«Воспитание юного читателя»
учебно-методический материал

Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего авторитета. Интернет, ТВ- активно выступают его конкурентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_vospitanie_yunogo_chitatelya_.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:


ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44

143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,

УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13

e-mail: ds.samotsveti@mail.com тел.: 8 (495) 563-05-73

Семинар-практикум для воспитателей: «Воспитание юного читателя»

Подготовила: Каштанова Е.А., воспитатель

МБДОУ детский сад 44

г.о. Красногорск

2022 г.

Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего авторитета. Интернет, ТВ- активно выступают его конкурентами.

Тем не менее литература была и остается тем видом искусства, которое оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, его мыслей и чувств.

Воспитать читателя, способного воспринимать произведения искусства во всем его богатстве, процесс долгий и трудный. И приступать к его осуществлению необходимо уже с раннего детства.

Приобщение ребенка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов как семья, детский сад.

Как показали обследования детей, их первичный читательский опыт оказался совсем невелик. Дети не знают многих образцов отечественной и зарубежной литературы, таких, например, как: М.Пришвин, Д. Хармс, сказки Г. Циферова, С. Козлова, прекрасные сказки А.С. Пушкина. Это не может не вызывать чувства беспокойства у воспитателей и родителей, т.к. ребенок, как никто другой нуждается в сказке. Слушая сказку, ребенок начинает бурно сопереживать, сострадать, «сорадоваться» чужой судьбе.

Так же известно, что наиболее созвучны мироощущениям ребенка дошкольного возраста поэтические произведения.  Ребенок учится понимать красоту и гибкость родного языка, слушать его музыку и ритм. Все это, несомненно способствует его интеллектуальному и эмоциональному росту. Из поля зрения незаслуженно выпали замечательные стихи Э. Мошковской, Ю. Тувима, Р. Сефа, Я. Акима, сибирских поэтов (Е. Стюарт).

Так мы убедились, что книжный рацион ребенка довольно скуден. В нем не хватает многих образцов детской литературы. Кроме того, литературное развитие многих детей держится на книгах, знакомство с которыми должно было бы состояться значительно раньше. Показательны ответы детей: «Теремок», «Гуси-Лебеди», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Красная Шапочка» Ш. Перро. Запаздывание литературной подготовки первого этапа ведут к изначальному обеднению мыслей и чувств ребенка. Мы же потом удивляемся, отчего уже у школьников идет отставание умственного, нравственного, эмоционального развития.

Педагогу детского сада, при работе с родителями, важно показать насколько важен хороший литературный вкус, знание детской литературы, творческое использование этих знаний. 

Особенно важно подчеркнуть насколько необходимо чтение игровых стихов. Удовлетворение малыша в игре словом, звуком, во всевозможных перевоплощениях, фокусах. Игровые стихи укрепляют в нем чувство реальности, служит подспорьем в познавательной деятельности, а так -же воспитывает такое драгоценное качество, как юмор. Полноправное место должны занять произведения Д. Хармса, Г. Сапгира, Э. Успенского и др.

Почти каждая семья имеет библиотеку, о детской художественной литературе говорить не приходится – она есть у каждого ребенка. Воспитатель расспрашивает детей какие книги им читают дома, что им в них понравилось, хотят ли они быть похожими на героев произведений и почему. Выясняется, что часть родителей читает детям литературу, не соответствующую их возрасту. Некоторые ввиду занятости или по иным причинам не читают детям совсем, заменяя просмотром сомнительного качества и художественного достоинства мультфильмами.

Важно своевременно познакомить с литературой, расширить словарный запас, языковое чутье. Так же, рекомендуется родителям задавать вопросы по тексту, который был прочитан, что помогает понять содержание и способствует воспитанию правильной речи.

Раньше рассказчицами в деревнях были бабушки, владевшими неоценимым богатством – настоящим кладезем народных сказок и легенд. Бабушки, рассказывая их детям, не знали даже слова такого «психология», но делали детей счастливыми. У них, прежде всего, можно научиться умению свободно обращаться со сказочным материалом, народными мотивами, импровизациии. Научиться рассказывать, а именно: не оставлять детей наедине с какой-либо историей, а вникать в их переживания, воспринимать всерьез своих слушателей, даже если рассказываешь смешные истории, вселять в них уверенность в хорошем, добром исходе.

Немаловажную роль здесь играет сотрудничество с родителями. При индивидуальных беседах с ними выясняется: Что читали детям? Есть ли просмотр и обсуждение произведений? Многие не знают, что лучше прочесть детям, соответственно нет работы по активизации словаря. Так, в современной жизни, в семье почти не употребляется пословицы и поговорки.

Для систематической информированности родителей дошкольника о детской книге можно использовать разнообразные варианты форм и методов работы. Беседы, привлекающие внимание взрослых к книгам, которые ребенок мог бы прочитать совместно с родителями.

Появилась идея организации обменного книжного фонда между воспитателем и родителям.

Некоторые родители с энтузиазмом поддержали эту идею. Таким образом, удалось постоянно обновлять и обогащать «рацион» чтения детям замечательных стихов, сказок, русского народного творчества и не только.

Я предлагаю вашему вниманию «ЭКРАН ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ» (ОПИСАНИЕ)

Экран чтения во второй младшей группе №2

Имя воспитанника/ литературное произведение

К. Чуковский

 «Муха-цокотуха»

обр. М. Боголюбской

«Кот, петух и лиса»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

 Е. Чарушин

«Теремок»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

А. Н. Толстой

«Волк и козлята»

Венгерская сказка в обр. А.Краснова, В.Важдаева «Два жадных медвежонка»

Словацкая сказка в обр.С.Могилевской,

Л.Зориной «У солнышка в гостях»

С. Прокофьева, «Маша и Ойка»

В.Сутеев «Три котенка»

Т.Александрова «Медвежонок Бурик»

К.Чуковский «Путаница»

К.Чуковский «Краденое солнце»

Н.Носов «Затейники»

В.Сутеев

«Под грибом»

М.Пляцковский «Урок дружбы»

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

Русская народная сказка «Бобовое зернышко»

Алимамадова Сумая

Арчакова Алия

Белоконь Вячеслав

Воронцов Никита

Губанова Екатерина

Денисова Марика

Дешкович Иван

Дымчева Есения

Кириенкова Екатерина

Клаус Елена

Коробкова София

Кузнецова Ольга

Кузьменко Платон

Кузьменко София

Кущенко Полина

Лобачева Мария

Миронов Лев

Мордкович Яков

Поляков Андрей

Пушкова Антонина

Руденко Надежда

Самыгин Владислав

Синица Арина

Черненко Ольга

Чиркова Виктория

Щеглов Максим

Труфанов Марк

Примерный список литературы для чтения детям в возрасте 3-4 лет рекомендованный инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование юного читателя через использование книжной графики.

Данный раздел представлен в программе «Детство» под рубрикой «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».В нашем современном мире технологий и компьютеров, мы на мн...

растим юного читателя

консультации для родителей, как привить ребенку любовь к книге и чтению....

Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"

Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"...

Воспитываем юного читателя

Для повышения значимости книги в сознании современногоь дошкольника мною разработан проект "На пути к прекрасному"....

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Воспитание юного читателя

воспитание юного читателя...