"Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Тарасова Галина Юрьевна

"Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет" 

Статья  о важной роли сенсорного развития  в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

       «Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет»

 г. Санкт-Петербург

Воспитатель: Тарасова Галина Юрьевна

Детский сад № 80

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

1. является основой для интеллектуального развития;

2. развивает наблюдательность;

3.является основой для развития воображения, внимания;

4. даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

5. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

6.влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
7. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Если не создать полноценной сенсорной среды, то обедненная среда вызывает «сенсорный голод».

Участки мозга, не дополучающие достаточного количества стимулов, перестают, нормально развиваться и как следствие атрофируются.

Ребенок, страдающий от «сенсорного голода» может резко отставать в развитие: не своевременно развивается двигательная система, не возникает речь, тормозится умственное развитие.

Так как сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия, хотелось бы сказать несколько слов про восприятие.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Виды сенсорных ощущений:

 1.зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

 2.  слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;

 3. осязательные ощущения — ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

4.  обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

5.  вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг. Обратите внимание, что сенсорные ощущения могут быть как «чистыми», то есть иметь один канал восприятия (например, картинка воспринимается только зрением, а музыка по радио — только слухом), и смешанными, когда одновременно задействованы несколько каналов восприятия (например, при просмотре видео задействованы и зрение, и слух). Безусловно, необходимо знакомить ребенка со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что такие ощущения различаются по своей значимости в жизни человека.

Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Рассмотрим более подробно различные способы действий ребенка с предметами:

  1. Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п. Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей.
  2. Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное.
  3. Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее.
  4. Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее.

Итак, основная задача взрослого для успешного развития и воспитания ребенка – это создание полноценной сенсорной среды.

Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Первые сенсорные впечатления ребенок получает при появление на свет: прикосновение мамы, вкус грудного молока, запах мамы.

В дальнейшем сенсорной средой для ребенка становится окружающая обстановка. По мере взросления, его окружающей мир становиться шире и разнообразнее. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка:

Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

 — Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг — лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.

Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.

 — Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

1. К эталону цвета относится - семь цветов спектра и их оттенки.

2. К слуховому восприятию - ноты, оттенки звучания, язык.

3. К эталону формы - геометрические фигуры.

4. К вкусовому восприятию – вкус (сладкий, соленный).

5. К обонятельному восприятию – запах (свежий, тяжелый и т.д.).

Именно при помощи сенсорных эталонов ребенок становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт. Большое значение для усвоения сенсорных эталонов играет слово. Важно, чтобы в процессе восприятия, свойства и отношения предметов были соединены - обозначены словом, это помогает закрепить в представление образы предметов, сделать их более стойкими и четкими.

Организуя сенсорные игры, мы также помогаем ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики. Однако, не все знают, как организовать занятия с малышами, поэтому откладывают их до достижения ребенком дошкольного возраста (от трех лет). Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка.

В своей практике при подборе игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, я учитывала особенности детей 3-4 лет, старалась заинтересовать детей во время занятия-игры.

Для этого подбирала или создавала дидактические игры, игрушки в основе которых заложен обучающей принцип (пирамидки, матрешки, карточки);

  • Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
  • Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  • Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...