблица 1). Делаем подсчет всех полученных баллов по всем заданиям у каждого ребенка и пишем их в отдельной колонке, затем делим.

Таблица 2

ФИО ребенка

Итого

Средний показатель

Уровень

1

Разепина Регина (пример)

16 баллов

16:6=2,6

3 уровень

2

3

Определяем, на каком уровне находится каждый ребенок. Для этого мы вычисляем среднее арифметическое значение. Например, Разепина Регина:

Ладья - 3б

Слон - 1б

Ферзь - 2б

Пешка - 3б

Король - 5б

Конь -2 б

Теперь складываем эти значения и делим на их количество: (3+1+2+3+5+2):6 =17:6=2,6 балла. У данной дошкольницы 3-й уровень. Аналогично вычисляем уровни остальных детей (Таблица 2). Как видно, не у всех детей средний показатель равен целому числу, поэтому мы округляем их до целого числа: если цифра после запятой равна или больше 5, то тогда округляем в большую сторону. Например, 2,5; 2,6; 2,8 все числа после запятой больше 5, поэтому их показатель округляем до целого числа 3, а 1,1 – 1 меньше 5, поэтому мы округляем до целого числа 1.

Из этого получается следующее:

Разепина Регина находится на 3 уровне...

Далее мы определяем количество детей на каждом уровне:

1 уровень (a)  количество дошкольников

2 уровень (b) – количество дошкольников

3 уровень (c)  1 дошкольников (Разепина Р.)

4 уровень (d)  количество дошкольников

5 уровень (e) – количество дошкольников.

Теперь переходим к формуле распределения (ФР). Для этого нужно перевести «количество детей» в каждом уровне в  проценты (%). Составляем пропорцию:

10 детей это – 100%

1 ребенок это – Х%

Х = 100% умножаем на 1 и делим на 10, получается, что 1 дошкольник составляет 10%

Теперь заменяем «количество детей» на процент:

а) 1 уровень  3 дошкольника умножаем на 10% = 30%

b) 2 уровень  0х10=0%

c) 3 уровень 5х10=50%

d) 4 уровень 1х10=10%

e) 5 уровень 1х10=10%

Таким образом ФР = (30; 0; 50; 10; 10) = 100%

Вычисляем средний показатель по формуле СП = (а+2b+3c+4d+5e):100, где а, b, c, d, e – процентно выраженное количество детей, находящихся соответственно на 1, 2, 3, 4, 5 уровнях.

СП = (30+2х0+3х50+4х10+5х10) делим на 100 = 2,7% – это и является средним показателем способности действовать  «в уме» согласно таблице № 1.

Разработанная система диагностики построена таким образом, чтобы поэтапно отслеживать усвояемость пройденного учебного материала по шахматно-задачной технологии, и позволяет определить степень сформированности у детей дошкольного и младшего школьного возраста способности действовать «в уме» посредством их умственных действий и вывести по формуле средний показатель (СП) по наблюдаемой группе детей.

Список используемой литературы:

  1. Сухин И.Г. «Программы курса «Шахматы – школе»:Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. 40 с.
  2. Сухин И.Г. «Удивительные приключения в Шахматной стране». – М: Поматур, 200.-320с, ил.
  3. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  4. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  5. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»: Рабочая тетрадь: Часть 1.– Обнинск: Духовное возрождение, 2010.
  6. 6.Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»: Рабочая тетрадь: Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.
  7. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 2006, 2008, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Умка" на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка».Рабочая программа определяет соде...

Рабочая программа подготовительной к школе группы " Росинка " на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа для детей подготовительной грцппы "Росинка" , срок реализации 1 год...

Рабочая программа коррекционно развивающей деятельности педагога - психолога на 2023 - 2024 учебный год

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детск...

Рабочая программа второй группы раннего возраста "Ромашки" на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа второй группы раннего возраста "Ромашки" по ФОП  на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФОП на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа с учетом рекомендаций ФОП, в которую включены календарно-тематическое планироние, планирование работы с родителями и специалистами детского сада....

Рабочая программа Подготовительной группы (6-7 лет) на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год является Основной Образовательной программой ГДО МБОУ Ленинская СОШ....

Рабочая программа старшая группы (5-6 лет) на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы на 2023-2024 учебный год является Основной Образовательной программой ГДО МБОУ Ленинская СОШ....