Самообразование по теме "Познавательно- исследовательская деятельность детей в младшей и средней группе".
материал (младшая группа)

Дордий Анна Валерьевна

Актуальность темы:

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

 В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme_eksper._2.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2023-2024 учебный год.

Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми среднего возраста на период с 01.09.2023. - 30.05.2024гг.

 Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников (4-5 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи: - изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

 - рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми, используемые в проведении и описании педагогического опыта;

 - разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;

 - создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

 - внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Актуальность темы: 

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

 В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Ребёнок в дошкольном возрасте (4-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

 Методы и приемы работы:

¬ Практические

 ¬ проблемно-поисковые

¬ беседы

¬ опыты;

 ¬ наблюдения на прогулках, эксперименты;

¬ чтение художественной литературы

¬ дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

 ¬ трудовые поручения, действия.

 Предполагаемый результат: 

¬ Повышение профессионального мастерства

¬ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 ¬ Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.

¬ У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.

¬ У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.

¬ Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

Месяц

Неделя

Темы ОСО

Темы ОБЖ

Младшая группа

Средняя группа

Сентябрь

3

Я и мое имя          

Личная гигиена

«Веселые человечки играют»

«Носарий»

4

Я и мое имя

Личная гигиена

«Починим куклу»

«Умный нос»

Октябрь

1

Фрукты, сад

Фрукты, витамины и полезные продукты

«Красящие вещества фруктов»

«У кого какие детки?» (опыт №1)

2

Овощи, огород

Овощи, витамины и здоровый организм

«Где прячутся детки?»

«У кого какие детки?» (опыт №2)

3

Ягоды, грибы

Лесные ягоды

«Красящие вещества ягод»

«Изменение вкуса ягод при замораживании»

4

Деревья

Съедобные и несъедобные грибы

«Как листики летают по ветру»

«У кого какие детки?» (опыт №3)

Ноябрь

1

Домашние животные

Контакты с животными. Сыпучие материалы и вода

«Узнаем, какая вода»

«Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды»

2

Чем мы дышим? (со средней группы)

Вода

«Уводы нет вкуса и запаха»

«Лед — твердая вода»

3

Поздняя осень -

Сыпучие материалы

«Песок и глина. Сыпучесть»

«Что случилось? Впитываемость песка и глины»

4

Подготовка к зиме

«Песок и глина. Рыхлость»

«Волшебный материал»

Декабрь

1

Признаки зимы. Взаимосвязь в природе

Взаимосвязь и взаимодействие-       в природе (свет, тепло)

«Что в коробке?»: '

«Свет, вокруг нас»

2

Дикие животные

Правила безопасности с горячими предметами

«Горячо -тепло»_

«Кто улетит, кто останется?»

3

Посуда, материалы

Горячие предметы

«Бумага: ее качества и свойства»

«Где быстрее?»

4

Новый год

Первая помощь при ожогах. Правила пожарной безопасности в новогодние праздники

«Дерево: его качества и свойства»

«Металл: его качества и свойства»

Январь

1

Признаки зимы

Гололед, сосульки

«Изготовление цветных льдинок».

«Взаимодействие воды и снега»

2

Элекгроприборы (со средней группы). Зимующие птицы

Правила безопасности с электроприборами. Бережное отношение к живой природе

«Украсим елочку»

«Угадай-ка» (опыты №1, 2)

3

Домашние птицы

Режим дня и режим питания

«Легкий — тяжелый»

«Почему птицы могут летать?»

4

Труд людей зимой

Использование и хранение режущих и колющих предметов

«Горячо — холодно»

«Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов»

Февраль

1

Зимние забавы

Зимние забавы (лыжи, коньки, санки)

«Наши помощники»

«Строим снежный город»

2

Одежда и обувь

Одежда и здоровье

«Ткань: ее качества и свойства»

«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

3

Мебель

Если чужой приходит в дом

«Дерево: его качества и свойства»

«Мебель для куклы Ани»

4

Я и моя семья

Здоровье и болезнь

«Нарисуем свой портрет»

«Вкусовые зоны языка», «Язычок-помощник»

Март

1

Мамин праздник. Мамины профессии

Профилактика простудных заболеваний. Фиточай

«Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей»

«Поиск воздуха»

2

Признаки весны. Живая природа весной

Лекарственные травы. Природа весной

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

«Морской бой»

3

Птицы прилетели

Несчастные случаи в быту

«Что звучит?»

«Пузырьки-спасатели»

4

Рыбы

Контакты с незнакомыми людьми

«Музыка или шум?»

«Почему все звучит?»

Апрель

1

Игрушки

Пожароопасные предметы

«Солнечные зайчики»

«Увеличительное стекло, бинокль, очки»

2

Наш дом, улица

Электроприборы. Магниты

«Игры с цветными стеклышками»

«Знакомство с микроскопом»

3

Транспорт.

пдд

Правила поведения в городском транспорте, дорожные знаки-

«Подуй на свечу»

«Волшебная рукавичка»

4-

Космос

Пожар в лесу.;. Зачем нам нужны космонавты?

«Что горит?»

«Мы —                фокусники» "

Май

1

Насекомые. Земноводные

Игры во дворе. Укусы насекомых

«Как очаровать червя?»

-«Как спрятаться; бабочкам?»

2

Растения. Цветы

На воде, на солнце. Не загрязняй окружающую среду

«Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды»

«Растения и свет»

3

Лето. Природные явления

Гроза (гром-молния)

«Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды»

«Растения в темной комнате и в светлой»

Работа с родителями.

Сентябрь

Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

Октябрь

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Ноябрь

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Декабрь

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Январь

Консультация: «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

Февраль

Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

Март

Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

Апрель

Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!»

Май

Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...

План по самообразованию «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

Тематическое планирование коррекционной работы по разви-тию математических представлений для детей второй младшей и средней группы в игровой, коммуникативной и познаватель-но – исследовательской детской деятельности

Планирование коррекционной работы по математике во второй младшей и средней группе в игровой, коммуникативной и познавательно - исследовательской детской деятеольности....

План по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего и среднего возраста"

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира...

Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...

План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...