Мастер класс для воспитателей " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
методическая разработка (младшая группа)

Ладыгина Татьяна Александровна

Цель мастер класса показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

для воспитателей .

" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей".

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.  

Оборудование: карточки с «загадками-близнецами», пословицы на карточках,  цветные квадратики.

Ход мастер-класса

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Сегодня на этом мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и

о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?

Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.

Устное - из уст в уста.

Народное - автор - народ.

Творчество - созданное в результате труда.

Воспитатель: Проведём небольшую викторину:

Какие малые формы фольклора вы знаете?

(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)

Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:

умывания

кормления

одевания

укладывания ко сну

Как называются следующие выражения:

"Ябеда-беда, козья борода"

"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)

Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)

«Загадки – близнецы».

 Воспитатель: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

Нет ног, а хожу,                                       1. Кто ходит ночь

     Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.

     Когда спать,                                                  Не зная, что такое лень?      

     Когда вставать.

Не портной, а всю жизнь                          2. Ползун ползёт,

с  иголками ходит.                                        Иголки везёт.

И комковато,                                               3.Меня режут – трут,             И ноздревато,                                                  Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                            А я всё терплю-

А всех милее.                                                   Людям добром плачу.

Ночью не спит,                                            4.А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,

                                                                           Возле печки греется,

                                                                           без водички моется.

Красные лапки,                                                5. В воде купался,

Длинная шея.                                                       Да сух остался.

Щиплет за пятки –                                        

Беги без оглядки.    

                                          

В городе Тит стоит,                                       6.Сам не берёт

Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт                                  

 И воронам не даёт.

Растёт она вниз головой,                               7.Белая морковка  

Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

Шёл я мимо,                                                     8.То блин, то полблина,

Видел диво:                                                          То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

Сидел на заборе,                                                 9. Не ездок,

Пел да кричал,                                                         А со шпорами,

А как все собрались,                                               Не сторож,

Взял да замолчал.                                                  А всех будит.

Игра «Скажи по-русски».

 Воспитатель:   А теперь поиграем игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но можно использовать и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
(
Баба с возу – кобыле легче)

Детская философия (детский лепет).

Без страдания нет наград.(терпенье и труд все перетрут)

Первый из них всегда обречён. (Первый блин комом).

Один старый и два новых. (старый друг лучше новых двух)

Кредиторы ждать не любят. (Долг платежом красен).

Все пошли – и ты догоняй. (семеро одного не ждут)

Чужая рубашка опасна для жизни. (Своя рубаха ближе к телу)

Будней – то пять, а выходных – два. (Делу время – потехе час.)

Конфликт поколений в курятнике.  (яйцо курицу не учит)

"Соедини несоединимое"

Назовите сказку, с которой связаны эти слова:

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

«Модели сказок».

Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.  (Маша и медведь, Лисичка со скалочкой)

(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт модель. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Воспитатель: Здорово у Вас получилось! Вот такие модели могут оказать помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.

Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:

"Качели".

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Завертелись карусели.

Пересели на качели.

Вверх летели, вниз летели,

Вверх летели, вниз летели.

А теперь с тобой вдвоём

Мы на лодочке плывём.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег выйдем ловко.

Воспитатель:  Спасибо всем участникам за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей "

Речь - это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому....

Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством....

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:  показать методы и приемы работы с произведениями  устного народного творчества...