Семинар для педагогов «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира» - 2023.
методическая разработка

Развитие творческого потенциала, компетентности в сфере экологии и повышение профессионального мастерства педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ekologii.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        «Сказка» с. Становое

Семинар

(для педагогов на педагогической планёрке)                                                                                  Тема «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира».

 Воспитатель

Лаухина Валентина Николаевна

Апрель

С. Становое 2023г.

Цель: развивать творческий потенциал, компетентность в сфере экологии и повысить профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

План семинара-практикума

  1.   Вступительное слово
  2. Теоретическая часть.                                                                                                                  
  3. Практическая часть 

- Блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду».                                                - Упражнение «Дайте оценку».                                                                                                      - Викторина «Мы любим природу».                                                                                                       - Музыкальный конкурс.

4. Заключение

Ход мероприятия

1. Вступительное слово

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою!

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех видеть на сегодняшнем мероприятии. Говорить мы будем об экологии. Поэтому начать я хочу с нетрадиционного приветствия. Хочу поприветствовать каждого из вас и сравнить с прекрасным даром природы – цветком. Каждая женщина по-своему прекрасна и неповторима. По первой букве вашего имени я подобрала цветок и хочу вам вручить.                                                                                                                                    2. Теоретическая часть.                                                                                                                      Итак, мы начинаем наш семинар «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира». 

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады.

Формирование экологической культуры дошкольников, начало ее становления падает на первые семь – восемь лет жизни ребенка. Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе нам, педагогам, нужно с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно - эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.

Не далеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

        Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром, формирование экологических знаний в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, экскурсии в природу,  в процессе которых формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления на прогулке, экскурсиях, походах , дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья. «Шестым чувством» назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Развивать у детей «Шестое чувство»- значит научить их экологически мыслить.

Чтобы оберегать и любить природу по-настоящему - ее надо знать. Надо знать, чем обернется для природы любой наш поступок. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости ко всему живому. Но, кроме знаний, которые являются основным элементом экологического сознания, очень важно и воспитание гуманных чувств, накопление положительного опыта в общении с живой природой, тем больше он узнает и понимает его.

Таким образом, экологическое воспитание является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в этот процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Кроме этого в процессе экологического воспитания развиваются способности, умение и навыки. 

Практическая часть.

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой

Блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду»

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  2. Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  3. Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  4. Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  5. Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  6. Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  7. Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  8. Ворона кричит зимой - (к метели).
  9. Лягушки квакают - (к дождю).
  10. Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Категория «Маленькие тайны природы»

1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
3. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
4. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?
(Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.) 

«Лесная аптека»

1. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

«Знатоки родной природы»

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей — в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Викторина «Мы любим природу»

  1. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)
  2. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары - самцы? (самки)
  3. Чем питаются комары - самцы? (нектаром)
  4. Кто из змей безопасен для человека? (уж)
  5. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)
  6. Как называется заповедник, где выращивают и разводят зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)
  7. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)
  8. Где у кузнечика уши? (на ногах)
  9. Есть ли у змеи уши? (нет)
  10. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет - сигнал опасности.)

Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок  из песен о природе («У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать…», «А пока- пока – по камушкам река бежит(речка быстрая, серебристая)», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело…»)

А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”)  - в загрузках в телефоне                    

 Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах.  Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают  лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

И в заключение я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе, и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Сейчас проведем рефлексию «Дерево». Здесь яблоки: красные – семинар очень интересный, познавательный. Желтое яблоко – семинар понравился, но это уже знаю. Зелёное яблоко – было скучно, неинтересно. Выходим, выбираем яблоко и вешаем его на дерево.

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаем вам  успехов  в работе над экологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры дошкольников в процессе знакомства с окружающим миром»

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования.  В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэт...