Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Лихачева Ольга Викторовна

Консультация для родителей "Почему дети деруться в детском саду? Что могут сделать родители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 27-12-2023_17-29-12.zip28.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Дерётся, отнимает игрушки!» Почему дети плохо ведут себя в саду и что могут сделать родители

    Отправляя ребенка в детский сад, родители нередко рисуют себе идеальную картинку: дети вместе катают машинки, находятся под присмотром, и им хорошо, потому что всегда найдется компаньон для игр. Мечта рушится в тот момент, когда ребенок, рыдая, рассказывает, что Миша, Маша или Даня снова его ударил, сломал его парковку, а то и вовсе уничтожил любимого «робота». Или, еще хуже, оказывается, что этот Миша и есть ваш сын.

     Почему не все дети хотят жить мирно? В основе агрессивного, всем мешающего поведения детсадовцев чаще всего лежит тревога и связана она с какой-то внутренней нерешенной проблемой. Поведение — лишь следствие этой проблемы.

Почему ребенок ведет себя агрессивно

     По словам психолога, есть несколько основных факторов, провоцирующих детскую агрессию по отношению к одногруппникам в саду.

     Отсутствие опыта коммуникации. В возрасте 3–4 лет многие дети попросту еще не умеют коммуницировать с другими детьми и людьми. Они оказываются в обществе, но не владеют инструментами для налаживания общения.

     Проблемы с речью. Отсутствие речи, задержка речевого развития, неразборчивая речь — все это усугубляет трудности коммуникации. У ребенка, который не умеет внятно говорить, просто нет других способов привлечь к себе внимание, кроме как вмешаться в чужую игру, бросить игрушку, сломать чужие постройки. Замахнуться на ребенка или ударить его — это способ осуществить коммуникацию.

     Повышенная внутренняя тревожность. Формула такого состояния проста: «Мне небезопасно — я буду защищаться/нападать». Такая тревожность (и, как следствие, беспокойное поведение) — вполне нормальное явление в первые месяцы адаптации к детскому саду. Если она не проходит, то дело, возможно, в непростой семейной обстановке. Так, если в паре «мама — папа» часто возникают конфликтные ситуации, если ребенок наблюдает ссоры в семье, то он эту «войну» из семьи несет в сад. Для него агрессивное поведение по отношению к другим детям — способ снять напряжение, справиться со своей тревогой.

     Ребенок не умеет играть. Это проблема именно педагогического характера: родители не показали ребенку в более раннем возрасте, как можно выстраивать сценарии игры и коммуникацию с другими. Такое случается, когда ребенку, например, включают мультики, вместо того чтобы играть с ним в ролевые игры. В итоге, придя в детский сад, он не знает, как включиться в игру с другими, как обходиться с игрушками. Всем правила известны, а ему нет — и это вызывает у него чувство дискомфорта и даже агрессию.

Как научить ребенка играть с другими

    «Прежде чем переходить к обучению игре, стоит исключить все остальные факторы агрессивного поведения ребенка.  Если обстановка в семье нормальная, если прошел период адаптации к детскому саду, если у ребенка всё в порядке с речью — можно учиться играть, посвящая этому занятию хотя бы 20 минут в день. Это должны быть не только простые дворовые игры типа салок, классиков, пряток, но и игры в мяч, строительство домов из конструктора или песка и т. д. Родителям нужно разыгрывать с ребенком и простые ролевые сюжеты из обычной жизни. Сложно? Поищите группы сюжетно-ролевых игр, где дети учатся играть под руководством ведущего-модератора».

   Ролевой сюжет для домашней игры может быть таким. Игрушка — положим, беспокойный Зайчик — мешает играть Белочке, Лисичке и Ежику. Завязка понятна — а теперь важно обсудить с ребенком, какие эмоции испытывает каждый герой в этой истории. Поговорить о том, что стоит изменить в поведении Зайчику, чтобы остальные звери захотели с ним дружить и играть. «Очень важно дать ребенку инструменты, с помощью которых он сможет выражать свои желания и коммуницировать с другими. — Нужно четко обозначить, что не следует бить других, нельзя ломать чужие игрушки. И обязательно обсуждать с ребенком, что его могло расстроить или обидеть, какая потребность на самом деле стояла за его поступком. Почаще говорите ребенку: „Понимаю, что ты хотел поиграть с этой игрушкой. Но эта игрушка Лены, ломать ее нельзя“».

     Предлагайте ребенку различные варианты решения проблемы в каждой непонятной ситуации. Родители должны выступать модераторами, медиаторами в коммуникации младших дошкольников, причем стараться быть объективными, а не вставать на сторону ребенка в любом случае.  

Варианты решения «игрушечного» конфликта:

  1. предложите ребенку меняться игрушками, если ему понравилась чужая машинка или кукла;
  2. научите ребенка фразе «Хочу поиграть вместе»;
  3. когда это возможно, помогайте ему вести коммуникацию, хвалите за конкретные успехи.

«Ребенок „растет“, прогрессирует в том, на что мы обращаем внимание.  Если мы замечаем только то, как ребенок мешает другим и все ломает, то и ребенку будет сложно понять, что он способен действовать иначе. Лучше наоборот — замечать маленькие изменения и хвалить за них: „Как здорово, что сегодня тебе удалось так весело поиграть с Митей!“»

Играть — это непросто, этому тоже нужно учиться. Но научить ребенка играть с другими детьми под силу каждому родителю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...