Консультация для педагогов «Организация и подбор дидактических игр для НОД с детьми дошкольного возраста»
консультация

Оюн Чечена Сергеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_podbor_did.igr_.docx21.93 КБ
Файл organizatsiya_igr-dramatiz._s_detmi.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыракан муниципального района

«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Консультация

«Организация и подбор дидактических игр для НОД с детьми дошкольного возраста».

Консультация

«Организация и подбор дидактических игр для НОД с детьми дошкольного возраста».

 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют:
 1.Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению. А также расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Развитию памяти, внимания, наблюдательности. Развитию   умению   высказывать свои суждения, делать умозаключения.
2. Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
3. 
Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

 Подбор дидактических игр.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

 Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

 Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
     Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       

 Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

     Подготовка к проведению дидактических игр включает:  

 - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. (в групповой комнате или на участке);

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

           Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры.  При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Рекомендации по планированию дидактических игр и использование их при проведении НОД

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью НОД. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнении правил игры, расширении их вариативности. На занятиях рекомендуется использовать дидактические игры ,которые можно проводить фронтально -со всеми детьми. Они могут применятся в качестве метода закрепления и систематизации знаний детей. При планировании дидактических игр в воспитательно- образовательном процессе необходимо чтобы игры, взятые на НОД, использовались детьми и в их самостоятельной деятельности после проведения НОД, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью.  В процессе игры или после ее окончания, педагог устанавливает: на сколько правильно поняли и усвоили содержание НОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков. Для планирования и проведения НОД  я предлагаю следующие дидактические игры:

Дидактические игры для познавательного развития детей.

1. «Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

2.«Кто, где живёт?»

Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

3.«Где чья мама?»

Цель:

-Систематизировать знания детей о домашних животных и их детёнышах.

Правила игры:  

Первый вариант. Карточки с взрослыми животными разложить по группе, а карточки с детёнышами раздать детям. Воспитатель объясняет правила игры: Сейчас мы поиграем в игру «Где, чья мама?». У каждого из вас есть карточка с детёнышем домашних животных. Я сейчас буду имитировать голоса животных, а те дети, у которых карточка с детёнышем этого животного пойдёт искать свою маму. Выигрывают те дети, кто правильно отыскал свою маму.

Второй вариант. Можно находить своих мам по загадкам, или предложить самым детям рассказать о своём детёныше, а другие дети отгадывают, чей это малыш.

Дидактические игры для речевого развития

1. «Назови одним словом»

Цели игры: Развитие внимания, мышления, сообразительности.

Формирование умения классифицировать предметы. Пополнение словарного запаса

Ход игры

 Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

2.Игра «Один-много»
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно ,назвав при этом множественное число .Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.

3. Игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дидактические игры для социально коммуникативного развития детей

1.Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик , маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.). Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом!

Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

2.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга

Дидактические игры для художественно эстетического развития

1.Смешаем цвета

Цель: Формировать интерес к изобразительному искусству.

Закрепить знания о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.

 Ход игры.

 Две команды по 5 человек в каждой. Можно и больше команд, это зависит от количества детей в группе и их желания играть. Всем членам команды выдаются кружочки 5 цветов по одному цвету каждому. Цвета: красный, синий, белый, черный, желтый.  Напротив каждой команды ставятся по 2 стула на расстоянии 3-4 метров от игроков. Ведущий из красивого ящичка достает кружок определенного цвета и читает стихотворение, посвященное этому цвету. Потом спрашивает у детей как этот цвет получить путем смешивания красок.

 Дети должны вспомнить, как получить эти цвета

Оранжевый цвет = желтый + красный. Зеленый цвет = желтый + синий. Фиолетовый цвет = красный + синий. Голубой цвет = белый + синий. Розовый цвет = белый + красный. Серый цвет = белый + черный

Игроки команды совещаются и решают кто должен выбежать и сесть на стульчики напротив команды. Например, если речь идет о том, как получить  розовый цвет, то из команды выбегают и занимают места на стульчиках дети с  белым и красным шариками  в руках .Если зеленый , то дети с желтым и синим шариками и т . д . Оценивается скорость и правильность ответов.

2.Дидактическая игра «Тепло-холодно»

Цель игры: закрепить знания детей о холодных и теплых цветах.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок

3.Дидактическая игра «Гусеница» своими руками из фетра

Цель:
Развитие зрительного внимания. Развитие логического мышления и памяти. Формирование мелкой моторики, тактильных ощущений. Изучение и закрепление основных цветов.
Варианты заданий:
1. Попросите ребенка показать определенный цвет( красный, синий, желтый зеленый);
2. Разложить цвета в определенной последовательности;
3. Собрать гусеницу в определенной последовательности, для этого можно использовать специальные карточки- ориентиры;
4. Попросите назвать последовательность цветов, используя предлоги за, после. около..

Дидактические игры для физического развития детей.

«Спортивное лото»

Цель: дать детям представление о различных видах спорта, спортивном оборудовании, снарядах, спортивных терминах. Учить правильно, называть спортивную специальность и описывать действие, изображённое на картинке

1 вариант (4 года). Принимают участие 3 человека. Детям раздаются игровые поля с видами спорта. Ведущий показывает карточки и объясняет, что делают спортсмены, дети сами определяют вид спорта.

2 вариант (5 – 6 лет). Участвуют в игре 6 человек. Детям раздаются все игровые поля. Ведущий показывает картинку, дети объясняют, что на ней изображено и находят её у себя.

3 вариант (6 – 7 лет). Роль ведущего берёт на себя любой ребёнок.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснить,

почему этот предмет является лишним.

Задачи:

Развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать внимание, целеустремлённость.

Ход игры.

Водящий выкладывает перед игроками четыре картинки.

Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Материалом могут быть картинки с изображением инвентаря, видов спорта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыракан муниципального района

«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Консультация для педагогов

 «Организация игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста».

Консультация для педагогов

 «Организация игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста».

      Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка. Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством . Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность . Этому предположению существует несколько подтверждений. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное .

      В старшем  возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов .

      В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

       Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

       Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

-Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

-Ролевые диалоги на основе текста.

-Инсценировки произведений.

-Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

      На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций Л.П. Бочкарева):

   1.Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2.Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами - это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3.Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты - геометрические фигуры. Голова - круг, туловище и конечности - конусы, ушки - треугольники, а усы - прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка "скользит" по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4.Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 - 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

5.Театр марионеток. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

6.Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович - Ефимовой, "никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети "эмблемами".

      Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

     По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева "Развитая игра-драматизация - это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребн...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с дошкольниками" ...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. В них играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены ...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные п...

Консультация для педагогов «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"

Материал будет полезен для педагогов при организации и проведении прогулки с детьми дошкольного возраста....

Консультация «Организация и подбор дидактических игр для НОД с детьми дошкольного возраста».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методо...