Консультация
консультация
Консультация для родителей: « Застенчивый ребенок. Как помочь наладить общение со взрослыми и сверстниками?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: « Застенчивый ребенок. Как помочь наладить общение со взрослыми и сверстниками?»
Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь. Такой ребёнок не устроит вам истерику, в гостях не станет «вождём краснокожих», а просто будет правильным «пай-мальчиком», своей воспитанностью потрясая всех вокруг.
Уже в три года он способен управлять собою и не выплёскивать эмоции наружу. И кризис возраста трёх лет проходит для него почти бескризисно. Такой ребёнок – часть комфорта для родителей и удивительно удобен: он есть… и в то же время его нет, … вернее нет тех атрибутов детства, которые лишают вас покоя и создают разные проблемы. Такой ребёнок просто беспроблемен. И только лишь в тех случаях, когда малыш сверхзастенчив: всего боится, избегает сверстников, ни с кем не дружит, изолируется и дичает, возникает тревога у взрослых по поводу поведения ребёнка.
Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжёлая болезнь тела. Её последствия могут быть удручающими:
• застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
• она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
• застенчивость не даёт другим людям возможности оценить положительные качества человека;
• она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
• она мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
• застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что, застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и закрепляется.
Может быть, ваш ребёнок за свои пять или шесть лет уже несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определённых ситуациях, или знает, как общаться, но по определённым внутренним причинам не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести и к самоунижению («Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не могу») .
Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, и вообще менее симпатичные, чем их незастенчивые сверстники. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги.
А действительно ли застенчивые дети менее симпатичные или они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести. А может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о застенчивом ребёнке, ещё больше занижая его самооценку («Что ты как мямля не можешь дать сдачи? », «Вечно ты всех боишься, съедят тебя что ли? »). Также есть вероятность, что, и сам ребёнок слишком критично относится к себе. Это утверждение подтверждается исследованием, что среди младших школьников застенчивые отличаются нетерпимостью к другим и в то же время сниженным самоуважением.
Чем старше становиться застенчивый ребёнок, тем больше он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах с ней бороться, поскольку не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает. Иногда застенчивость у ребёнка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых.
Помочь застенчивым детям можно, если придерживаться определённого стиля поведения с ними, который заключается в следующем:
• быть очень деликатным и не разочаровываться в таком ребёнке;
• не использовать авторитарный метод воспитания;
• стараться не создавать такие ситуации, в которых он оказывался бы объектом шуток и насмешек, помогать справиться со своими чувствами и поддерживать;
• учить ребёнка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения;
• не критиковать вслух ум, внешность и черты характера вашего ребёнка, не сравнивать его с другими детьми;
• расширяйте круг знакомств своего ребёнка, чаще приглашайте к себе его друзей, берите в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам;
• не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую меру свободы и открытых действий;
• постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, собственных силах; учите, чтобы он уважал себя;
• привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с чужим взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта книга с картинками. Попроси у продавца дать её нам посмотреть» и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
