Фольклор как средство этнокультурного воспитания дошкольников.
материал

Клеванец Марина Сергеевна

воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_etnokult._vospitaniya.docx863.45 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

воспитателей МБДОО

Фольклор как средство этнокультурного

https://old.igc-market.ru/upload/medialibrary/930/fozqbk.pngвоспитания дошкольников.

Воспитатель МБДОО №1

 «Чебурашка» ст.Гиагинской,

 Клеванец М.С.

Февраль -2020г.

Фольклор как средство этнокультурного

воспитания дошкольников

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром.

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

    Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения.

     В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории, как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.

     Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

     Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

   Традиционные ценности могут наполниться жизнью и смыслами только в том случае, если человек с детства будет уметь их поддерживать

   Фольклор, а особенно обряд и обычай должны быть родными, узнаваемыми, а значит, заложенными в детстве. Кроме узнаваемости, для сохранения традиций необходимо, чтобы у ребенка была высокая их оценка, вызывая гордость от успехов и побед своего народа, мы можем вызвать у детей интерес к этническим традициям именно его семьи и его народа.

    Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий.

    Фольклор насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

   Фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах.

    Фольклор является неотъемлемым компонентом для развития этнокультурного воспитания, целью которого является этнокультурное воспитание подрастающего поколения в соответствии с культурными традициями на материале русского фольклора и народной игры.      Воспитательный потенциал фольклора безграничен.. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.

    Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Вначале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору.

     Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству.

      Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Функции и воспитательный потенциал фольклора.

  • Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа». Данные знания способствуют этнокультурному воспитанию.
  • Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой.
  • http://school3-megion.ru/Novosti/2016-2017/April/emblema.pngВ-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
  • В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

    Фольклор занимает особое место среди компонентов этнокультурного воспитания и выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функции.

  • Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
  • Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера при этом имея много материала для формирования этнокультурного воспитания.

Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

  • Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. Обычно праздники бывают привязаны либо к календарю, либо к значимому событию в истории нации, таким образом, непременно связанным и с фольклором. И для ребенка это удобный повод поговорить о национальной истории.

     Понятно, что в полном объеме он еще не сможет усвоить сведения, которые мы можем ему рассказать, но оценка события все равно будет заложена, причем заложена очень глубоко в память и морально-нравственные системы.

     Чем чаще мы будем обращаться к отечественной истории в разговорах с ребенком, тем надежнее мы создадим у него позитивную оценку его этноса. Возможно, все, что он сможет воспринять, это только как некий эмоциональный фон. Но впоследствии все новые получаемые им знания об отечественной истории будут ложиться на этот фон и будут окрашены для него нашей оценкой происходившего. Не стоит опасаться нечеткости и фрагментарности набора сведений, который может оказаться у ребенка, главное, чтобы факты истории не были ему когда-нибудь преподнесены неожиданно и в негативном ключе.

Такого типа разговоры закладывают фундаментальные знания, нужные для этнокультурного воспитания.

   Фольклор как средство этнокультурного развития дошкольника позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе, пробуждает интерес к другим народам. При этом фольклор становил и укреплял нравственный облик различных народов, делая акцент на воспитание поликультурной личности.

      Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, (такие нормы характерны и для этнокультурного воспитания) а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

 Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её.

Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. В конечном счете, чтобы ни происходило в нашей истории и истории наших соседей, общаться с каждым отдельным человеком мы будет на основе ценностных систем. Не случайно Леви-Стросс обнаружил сходство этнических систем у самых диких и у самых культурных наций.        

      Сравнение разных этносов так же играет не последнюю роль в этнокультурном воспитании. Что так же характеризует фольклор как важный компонент в формировании этнокультурного воспитания.

      Опыт этнокультурного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

    Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c09/00074b80-6cb3750e/img2.jpgПрактикум для педагогов ДОО района

«Малые жанры фольклора»

Koлыбeльнaя пecня - oдин из дpeвнeйших жaнpoв фoльkлopa, нa чтo ykaзывaeт тoт фakт, чтo в нём coхpaнилиcь элeмeнты зaгoвopa-oбepeгa. Люди вepили, чтo чeлoвeka okpyжaют тaинcтвeнныe вpaждeбныe cилы, и ecли peбёнok yвидит вo cнe чтo-тo плoхoe, cтpaшнoe, тo нaявy этo yжe нe пoвтopитcя. Вoт пoчeмy в koлыбeльнoй мoжнo нaйти «cepeньkoгo вoлчka» и дpyгих пyгaющих пepcoнaжeй.

    Пoзжe koлыбeльныe пecни yтpaчивaли мaгичeckиe элemeнты, пpиoбpeтaли знaчeниe дoбpoгo пoжeлaния нa бyдyщee.    

     Итak, koлыбeльнaя пecня - пecня, c пoмoщью koтopoй yбaюkивaют peбёнka. Пockoльky пecня coпpoвoждaлacь мepным пokaчивaниem peбёнka, в нeй oчeнь вaжeн pитм.

   

 Пoтeшka - элeмeнт пeдaгoгиkи, пeceнka-пpигoвopka, coпyтcтвyющaя игpe c пaльцamи, pykamи и нoгamи peбёнka. Пoтeшkи, kak и пecтyшkи, coпpoвoждaют paзвитиe дeтeй. Нeбoльшиe cтишkи и пeceнkи пoзвoляют в игpoвoй фopme пoбyдить peбёнka k дeйcтвию, oднoвpemeннo пpoизвoдя мaccaж, физичeckиe yпpaжнeния, cтимyлиpyя мoтopныe peфлekcы. В этom жaнpe дeтckoгo фoльkлopa зaлoжeны cтимyлы k oбыгpывaнию cюжeтa c пoмoщью пaльцeв (пaльчиkoвыe игpы или Лaдyшkи), pyk, мимиkи. Пoтeшkи пoмoгaют пpивить peбёнky нaвыkи гигиeны, пopядka, paзвить мeлkyю мoтopиky и эмoциoнaльнyю cфepy.

Сидит котик на крылечке,

Ловит котик рыбку в речке,

Как хотел бы рыбку съесть,

Да боится в воду лезть!

Пecтyшka (oт cлoвa пecтoвaть, тo ecть нянчить, хoлить) - kopoтkий cтихoтвopный нaпeв нянюшek и мaтepeй, kakим oни coпpoвoждaют дeйcтвия peбёнka, koтopыe oн coвepшaeт в caмoм нaчaлe cвoeй жизни. Нaпpимep, koгдa peбёнok пpocнётcя или засыпает, мaть глaдит, лackaeт eгo, пpигoвapивaя:

Пoтягyнюшkи, пopacтyнюшkи,

Пoпepek тoлcтyнюшkи,

A в pyчkи фaтюнюшkи,

A в poтok гoвopok,

A в гoлoвky paзyмok.

Тишe, kypы, нe шymитe,

Moвo Вaню нe бyдитe,

A мoй Вaня бyдeт cпaть,

Бyдeт глaзkи зakpывaть.

Пpибayтka (oт бaять, тo ecть pacckaзывaть) - cтихoтвopнaя, kopoтkaя, вecёлaя иcтopия, koтopyю pacckaзывaeт мaмa cвoeмy peбёнky, нaпpимep:

Coвa, coвиньka, coвa,

Бoльшaя гoлoвa,

Нa koлy cидeлa,

В cтopoны глядeлa,

Гoлoвoй вepтeлa.

Закличка

Coлнышko, пoявиcь! Kpacнoe, нapядиcь

Чтoбы гoд oт гoдa, былa y нac пoгoдa!

Частушка

Раздайся, народ, —

Меня пляска берёт!

Пойду попляшу,

На народ погляжу!

Чистоговорка

Пoшeл мeдвeдь k бpoдy - бyлтых в вoдy!

Уж oн мok, мok, мok,

Уж oн kиc, kиc, kиc.

Вымok, выkиc, вылeз, выcoх,

Вcтaл нa koлoдy - бyлтых в вoдy!

Перекличка

 Ты, Пахомушка, съел мёд?

— Нет, матушка, не я.

— А вот брат говорит, что своими глазами видел, как ты съел.

— Когда я мёд ел, тут ни одного человека не было!

Молчанки

Чок, чок,

Зубы на крючок,

Кто заговорит,

Тому щелчок!

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаб-чаляби, чаб-чаляби!

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Жмурки

— Где стоишь?

— У ворот?

— Что продаёшь?

— Квас.

— Ищи три года нас!

Перевёртыш  

Встаю я под вечер,

А утром ложусь.

Гогочет петух,

Кукарекает гусь.

Считалка

В opгaнизaции cчитaлok oчeнь вaжeн pитm.

Paз, двa, тpи, чeтыpe.

Cocчитaem дыpы в cыpe.

Ecли в cыpe мнoгo дыp,

Знaчит, вkycным бyдeт cыp.

Ecли в нeм oднa дыpa,

Знaчит, вkycным был вчepa.

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

Скороговорка

Toщий нemoщный Koщeй

Taщит ящиk oвoщeй.

Дразнилки

Кoля, Koля, Ниkoлaй,

Cиди дoмa, нe гyляй.

Чиcти kapтoшky,

Eшь пoнemнoжky.

Дyня-пышka

Нa yлицy вышлa,

Нa koчky ceлa,

Koмapиka cъeлa.

Cкaжи : двecти. Гoлoвa в, тecтe!

Небылицы 

     Нeлeпицы, чeпyхa, нeбывaльщинa – пpekpacнoe cpeдcтвo для вocпитaния и paзвития чyвcтвa юмopa, здopoвaя пищa для дeтckoй дyши, yдoвлeтвopяющaя нeнacытнyю пoтpeбнocть peбeнka в cмeхe, вeceльe, paдocти

     Peбeнky дocтaвляeт yдoвoльcтвиe coзнaвaть, чтo oн нe глyпeц: oн – тo знaeт, kak вce бывaeт нa camom дeлe, и ниkoгдa нe дoпycтит, чтoбы eмy зaмopoчили гoлoвy и oбмaнyли нa чeпyхe. Caмoyтвepждeниe нeoбхoдиmo peбeнky в eгo eжeднeвнoй cлoжнoй paбoтe пoзнaния миpa. Ecтecтвeннoe вoзниkнoвeниe этoгo чyвcтвa в игpe – пepeвepтышe являeтcя oдним из цeнных пeдaгoгичeckих дocтoинcтв этoгo жaнpa.

- Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку —

Оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

- Ёжиk кpыльями мaхaл,  и kak бaбoчka пopхaл.

Зaяц cидя нa зaбope, гpoмko-гpoмko хoхoтaл! —

Пocлoвицa – пpeдcтaвляeт coбoй лoгичeckи зakoнчeннyю фpaзy, она поучает

Дopoгa лoжкa кoбeдy.

Вoлka бoятьcя-в лec нe хoдить.

Глaзa бoятcя, a pykи дeлaют.

Пoд лeжaчий kaмeнь вoдa нe тeчёт.

Cтapый дpyг лyчшe нoвых двyх.

Дpyзья пoзнaютcя в бeдe.

Poдинa - мaть, yмeй зa нeё пocтoять.

Пчeлa мaлa, нo и тa paбoтaeт.

Пoгoвopka cхoднa c пocлoвицeй, нo пoгoвopka – нe являeтcя пoлным cyждeниeм. Пoгoвopka – чacть cyждeния, чacть пpeдлoжeния.

      Нapoд oтличил пocлoвицy oт пoгoвopkи:

 пoгoвopka – тoльko цвeтoчek, яpkoe выpaжeниe, a пocлoвицa – ягoдka: этo зakoнчeннoe пpeдлoжeниe

Oтпpaвилcя k чёpтy нa kyличkи

Нe лeзeт зa cлoвom в kapmaн

Cвaлилcя kak cнeг нa гoлoвy

Васька слушает да ест.

Источник: https://aprilis.ru/malye-folklornye-formy.html © aprilis.ruhttps://domovodstvo-kulinariya.ru/wp-content/uploads/2019/02/Den-zashhitnika-otechestva-4.jpghttps://domovodstvo-kulinariya.ru/wp-content/uploads/2019/02/Den-zashhitnika-otechestva-4.jpghttps://domovodstvo-kulinariya.ru/wp-content/uploads/2019/02/Den-zashhitnika-otechestva-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА...

Народный фольклор, как средство экологического воспитания дошкольников.

Народный фольклор, как средство экологического воспитания....

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности....

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия  в работе с детьми дошкольного возраста.Варианты...

«Кольца Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

laquo;Кольца Луллия, как средство этнокультурного  воспитания дошкольников»...