Дидактические игры для развития грамматического строя речи. Игра «Дикие звери и их детёныши»
материал (младшая группа)

Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития грамматического строя речи.

  1. Игра «Дикие звери и их детёныши»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

Оборудование: изображения животных и их детёнышей.

Ход игры: «Сегодня мы отправимся в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на доске изображение медведя и медвежонка и просит ребенка назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотри сюда и скажите, а это кто?» - (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давай скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький». «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».

Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).

  1. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: ребенку читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывается по второму разу, но с пропусками, а ребенок должен продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

  1. Игра «Непослушный колобок»

Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.)

Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

Ход игры: Воспитатель помогает ребенку вспомнить сказку, затем просит ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Ребенок рассматривает её, называет части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы. В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.

  1. «Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: теремок, животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь сделанные из фетра

Воспитатель рассказывает сказку побуждая ребенка принимать участие в рассказывании.

— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

5. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

6. Игра «Где бабочка?»

Цель: формировать понимание предлогов.

Наглядный материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

7. Игра «Кого нет?»

Задачи: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотри, какие» (воспитатель по одному показывает ребенку, просит назвать животных). «Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (ребенок повторяет). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».

Тоже самое повторяем с другими игрушками.

8. Игра «Кто как говорит»

Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.

Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)

Ход упражнения: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.

Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений ребенком: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)

«Кошка мяукает, давай повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (ребенок повторяет)

Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.

9. Игра «Наша любимая посуда»

Задачи: тренировать детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных, обобщении предметов.

Оборудование: предметы игрушечной посуды (ложка, тарелка, кастрюля, вилка, чашка, блюдце).

Ход упражнение: «Посмотрите, что это у меня на столе?» (на столе стоит посуда) (ребенок называет все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда».

«Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает)

«Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение с другой посудой.

В завершении упражнения можно предложить детям самостоятельную игру с посудой. Например, предложить приготовить куклам обед.

10. Игра «Закончи предложение»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- папа читает (книгу)

- Зоя ловит (бабочку)

11. Игра «У зайки день рождения»

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку)

Угадай: кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)

Ребенок отвечает: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.

Существительные единственного и множественного числа в родительском падеже

12. Игра «Наши игрушки».

Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.

Оборудование: любимые домашние игрушки детей.

Ход игры: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.

Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

13. Игра «Кого кормит девочка»

Наглядный материал: магнитный театр, (девочка, куры, гуси, утки)

Ход игры: Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»

14. Игра «Картинки»

Цель: Упражнять детей в родовой принадлежности существительных.

Какой? Какая? Какое?

стул шапочка колесо

карандаш кукла ведро

апельсин кастрюля дерево

котенок груша блюдце

Наглядный материал: набор картинок:

Ход игры: воспитатель говорит ребенку: - У меня в коробке много картинок. Ты будешь мне показывать картинки и правильно называть. Например: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы.

15. Игра «С мишкой»

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Цель: Учить детей использовать глагол «лежать» в повелительном наклонении.

Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только его об этом попросить. Ребенок просит мишку употребляя глагол «ляг» Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

Дидактические игры на развитие грамматического строя речи

Развитие грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями в логопедической группе ....

Дидактическая игра для развития грамматического строя речи «Мой, Моя, Моё, Мои»

Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек. Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной р...

Дидактические игры для развития грамматического строя речи.

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский....