Семинар -практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»
консультация

Яструбенко Виктория Николаевна

«Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» ( этнопедагог, профессор, доктор педагогических наук Г.Н.Волков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_natsionalnaya_kultura.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«РОСИНКА»

Семинар -практикум

«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»

Подготовила Яструбенко Виктория Николаевна

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Яструбенко В.Н

с. Кочубеевское

«Народ в наиболее чистом

 виде представляют дети.

 Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации»

 ( этнопедагог, профессор,

доктор педагогических наук  Г.Н.Волков)

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.

Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов; пополнять копилку народных игр, загадок, дидактических игр для воспитанников, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.

Ход семинара – практикума:

Воспитание патриотизма через приобщение дошкольников к национальной культуре всегда имело особое значение и актуальность, а в наше время тем более.

Детство-это когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Обратите внимание на слайд.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся:

-народное творчество,

-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Сейчас мы свами об этом и поговорим.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

  • Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.  В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

Задание 1. «Пословица недаром молвится» (ответить на вопрос  пословицей)

1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал задание , но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).

2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).

3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? («Дело мастера боится»).

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро состаришься»).

5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).

6. Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).

7. Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).

8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

  • Народ всегда придавал огромное значение загадкам. И не зря ведь, загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

 "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Задание 2Вспомните загадки которые вы знаете.

  • В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.

  • В работе с детьми необходимоиспользовать народные музыкальные инструменты, что позволяет развить слуховое восприятие и формирует в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное музыкальное мышление.

 

Задание3Посмотрите на экран и назовите музыкальные  народные инструменты. (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.)

  • Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. Вот он – «Русский дух», осознание которого приходит к подрастающему поколению именно через сказки.

Задание 4. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

1)Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

2)В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди»«Петушок и бобовое зёрнышко»)

3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)

4)Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)

5)В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)

6)В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)

Задание 5 «Умелые руки не знают скуки».

Говоря о традициях и обычаях русского народа,  нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1)Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4)Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)

5)Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6)Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7)Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

  • Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Задание 6

-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору»«Мороз-красный нос»«Золотыеворота»«Ловишки»«Пятнашки»«Жмурки»«Городки»«Казаки-разбойники»«Прятки»«Ручеек»«Колечко»«День-ночь» и др.)

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народныйпраздник. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.

(Звучит музыка «Ручеек»)

Игры любят все на свете-

В ручеек играем дети!

Встали в пары друг за дружкой,

Взялись за руки с подружкой-

Руки вверх подняли,

Ручейком все побежали!

Те, кто были впереди,

Оказались позади,

Ручеек бежит, журчит,

Следом песенка звенит!

Игра «Ручеек»

Вопросы по самоподготовке:

  1. Как проходит реализация регионального компонента в вашей группе?
  2. С какими трудностями вы столкнулись в работе над реализацией регионального компонента?
  3. Какие приемы и методы, по вашему мнению, оказались самыми эффективными при реализации регионального компонента?

Таким образом, система  работыпо приобщению детей к национальной культуре должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях и обычаях. А начинать необходимо именно с раннего дошкольного возраста, ведь «чем раньше посеешь, тем раньше пожнешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

Консультация "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада...

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».

  Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народн...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»

консультация для воспитателей по приобщению к национальной культуре дошкольников...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»

«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада» ...