Картотека пословиц поговорок и сказок о труде
картотека

Картотека пословиц поговорок и сказок о труде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poslovits_pogovorok_i_skazok_o_trude.docx81.03 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                Картотека

     пословиц и поговорок и сказок

                 о труде

Пословицы и поговорки

  • “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
  • “Что посеешь, то и пожнешь”
  • “Труд земледельца велик и почетен”
  • “Весенний день – год кормит”
  • “Нет хлеба, так нет и обеда”
  • “Труд – всему отец”
  • “Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”
  • “Кто работает, тот и хлеба поест”
  • “Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”
  • “Только труд кормит человека”
  • “Без труда нет и покоя”
  • “Без труда нет жизни на земле”
  • “Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче”
  • “Начало работы терпкое, конец же сладок”
  • “Труд и терпение превращаются в золото”
  • “На дне терпения оседает золото”
  • “Хозяин земли тот, кто ее пашет”
  • “Пока спина взмокнет – поле не вспашешь”
  • “Любишь почет – люби и труд”
  • “Лежа на спине, волк добычи не схватит”
  • “Мечтой о меде, не ощутишь сладости во рту”
  • “Не топор тешет, а плотник”
  • “Терпенье и труд все перетрут”
  • “Хочешь, есть калачи, не сиди на печи”
  • “Недаром говориться, что дело мастера боится”
  • “Руки делают, а голова отвечает”
  • “Маленькое дело лучше большого безделья”
  • “Любишь кататься – люби саночки возить”
  • “Делом спеши, да людей не смеши”
  • “Кончил дело – гуляй смело”
  • “Не ошибается тот, кто ничего не делает”
  • “Веселись, играй, да дело знай”
  • “Берись дружно – и не будет грустно”
  • “Дела на вершок, а слов с мешок”
  • “Кто любит трудиться, тому на месте не сидится”
  • “Землю красит солнце, а человека – труд”
  • “Птицу узнают в полете, человека – в работе”
  • “На работу боком, а с работы скоком”
  • “Работай до поту, поешь в охоту”
  • “Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”
  • “Не умеют, есть – худеют, не умеют работать – беднеют”
  • “Ремесло, есть не просит, а само кормит”
  • “Не поющий на пахоте, зимой воет”
  • “Летом умирай в поле, зимой – дома”
  • “Бегство лечит от страха, работа от бедности”
  • ”У кого умелые руки, тот и мед ест”
  • “По вещам узнают мастера”
  • “У кого на стрижке овец кривые ножницы, у того в весах с шерстью и гире легче”
  • “Работаешь, не поев – телу убыток, ешь, не поработав – дому       убыток”
  • “Лень не родит героя”
  • “Кто весной не сеет, тот осень не жнет”
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Уменье и труд все перетрут.
  • Дело мастера боится.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
  • Всякая птица своим клювом сыта.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Под лежачий камень и вода не течет.
  • Без работы день годом кажется.
  • Готовь сани летом, а телегу — зимой.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Мала пчелка, да и та работает.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.
  • Семь раз отмерь, один — отрежь.
  • Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
  • Летит лето на крыльях.
  • Май холодный — год хлебородный.
  • Как сено косят, так дождей не просят.
  • Грач в воздухе — весна на улице.
  • Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • Матушка весна — всем красна.
  • Цыплят по осени считают.
  • Месяц январь – зимы государь.
  • Зимой солнце светит, да не греет.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  •  Готовь летом сани, а зимой телегу.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Август собирает, а зима поедает.
  •  Заковал мороз реки, но не навеки.
  •  Не хвались травой, хвались сеном.
  • Береги нос в большой мороз
  • Без росы и трава не растет.
  • Безделье – мать всех пороков.
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • Болтуна видать по слову, а рыбака – по улову.
  • Больше дела, меньше слов.
  • Большой говорун – плохой работник.
  • Была бы охота, заладится любая работа.
  • Было бы терпенье будет и уменье.
  • В лес идут, а на троих один топор берут.
  • Велик телом, да мал делом.
  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
  • Всякая птица своим носом сыта.
  • Всякое дело мастера боится.
  • Где хотенье – там и уменье.
  • Глаза страшат, а руки делают.
  • Готовь сани летом, а зимой телегу.
  • Двое пашут, а семеро руками машут.
  • Делаешь, сделаешь.
  • Делали нáспех и сделали нá смех.
  • Дело мастера боится.
  • Дело учит, и мучит, и кормит.
  • Делу время, потехе час.
  • Долог день до вечера, коли делать нечего.
  • Думай медленно, работай быстро.
  • Ешь досыта, работай до поту.
  • За всякое дело берись умело.
  • За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.
  • Задним умом дела не поправишь.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • И готово, да бестолково.
  • И Москва не сразу строилась.
  • И швец, и жнец, и в дуду игрец.
  • Играть играй, да дело знай.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • Каков мастер, таково и дело.
  • Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  • Клин клином вышибают.
  • Конец – делу венец.
  • Кто ест скоро, тот и работает споро.
  • Кто ленивый, тот и сонливый.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто не сеет, тот не жнет.
  • Кто рано встает, к тому счастье придет.
  • Кто труда не боится, того и лень сторонится.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  • Ленивому всегда праздник.
  • Лиха беда начало.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Мало хотеть, надо уметь.
  • Мозолистые руки не знают скуки.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На словах и так и сяк, а на деле никак.
  • Назвался груздём, полезай в кузов.
  • Намучишься – научишься.
  • Наскоро делать – переделывать.
  • Не игла шьет, а руки.
  • Не кует железо молот, кует кузнец.
  • Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца.
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Не работа дорогá, а умение.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
  • Не спеши языком – спеши делом.
  • Не топор тешет, а плотник.
  • Ноги носят, а руки кормят.
  • Овчинка выделки стоит.
  • Один рубит, семеро в кулаки трубят.
  • Одно дело делаешь – другого не порть.
  • От скуки бери дело в руки.
  • Пашню пашут – руками не машут.
  • Первый блин всегда комом.
  • Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
  • Попытка не пытка, а спрос не беда.
  • После дела за советом не ходят.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Пролениться -  и хлеба лишиться.
  • Пчела далеко за каплей летит.
  • Работа черна, да денежка бела.
  • Работает, как ребенок, а ест как детина.
  • Работе время, а потехе час.
  • Цыплят по осени считают.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Что сделано наспех, то и сделано на смех.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Штопай дыру, пока невелика.
  • Рано встала, да мало напряла.
  • Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
  • Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
  • Речи как мёд, а дела как полынь.
  • Рукам – работа, душе – праздник.
  • Сам молчун, да руки громкие.
  • Своя ноша не тянет.
  • Семь раз примерь, один раз отрежь.
  • Сказано – сделано.
  • Скучен день до вечера, коли делать не чего.
  • Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
  • Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
  • Сонливого не добудишься, а ленивого не дождёшься.
  • Спишь, спишь, и отдохнуть некогда.
  • Спустя лето по малину в лес не ходят.
  • Судят не, по словам, а по делам.
  • Терпенье и  труд все перетрут.
  • Тише едешь, дальше будешь.
  • Труд кормит, лень портит.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  • Умел начать, умей и окончить.
  • Умел ошибиться, умей и поправиться.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хорошее начало полдела откачало.

Сказки о труде

«Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»

► «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »

► «Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила» .

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи» .

 ► «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят... »

«Репка» – «Посадил дед репку» .

 ► «Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка» .

«Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка… »

«Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла» .

«Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком… »

«Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила» . В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать) : работу за них выполняют другие, например:

«По щучьему веленью» – «Щука ему говорит: – Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только: "По щучьему веленью, по моему хотенью"».

«Царевна-лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки» . То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) – «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. »

«Крошечка-Хаврошечка» – Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ: – Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано. Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано» .

Русские народные сказки про труд

Барин-кузнец

Барин один кузнецу позавидовал. «Живешь ты, — говорит, — живешь, еще когда-то урожай будет и денег дождешься, а кузнец молотком постучит и — с деньгами. Дай кузницу заведу». Завел кузницу; лакею велел мехи́ раздувать. Стоит, ждет закащиков. Едет мужик мимо, шины заказать хочет на все четыре колеса (весь стан). «Эй, мужик, стой! Заезжай сюда!» Тот подъехал. «Тебе что?» — «Да вот, барин, шины надо на весь стан». — «Ладно, сейчас, подожди!» — «А сколько будет стоить?» — «Да полтораста́ рублей надобы взять, ну да чтобы народ привадить, сто всего возьму». — «Ладно». Стал барин огонь разводить, лакей — в мехи́ дуть; взял железо, давай его ковать, а ковать-то не умеет. Все сжег. «Ну, — говорит мужичок, — не выйдет тебе не то что весь станок, а разве один шинок». — «Ну, ладно, — говорит, — шино́к так шино́к». Ковал, ковал барин и говорит: «Ну, мужичок, не выйдет и один шино́к, а выйдет ли нет ли сошничек». — «Ну, ладно, — говорит мужичок, — хоть сошничек». Постучал барин молотком, еще железа испортил много и говорит: «Ну, мужичек, не выйдет и сошничек, а дай Бог чтобы вышел кочедычек». — «Ну, хоть кочедычек», — говорит мужик. Только у барина и на кочедычек железа не хватило: все сжег. Поработал, поработал и говорит: «Ну, мужичек, не выйдет и кочедычек, а выйдет один шичо́к». (Когда железо раскаленное в воду опустить, так оно ши́кнет). «Ладно, — говорит мужик, — сколько же вам?» — «Да ведь я тебе, дурак, говорил что сто». — «Со мной сейчас нет, я за деньгами пойду». И ушел. А барин и говорит лакею: «Ты, когда он придет с деньгами-то, стой да приговаривай: прибавь, мол, прибавь!» — «Хорошо», — говорит. Вот мужик захватил дома плеть, пришел в кузницу и давай барина жарить, а лакей стоит да приговаривает: «Прибавь еще! Прибавь еще!» Отжарил и ушел. Барин накинулся на лакея: «Что ты, подлец? Я тебе приказывал, если он денег принесет, говорить это, а ты видишь, меня бьют, а орешь: «Прибавь еще!»» Приколотил барин лакея, кузницу разломал и не стал больше браться за кузнечное ремесло, да завидовать кузнецу.

(Записано в Симбирске)


Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. С.-Петербург, 1884.

Дочь и падчерица.

Женился мужик вдовый с дочкою на вдове — тоже с дочкою, и было у них две сводные дочери. Мачеха была ненавистная; отдыху не даёт старику:

— Вези свою дочь в лес, в землянку! Она там больше напрядёт.

Что делать! Послушал мужик бабу, свёз дочку в землянку и дал ей огнивко, креме́шик, тру́ду да мешочек круп и говорит:

— Вот тебе огоньку; огонёк не переводи, кашку вари, а сама сиди да пряди, да избушку-то припри.

‎Пришла ночь. Девка затопила печурку, заварила кашу, откуда ни возьмись мышка и говорит:

— Де́вица, де́вица, дай мне ложечку каши.

— Ох, моя мышенька! Разбай мою скуку; я тебе дам не одну ложку каши, а и досыта накормлю.

Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь.

— Ну-ка, деушка, — говорит, — туши огни, давай в жмурку играть.

‎Мышка взбежала на плечо де́вицы и шепчет на ушко:

— Не бойся, де́вица! Скажи: давай! а сама туши огонь да под печь полезай, а я стану бегать и в колокольчик звенеть.

Так и сталось. Гоняется медведь за мышкою — не поймает; стал реветь да поленьями бросать; бросал-бросал, да не попал, устал и молвил:

— Мастерица ты, деушка, в жмурку играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз добра.

‎Наутро жена говорит:

— Поезжай, старик, проведай-ка дочь — что напряла она в ночь?

Уехал старик, а баба сидит да ждёт: как-то он дочерние косточки привезёт! Вот собачка:

— Тяф, тяф, тяф! С стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз добра везёт.

— Врёшь, шафурка! Это в кузове кости гремят да погромыхивают.

Вот ворота заскрипели, кони на двор вбежали, а дочка с отцом сидят на возу: полон воз добра! У бабы от жадности аж глаза горят.

— Экая важность! — кричит. — Повези-ка мою дочь в лес на ночь; моя дочь два стада коней пригонит, два воза добра притащит.

‎Повёз мужик и бабину дочь в землянку и так же снарядил её и едою и огнём. Об вечеру заварила она кашу. Вышла мышка и просит кашки у Наташки. А Наташка кричит:

— Ишь, гада какая! — и швырнула в неё ложкой.

Мышка убежала; а Наташка уписывает одна кашу, съела, огни позадула и в углу прикорнула.

‎Пришла полночь — вломился медведь и говорит:

— Эй, где ты, деушка? Давай-ка в жмурку поиграем.

Де́вица молчит, только со страху зубами стучит.

— А, ты вот где! На́ колокольчик, бегай, а я буду ловить.

Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик беспере́чь звенит, а мышка отзывается:

— Злой де́вице живой не быть!

‎Наутро шлёт баба старика в лес:

— Ступай! Моя дочь два воза привезёт, два табуна пригонит.

Мужик уехал, а баба за воротами ждёт. Вот собачка:

— Тяф, тяф, тяф! Хозяйкина дочь едет — в кузове костьми гремит, а старик на пустом возу сидит.

— Врёшь ты, шавчонка! Моя дочь стада гонит и возы везёт.

Глядь — старик у ворот жене кузов подаёт; баба кузовок открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день умерла; а старик с дочкою хорошо свой век доживал и знатного зятя к себе в дом примал.


Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984-1985.

Завещанье

Жил-был мужик, умирает его отец и говорит: «Ты, мой сын, живи так, чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!». Умер отец, а этот мужик живет год, прожил сто рублей, никому не кланялся и все калачи ел с медом. Живет другой, прожил другую сотню, на третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни-то у меня не прибавляются, а все убавляются!». Приходит, рассказывает дяде. Дядя ему и сказал: «Ах, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с медом».

(Село Мишино Зарайского уезда)


Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. Издательство "Наука". Москва-Ленинград, 1964.

Как работник попа перехитрил

Один раз поп нанял себе работника.

— Гляди, Иван, мужики косить начали. Надо и тебе завтра выехать на пожню, да пораньше.

— Ладно, батюшка, поеду.

— Только, Иван, ужинать я тебе сегодня не дам, а то ты продрыхнешь. После ужина больше спать хочется.

Обиделся Иван на попа, но ничего не сказал. Утром — еще заря не показалась — поп будит Ивана.

— Поезжай скорее, я и лошадь запрег.

— Позавтракать бы, батюшка…

— Ничего, ничего. Не позавтракаешь — обед слаще покажется.

Еще больше обиделся Иван. «Ладно, — думает, — я тебе отомщу за завтрак».

Поп пошел спать, а Иван на пожню. Приехал Иван на пожню раньше всех мужиков, лег под кустом и уснул. Приехали мужики, стали косить свою траву, а Иван все спит. Солнце пошло на полдень, трава обсохла, а Иван все спит. Собрались мужики домой, а у Ивана ничего не кошено. «Проучу я попа», — думает он.

Приехал Иван самым последним домой, а поп его ругает:

— Что рано вернулся? Нет тебе обеда за это.

Рассердился Иван за такие слова, да как топнет ногой.

— Ага, обеда нет? Ну, так встань вся травушка на место!

Поп думал, что озорничает Иван. А поехал вечером работника проверить, — глядь, трава-то некошеная стоит.

(Записал А. Ф. Румянцев от Л. Пименовой, село Середняки, Костромского района.)


Архив Ярославского областного издательства ОГИЗа. Ярославский фольклор, дооктябрьский / Сост. Б. Н. Быстров и Н. Е. Новиков; Ярославль: Обл. изд-во, 1938 (Кострома: Типография им. М. Горького).

Кобылья голова

Как жили были дед да баба, да у них было две дочери: одна деда, а другая бабы. У деда была дочь такая, что всегда рано вставала и все делала, а бабина как бы ничего не делает! Тогда баба послала их на поприщи: «Идите же, говорит, да чтобы мне много напряли». Дочь деда до света встала да все пряла, а бабина с вечера только как попряла немножко, да и не пряла больше.

Утром, когда мир стал, пошли они домой; нужно им было в одном месте через перелаз лезть. Бабья дочь вперед перелезла и говорит: «Дай мне, сестрице, твои починки; я подержу, пока ты перелезешь». И ей отдала; так она, их забрав, побежала домой и говорит: "Смотри, мама, сколько я напрягла, а сестра как легла с вечера, так и не вставала до света!" А та, придя, сколько не божилась, что это ее починки, так куда - баба и слушать не хотела, от того что она ее и вперед не любила, да и навязалась на деда: «Где хочешь, там и день свою дочь , только чтобы она у меня глупо хлеба не ела!».

Вот дед запряг кобылу да посадил дочь на телегу, и сам сел, да и уехали. едут по лесу, там стоит домик на куриной ножке. Дед взял дочь и повел в дом, а дом был открыт, и говорит: «Оставайся, доченька, здесь, а я пойду, дровец нарублю, чтобы было чем кашу сварить». Да сам ушел из хаты и уехал, только привязал к ставне колодку.

Колодочка стукнет, а дочь и говорит. «Это мой батенький дров рубит!»

Вдруг послышался стук в дверь.: «Кто в моем доме, открой!». Когда стучит, грохочет голова кобылы. Девушка встала и отворила. «Девушка, девушка! Пересади через порог». Она пересадила. «Девушка, девушка! Постели мне постель». Она постелила. «Девушка, девушка! Положи меня на пол». Она уложила. «Девушка, девушка! Укрой меня». Она и укрыла. «Девушка, девушка! Влезь же мне в правое ухо, а в левое вылезай».

Она как вылезла из ушей, так стала так хороша, что лучшей нет. Сейчас стали и лакеи, и кони, и коляска; она села в коляску и поехала к отцу. Приходит в дом, а отец его не узнал; а после она им рассказала, что с ней было. Вот баба опять пристала к деду: «Вези и мою дочь туда, куда свою возил».

Дед и бабье туда же отвез и, посадив в хате, велел себя ждать, пока он нарубит дров. Только та пождала немного, начала плакать, что сама осталась в лесу: опять стучит, грохочет голова кобылы: «Кто в моей хате, открой!». – «Не великая дама, и сама откроешь», – говорит девушка. «Девушка, девушка! Пересади меня через порог». — «Не великая дама, и сама перелезешь». – «Девушка, девушка! Постели мне постель». — «Не великая дама, и сама постелишь». – «Девушка, девушка! Положи меня на пол». — «Не великая дама, и сама ляжешь». – «Девушка, девушка! Укрой меня». — «Не великая дама, и сама укроешься».

Тогда кобылья голова схватилась и съела бабкину дочь, да косточки в мешочке и повесила, а сама опять ушла. Собачка прибегала к бабе и начала гавкать: «Гав, гав! Дочь деда как барышня, а бабкиной дочери в котомке косточки!» Что прогонит баба ее, то она снова и прибежит. Только баба и говорит деду: «Поезжай да посмотри, что там с моей дочерью делается». Вот дед поехал и привез в котомке косточки, так баба рассердилась да собачку и прогнала.

Попов работник

Жил-был поп, вот у этого у попа не было работника: не уживались у него работники. Пошел он нанимать работника. Нанял, приходит домой, говорит: «Попадья! Я нанял работника!». — «Ну, хорошо, говорит». Послали они работника молотить. Приходит время, он идет обедать. Приходит он и говорит: «Поп! Пора обедать!». — «Ну, что ж, свет, садись!». Он сел. Налила попадья щей. А у попа маленькая дочка была. Только стали обедать, дочь-то и закричала. «Ну, свет, тащи ее на двор!». Покамест работник пробыл с ней на дворе, поп с попадьей уж пообедали. Вот работник вернулся, говорит попу: «Что ж, говорит, батюшка! Я не обедал!». — «Что ж, свет! Два раза не обедают!». Мужик так и пошел опять молотить. Приходит ужинать, подали щей. Опять у попа дочь закричала. «Неси, свет, ее на двор!». Вот он унес ее на двор, пока там пробыл, они уж поужинали. Работник опять приходит, и говорит: «Что ж, свет! Два раза не ужинают!». Работнику уж скучно стало, он взял от них отошел.

Поехал поп опять нанимать себе работника, едет на деревню, стоит круг мужиков. Он стоит и спрашивает: «Мужички, не пойдет ли кто ко мне в работники?». — «Нет, говорят, мы знаем, как у тебя жить-то!». А дурачок и говорит: «И, дураки! Не умеете вы попу услужить!». — «Ну, ты, говорят, умный человек, ступай!». Он и пошел и сделал уговор: не сходить и не сгонять друг друга.

Вот на другой день поп послал его молотить. Пришло время обедать, пришли, сели. Дурак и давай резать хлеб, весь его изрезал. Закричала опять дочь попа. «Ну, говорят, свет, тащи ее!». Он положил за пазуху краюху хлеба, пошел к ней. Покамест он пробыл на дворе, весь хлеб съел. Приходит с надворья, говорит попу: «Что ж говорит, батюшка! Я, говорит, щей-то не хлебал!». — «Ну, свет! У нас два раза щей не варят». Пошел он молотить хлеб, помолотил, пришел ужинать. Садится за стол, дурак стал опять хлеб резать, нарезал хлеба. Попова дочь и закричала: «Ну, свет, неси ее на двор!». Он взял половину хлеба положил за пазуху, пошел с ней. Пока пробыл на дворе, весь хлеб и съел. Пришел домой, лег спать на печку. Вот попадья смекнула дело, что у них работник много хлеба ест. «Что, говорит, свет, нам делать с работником? У нас ведь хлеба не достанет так-то !». — «Что, попадья? Надо бежать со двора, мы с ним ведь уговорились: не сходить и не сгонять друг друга!». А работник и услыхал их разговор.

Вот попадья на другой день, покамест работник молотил, насушила сухарей, положила их в мешки. Приходит работник обедать и увидал эти мешки. Сели за стол, он нарезал хлеба. У попа дочь закричала, он взял положил в карман хлеба, пошел с ней на двор. Покамест он пробыл, хлеб весь поел. Приходит с надворья, а поп ему и говорит: «Ты, говорит, свет, поди, потаскай скирд, а я отдохну да к тебе выйду». Работник видит, что они сбираются бежать, не пошел таскать скирд. Когда они вышли в другую комнату, он половину сухарей отсыпал, а сам в мешок-то и сел. Вот они убрались совсем, поп взвалил один мешок попадье, другой сам понес, ударились бежать из дому. Бегут несколько времени, а он в мешке-то и кричит: «Догоню, догоню!». — «Ну, говорит, попадья, никак он догоняет!». Побежали еще скорее. Бежали несколько времени; он опять кричит: «Догоню, догоню!». Наконец, они выбились из сил, принуждены были остановиться и остановились у речки.

Вот поп как бросит с плеч мешок. «О, говорит, какой тяжелый!». А работник и говорит: «О, батюшка! Ты меня ушиб!», — «Попадья! Ведь он тут!». — «А, вы хотели от меня убежать! Нет, говорит, я вас на дне моря найду». Пришлось дело к вечеру, нужно было около речки ночевать. Поп и стал советоваться с своей женой, чтоб батрака положить с краю к речке. Вот легли они спать. Батрак ночью проснулся и переложил попадью-то на свое место, а сам в середину лег. Поп проснулся и будит батрака, думает, что жена. «Вставай! Давай, говорит, батрака-то в воду скинем!». А батрак ему говорит: «Давай, говорит». Размахнули ее и бросили в воду. Батрак и говорит: «Ну, говорит, камень в воду, чертям поклон (подарок)!». — «Ах, свет, это ты остался со мной?». — «Все я, говорит, батюшка!». Поп стал с батраком жить да поживать.

(Село Мишино Зарайского уезда

Работник

Жил-был поп в селе, нанял он себе работника, сделал с ним условие, чтобы жить работнику всегда у попа, потому что у него работники не уживались. Если работник не уживется, то у него из спины ремень, а в голову молотком; если уживется, то у попа из спины ремень, а в голову молотком. Вот поп видит, что работник у него уживается. Поп что ни заставляет работника делать, он все делает. Поп видит, что дело плохо. А у них в лесу водилось множество медведей. Поп и послал его за медведем, сказал ему: «Поди приведи мне бурка (медведя) из лесу!». Работник пошел, привел медведя, спрашивает: «Хозяин! Куда ж мне бурку девать?».

Поп видит: дело плохо. «Запряги, говорит, его в телегу. Поди собирай мои долги: мне должен в одном омуте водяной дедушка!».

Работник поехал на медведе к этому омуту. Приехал, распрег медведя, пустил подле себя гулять. А у работника были вершки (пакля), он начал из них вить веревочки. Выскочил из воды чертенок и спрашивает: «Что ты, дядюшка, вьешь?». — «Веровочки вью! Берега (т. е. один берег к другому) сжимать, а вас, старых чертей, из воды выживать!». Чертенок бросился прямо в омут и сказывает своему водяному дедушке: «Дедушка, дедушка! Я был на берегу, там сидит мужичок, веревки вьет. Я его спрашивал: „Что ты делашь?“. Он сказал: „Хочу берега сжимать, вас, старых чертей, выживать!"». — «Поди спроси: что ему надо?». А работник вырыл яму, на яму поставил шляпу, а в шляпе на дне вырезал дыру. Чертенок вышел и спрашивает: «Что же тебе надо?». — «Наноси мне вот в эту шляпу золота». Чертенок пошел, сказал дедушке. «Поди, — говорит дедушка, — скажи ему: кто кого опередит бежать?». Пришел чертенок к работнику, а у работника был заяц. Работник и говорит: «У меня есть мальчик с пальчик, и он тебя опередит!». Пустил чертенка с зайцем. Заяц туда, сюда, стал вертеться и убежал из глаз. Чертенок и не видал, куда тот убежал. Приходит назад в омут к дедушке и говорит: «У него есть мальчик с пальчик: тот меня опередил и из глаз у меня ушел». — «Поди скажи ему: кто кого переборет?». Приходит чертенок к работнику и говорит: «Дядюшка, дядюшка! Давай бороться!». — «Где тебе, говорит, бороться? У меня есть старичок, и тот тебя поборет!». И послал его к медведю. Стали они бороться. Медведь ударил так, что чертенок сразу улетел под небеса. Воротился назад чертенок и говорит дедушке: «Дедушка, дедушка! У него есть старичок, он меня как ударил, так я под небеса улетел!». Дедушка дал ему палку: «Поди скажи ему: кто выше палку кинет?». Чертенок пошел, сказал. Работник и говорит чертенку: «Кидай же ты наперед». Чертенок кинул палку высоко, до облака. Приходится работнику кидать палку. Он и говорит чертенку: «Зажмурься! Я брошу так высоко, что ты уж не увидишь — так высоко!». Тот зажмурился, а он бросил палку в кусты. Когда тот разжмурился, работник и говорит: «Видишь — моя палка из виду вон улетела!». Чертенок возвратился в омут. «Дедушка, дедушка! Я высоко кинул палку, а он еще выше!». Нечего делать, стали носить золото, сыпать в шляпу. А шляпа была на яме: сколько они ни носят, все шляпа не наполняется. А у них уж почти вышло все золото, и стали они скучать, когда шляпа наполнится. Лишь яма была полна золотом, он сам сказал, что больше не надо, взял переложил золото в телегу, запрег медведя, повез к попу.

Поп удивился, что работник его везет целый воз золота. Работник и говорит: «Хозяин! Вот я золото привез, куда мне девать золото и куда бурку?». Поп не знал, что сказать, говорит: «Пусти к нашей лошади!». Работник пустил, медведь и съел лошадь.

Вот поп видит — дело плохо, начинает с женой сушить сухари — бежать от работника. Насыпали мешки сухарей. Работник, не будь дурен, сухари из одного мешка высыпал а сам туда и сел. Ночью поп с попадьей собрались, взяли мешок, побежали, куда глаза глядят. Бежали, бежали и устали. Попадья и говорит: «Сядем на корточках, отдохнем да съедим пирожок». А работник из мешка и говорит: «Хозяин, хозяюшка, я здесь !». — «А ! Он нас догоняет, побежим дальше». Вот они бежали, бежали и устали. «Давай отдохнем». Сели отдыхать, а работник из мешка: «Хозяин, хозяюшка, я здесь!». Соскочили поп с попадьей, побежали опять, бежали, бежали, устали и говорят: «Ну, хоть сейчас догоняй: силы больше нет!». Сели, стали доставать пирожок. Развязали мешок, а оттуда и вылез работник. «Ну что, хозяин, вырезать ремень из спины, а в голову молотком?». Поп стал просить его помириться; они помирились, стали жить, как родня.

(Москва)


Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. Издательство "Наука". Москва-Ленинград, 1964.

Работник — мельник

Жил-был в деревне мельник и был у этого мельника работник — расторопный, работящий, сметливый парень. В одно время в эту деревню случилось приехать князю и наехал этот князь в дом мельника, потому что дом его лучше всех был. Испугался мельник такой милости и просит работника быть пред князем вместо него и отвечать за него на вопросы. Когда работник, вместо своего хозяина, явился пред князем, то тот стал его спрашивать:

— Скажи мне, много ли песчинок на дне моря?

— Столько, — отвечает работник, — сколько на небе звёзд.

— А много ли звёзд на небе?

— Да пять миллионов звёзд.

— Врёшь, — говорит князь, — не может быть.

— Не веришь, — говорит работник, — так пойди, сам сосчитай, князь.

— Теперь скажи ты мне, что я думаю?

— Ты, князь, думаешь, что я мельник. Нет, я не мельник, а его работник.

За такие ответы князь наградил работника и поехал далее.

Три копеечки

1.

Жил-был мальчик-сиротинка, кормиться нечем, пошел к богатому мужику и нанялся в работники: в год за одну копеечку порядился. Целый год работал, получил копейку, приходит к колодезю и бросает ее в воду: «Коли не потонет, так возьму! Значит, я верно служил хозяину!» Копеечка потонула. Остался на другой год в работниках, опять получил копейку, бросил ее в колодезь — опять потонула. Остался на третий год; работал-работал, пришло время к расчету; хозяин дает ему рубль.

«Нет, — говорит сиротинка, — мне твоего не надобно; давай копеечку!» Получил копеечку, бросил ее в колодезь, смотрит — все три копеечки поверх воды плавают; взял их и пошел в город.

Идет по улице, а малые ребятишки поймали котенка и мучают. Жалко ему стало: «Продайте мне, ребятки, этого котенка». — «Купи!» — «Что возьмете?» — «Давай три монетки». Вот сиротинка купил котенка и нанялся к купцу в лавке сидеть; пошла у того купца торговля на диво: товару напастись не может, покупщики живо все разбирают. Собрался купец за море, снарядил корабль и говорит сиротинке: «Дай мне своего котика, пусть на корабле мышей ловит да меня забавляет». — «Пожалуй, хозяин, возьми; только коли загубишь, я с тебя дешево не возьму...»

Приезжает купец в чужестранное государство и остановился на постоялом дворе. Хозяин заприметил, что у него денег-то много, и отвел ему такую комнату, где мышей да крыс видимо-невидимо водилось: «Пусть-де его совсем съедят, мне деньги достанутся!» А в том государстве про кошек и не ведали, а мышь да крыса всех крепко одолевала. Купец пошел спать и котика с собой взял; поутру хозяин входит в эту комнату — купец живехонек, держит в руках котика, гладит по шерстке; котик мурлыкает да песенки распевает; а на полу целый ворох мышей да крыс надавлено! «Господин купец, продай мне этого зверька», — говорит хозяин. «Купи». — «Что возьмешь?» — «Да недорого: на задние лапки зверька поставлю, за передние подниму, засыпь его кругом золотом — с меня и того довольно!» Хозяин согласился; купец отдал ему котика, забрал целый мешок золота и, справивши свои дела, поехал назад.

Плывет он по морю и думает: «Что мне отдавать сироте золото? За простого котика да столько денег отдать — жирно будет! Нет, лучше все себе возьму». Только решился на грех, вдруг поднялась буря, да такая сильная — вот-вот корабль потонет! «Ах я, окаянный! На чужое польстился. Господи, прости меня, грешного! Ни копейки не утаю». Стал купец молитву творить — и тотчас ветры стихли, море успокоилось, и приплыл корабль благополучно к пристани. «Здравствуй, хозяин! — говорит сиротинка. — А где мой котик?» — «Продал, — отвечает купец, — вот твои деньги, бери все сполна».

Сиротинка взял мешок с золотом, распрощался с купцом и пошел на взморье к корабельщикам; сторговал у них за свое золото целый корабль ладану, свалил ладан на берегу и зажег во славу божию: пошло по всему царству благоухание, и явился вдруг старичок. «Чего хочешь, — спрашивает сиротинку, — богатства или жену добрую?» — «Не знаю, старичок!» — «Ну, ступай ты в поле, там три брата землю пашут; спроси у них, что тебе скажут».

Пошел сиротинка в поле: видит — мужики землю пашут. «Помогай бог!» — «Спасибо, добрый человек! Что тебе надо?» — «Послал меня старик, велел спросить у вас, чего пожелать мне: богатства али доброй жены?» — «Спроси у большого брата; вон на той телеге сидит». Подходит сиротинка к телеге и видит ребенка малого — как бы трехлетка. «Уж ли ж это старший брат?» — подумал сиротинка и спрашивает у него: «Что повелишь мне взять: богатство али добрую жену?» — «Возьми добрую жену». Сиротинка воротился к старику. «Велено, — говорит, — жену просить». — «Ну и ладно!» — сказал старик и с глаз пропал.

Сиротинка оглянулся, а возле него стоит красавица: «Здравствуй, добрый молодец! Я, — говорит, — твоя жена; пойдем искать места, где бы можно жить нам». Пришли они в деревню и нанялись работать у одного помещика. Барин как увидал этакую красоту, сейчас в нее влюбился и задумал, как бы извести ее мужа
 

2.

Жил-был купец именитый; в одно время приходит к нему неведомый человек и наймывается в работники. Проработал год и просит у купца расчету; тот ему дает заслуженное жалованье, а работник берет за свою работу только одну копеечку, идет с ней к реке и бросает в воду. «Если, — говорит, — я служил верой и правдой, то моя копейка не утонет!» Копеечка утонула. Он опять пошел к тому же купцу работать; проработал год, купец опять дает ему денег, сколько надо, а работник опять берет одну копеечку, идет с ней к реке на старое место и бросает в воду. Копечка утонула. Пошел в третий раз к купцу работать; проработал год, купец дает ему денег еще больше прежнего за усердную его службу, а работник берет опять одну копеечку, идет с нею к реке и бросает ее в воду; глядь — все три копеечки поверх воды! Он взял их и пошел вдоль по дороге в свое место.

Вдруг ему попадается купец — к обедне едет; он дает тому купцу копеечку и просит свечку образам поставить. Купец взошел в церковь, дает из кармана своего денег на свечи и как-то обронил ту копеечку на пол. Вдруг от той копеечки огонь возгорел; люди в церкви изумились, спрашивают, кто копеечку обронил. Купец говорит: «Я обронил, а мне ее дал на свечу какой-то работник». Люди взяли по свече и зажгли от той копеечки. А работник тем временем продолжает свой путь вперед.

На дороге попадается ему другой купец — на ярмарку едет; работник вынимает из кармана копеечку, отдает купцу и говорит: «Купи мне на эту копеечку на ярмарке товару». Купец взял, накупил себе товару и думает: чего бы еще искупить? И вспомнил про копеечку. Вспомнил и не знает, чего бы на нее купить. Попадается ему мальчик, продает кота и просит за него ни больше, ни меньше, как одну копеечку; купец не нашел другого товару и купил кота.

Поплыл он на кораблях в иное государство торг торговать; а на то государство напал великий гнус. Стали корабли в пристани; котик то и дело из корабля выбегает, гнус поедает. Узнал про то царь, спрашивает купца: «Дорог ли этот зверь?» Купец говорит: «Не мой это зверь; мне велел его купить один молодец», — и нарочно молвил, что стоит трех кораблей. Царь отдал три корабля купцу, а котика себе взял. Воротился купец назад, а работник вышел на рынок, нашел его и говорит: «Купил ли ты мне на копеечку товару?» Купец отвечает: «Нельзя потаить — купил три корабля!» Работник взял три корабля и поплыл по морю.

Долго ли, коротко ли — приплыл к острову; на том острове стоит дуб; он взлез на него ночевать и слышит: внизу под дубом хвастается Ерахта своим товарищам, что вот завтра среди бела дня он украдет у царя дочь. Товарищи ему говорят: «Если ты не утащишь, то мы тебя всего железными прутьями исхлещем!» После того разговора они ушли; работник слез с дуба и идет к царю; пришел в палаты, вынул из кармана последнюю копеечку и зажег ее. Ерахта прибежал к царю и никак не сможет украсть его дочери; воротился ни с чем к братьям, а они давай его хлестать железными прутьями; хлестали-хлестали и бросили в неведомое место! А работник женился на царевне и стал себе жить-поживать, добра наживать.

(Сказка записана в Пермской губ. штатным смотрителем Кунгурского училища С. Буевским.)


Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984-1985.

Трудовые сказки

Сказка о трех братьях

 Жили-были три брата: Иван, Андрей и младший Артем. Старшие своим делом занимались усердно, хотя дела у них были разные. Иван - плотник, Андрей - портной. Руки у Ивана - золотые, умелые. Был у него ящик с инструментами: пилой, молотком, рубанком, топором, гвоздями, клещами. Ходил Иванушка по деревням и рубил избы. А помогал ему в том главный инструмент - топорик. Небольшой,  острый, послушный. Все Иван мог сделать: и окошки резьбой украсить, и двери срубить крепкие, плотные, и даже петушка из дерева вырезать и на крыше поселить. Зачем? - спросите вы. Чтобы изба красивой, веселой была! Делал он и крылечки, и заборы вокруг избушек. Избушки получались, словно сказочные домики. Люди его работу ценили. А Иван больше всего свой топорик берег: он ему от отца достался, а тому от деда. Андрей же славился в округе как хороший портной и берег пуще глаза свою любимую иголочку. Недаром говорится: «Без топора - не плотник, без иглы - не портной». Есть портныемастера, которые шьют легкие летние платья, мужские рубахи и штаны. Другие шьют верхнюю одежду - куртки, шубы, кафтаны. Андрей же мог сшить любую обнову! Целыми днями братья трудились не жалея сил. Иван избы новые рубил, Андрей - людей одевал. Артем же, младший, никакого дела делать не умел. Избаловали его родители, вкусными пирожками да булочками кормили, приговаривая: «Маленький он еще, успеет наработаться. Пусть отдыхает, гуляет, веселится». Артем подрос, а ремеслу не научился. Только поспать бы ему сладко да поесть вкусно. Летом на травке зеленой нежился, зимой на печи грелся да дедушкины сказки слушал. А между тем, когда Ивана и Андрея все вокруг расхваливали, Артем им завидовал и злился. Думал он думал, как бы старших братьев подвести.

 - Спрячу-ка я Ванин топорик, он без него словно без рук: не сможет избу срубить! Когда Ваня, усталый, пришел с работы, поужинал и лег спать, Артем схватил незаметно топорик и побежал к колодцу. Раз - и бросил топор в воду. Упал тот на самое дно, только брызги разлетелись! Спрятать Андрейкину иголку было проще. Она ведь маленькая, незаметная. Вытащил Артем иглу из игольницы и воткнул в мох, которым в избах швы между бревнами заделывали.

- Что ты все бегаешь, сынок? - спрашивает мать. Тебе давно пора спать укладываться.  

- Я сейчас, - ответил Артем. Залез на сеновал и уснул. Утром братья стали на работу собираться. Иван хватился - нет топорика!

-  Ой, топорик мой любимый пропал! Как я без него трудиться буду? - заплакал Иванушка.

 -  Не плачь, сынок! Другой на ярмарке купим, - утешают его отец с матерью.

-  Нет! Такого топорика больше на всем белом свете не сыщешь! Он как живой был, слушался меня, понимал, все у нас получалось - и бревна стругать, и резьбу вырезать, и оконца 4  прорубать, и нарядным крылечком дом украшать. Вышел Иван во двор, пошел к колодцу воды напиться. Опустил в колодец ведро и вдруг увидел, что на дне что-то поблескивает.

-  Да ведь это же мой топорик! Достал Иван топорик. Побежал домой и рассказал отцу, матери и братьям, что нашел его в колодце.

-  Кто же его туда бросил? - спросил строго отец. - Не сам же он там оказался?

-  Ах, как хорошо, что топорик нашелся! - воскликнул Иванушка и отправился работать. Стал и Андрейка в мастерскую собираться, все проверил, только любимой иголочки в игольнице нет.

-  Куда-то моя игла запропала!

-  Ничего, я тебе другую дам! - утешает сыночка мать.  

-  Нет, мамочка, такой иглы больше на всем белом свете нет! Она острая, быстрая, любую ткань шьет! Пропал я теперь! Тут солнечный зайчик по стене запрыгал, и между бревнами что-то ярко блеснуло. Андрюша кинулся к бревну и вытащил из мха свою иголку.

-  Вот она, моя любимица! Положил иглу в игольницу, собрал ножницы, наперсток, пуговицы, крючки и пошел в мастерскую. Когда братья ушли, отец позвал Артема, строго на него посмотрел и спрашивает:

-  Это твои проделки? Стыдно стало пареньку, он и сознался:

 -  Мои! Я тоже хочу какому-нибудь ремеслу обучиться, как старшие братья!

-  Что ж, сынок, это дело хорошее! Хватит тебе бездельничать и зря небо коптить. Отдам-ка я тебя в ученье к сапожнику. Будешь учиться обувь шить - ботинки да сапоги, Согласен?

-  Согласен! - обрадовался Артем. Так младший брат Артемка скоро стал хорошим мастером-сапожником.  

Вопросы

1. Как звали трех братьев?

2. Чем занимался старший брат - Иван, средний - Андрей?

3. Какой инструмент был у Ивана любимый? Что Иван умел им делать?

4. Каким инструментом дорожил Андрей? Для чего Андрей его использовал?

5. Почему Артем обиделся на своих старших братьев?

6. Что он сделал?

7. Как Иван и Андрей нашли спрятанные инструменты?

8. Какое ремесло решил изучать Артем?  

Трудолюбивый хомячок

 Жили-были два друга - хомячок Вася и мышонок Саша. Вместе играли, веселились среди высоких стеблей поспевающей ржи. Загадки друг другу загадывали, за большими листьями прятались.   Скоро рожь начала поспевать. Тяжелые золотистые колосья стали клониться к земле и ронять наливные зерна.

-  Вот как много вкусных зернышек! – радовались друзья и досыта наедались ими. Однажды хомячок Вася принес из своей норы большой рюкзак, сшитый из кусочков кожи и украшенный пряжками и ремнями.

-  Зачем тебе рюкзак? - удивился мышонок Саша. - Ты что, в поход собрался? - продолжал он допытываться у друга.  

-  Не в поход, а на работу! - важно ответил Вася.

-  На какую работу? - еще больше удивился мышонок.

-  Буду в рюкзак собирать колоски и зернышки и домой их относить.

-  А зачем? - снова спросил Саша.  

-  Зачем? - переспросил Вася. - А затем, что скоро придет зима. Холодно будет и голодно. Поля и луга снегом укроются. Ни травинки, ни зернышка не найдешь. А у нас в кладовой будет запас ржаных зернышек. Мама из них лепешки печь будет. Кстати, мои братья и сестры с рюкзачками побежали - кто на пшеничное, кто на овсяное, кто на ячменное поле. Ну, мне пора за дело браться. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! С этими словами хомячок Вася стал старательно собирать в рюкзак упавшие зерна и колоски. Набрал полный рюкзак, взвалил его на спину и отправился домой. Мышонок Саша молча смотрел на друга, когда тот понес рюкзак к норке. А хомячок даже согнулся под такой тяжестью, капельки пота на лбу у него выступили. Пока Вася относил рюкзак домой, Саша преспокойно грыз ржаные зернышки и напевал себе под нос песенку.

-  Послушай, Вася, - сказал он другу, когда тот вернулся с пустым рюкзаком, - какую я песенку придумал:  Над широким полем ржи  Вьются ласточки, стрижи.  В поле зреют колоски  И синеют васильки!  

-  Хорошая песенка! - похвалил товарища Вася. – Но ведь песенкой зимой сыт не будешь! Попроси-ка лучше свою маму-мышку сшить тебе мешочек. В него ты тоже будешь собирать зерна ржи. Тогда и ты зимой голодным не останешься!

-  Верно! - обрадовался Саша и побежал домой.  

-  Мамочка! - попросил он. - Сшей мне, пожалуйста, мешочек для зернышек, я буду их собирать и в кладовой хранить.

-  Умница! – похвалила мама и дала сыну небольшой холщовый мешочек. Мышонок побежал на ржаное поле. Солнце поднялось высоко, стало жарко и душно. Откровенно говоря, друзьям хотелось отдохнуть в холодке, в тени большого одуванчика.  Но дело есть дело! Целый день мышонок и хомячок таскали в свои норки зернышки, а чтобы работа шла веселее, распевали задорную песенку: Хоть и жаркие деньки,  Потрудиться нам не лень.  Мы таскаем колоски  В наши норки целый день.  Да-да-да! Да-да-да!  Без труда, без труда  6  Не вынешь рыбку из пруда. Вот Василий-хомячок Тащит полный рюкзачок,  А мышонок Сашок  Несет зернышек мешок!  

Вопросы 

1. Где играли хомячок Вася и мышонок Саша?

2. Зачем Вася собирал зернышки?

3. Что посоветовал своему другу трудолюбивый хомячок?

4. Последовал ли мышонок Саша его совету?

5. Как Вася собирался проводить зиму?

6. Чем закончилась сказка?  

Как Цыпочка писать училась

Цыпочка - прехорошенькая малышка. Целый день она возилась в своем уголке с игрушками. Играла то в больницу: делала куклам уколы и прививки, то в детский сад, и как-то не задумывалась, что скоро ей предстоит идти учиться в первый класс. Однажды папа принес большую нарядную коробку и позвал дочку.

-  Цыпа! Иди сюда! Я принес тебе подарок к первому сентября. Давай вместе посмотрим, что там лежит.

-  Давай! - обрадовалась Цыпочка. Папа не спеша аккуратно открыл коробку и стал доставать из нее разные интересные вещи.

-  Видишь? Это тетради в линеечку, - приговаривал он. - В них ты будешь писать буквы. Это тетради в клеточку для математики. В них пишут цифры и решают примеры. Тетради были нарядные, яркие, украшенные изображениями котиков, цыплят и щенят.

-  А это - пенал, - продолжал папа. - В нем лежат ручки и карандаши. Здесь набор фломастеров, - сказал он, доставая разноцветную коробку. - Вот альбом для рисования, счетные палочки и дневник, в нем учителя будут выставлять тебе оценки. Нравится тебе набор для первоклассника, Цыпа?

-  Очень нравится! Спасибо, папочка!  

 -  А вот еще рюкзачок и учебники: азбука, книга по родной речи, учебник по математике. С завтрашнего дня, доченька, начнем готовиться к школе. Хорошо? - закончил папа.

-  Хорошо! - обрадовалась Цыпочка. - А что мы будем делать? - Будем с тобой писать буквы с помощью учебной тетради. На следующий день Цыпочка уселась за маленькую домашнюю парту и урок начался.

-  Сядь прямо, головку держи ровно, возьми в лапку ручку вот так! - учил дочку папа. Цыпочка старалась изо всех сил, но - увы! - у малышки ничего не получалось! Буквы выходили какие-то неровные, кривые. Одна больше, другая меньше, а третья вообще съехала со строчки куда-то вбок.  

-  Нет! У меня никогда ничего не получится! – грустно вздыхала Цыпочка.

-  Старайся, будет терпение - будет и умение! - подбадривал дочку папа. День за днем он занимался с Цыпочкой, и буквы стали выходить все лучше, ровнее. Наконец однажды Цыпочка твердо вывела на строчке: «а», «б» и «в».

 -  Молодец, дочурка! - обрадовался папа. - Постепенно и другие буквы научишься писать. Главное, что ты трудолюбивая и упорная. А терпение и труд все перетрут! - закончил он. - За сегодняшнее занятие я ставлю тебе «пять»! Цыпочка очень обрадовалась, что заслужила хорошую оценку!

Вопросы

1. Что принес Цыпочке папа?

2. Чему он учил дочку?

3. Почему у малышки ничего не получалось?

4. Что помогло ей справиться с трудностями?

Маленькое дело

Летом Сережу привезли в деревню к бабушке и дедушке. Дом у них был старенький, деревянный. Комнат всего две. В одной жили бабушка с дедушкой, в другой, поменьше, устроили внука. Сережа разложил свои вещи, игрушки, в уголок поставил удочки, ракетки для бадминтона и тенниса, волейбольный мяч. На веранде бабушка развела много красивых цветов, а на кухне все кастрюли, плошки и горшки блестели на солнце, как новенькие. Сереже домик понравился. Уютный, чистый, ухоженный. Понравились ему и сад и огород. В саду рядком росли яблони, груши, сливы, а в огороде на грядках зрели зеленый лучок, петрушка, укроп, морковь, свекла и еще много всякой всячины. Утром Сережа пошел прогуляться по деревушке. Многие дома были совсем заброшены: окна и двери забиты, в других жили пожилые люди. Детей в округе мальчик не заметил.

-  С кем же я буду здесь играть, ходить за земляникой, кататься на лодке, играть в бадминтон и волейбол? Домой Сережа вернулся очень грустный.

-  Целое лето! Что я буду здесь делать? Чем заниматься? Вечером за чаем он завел разговор с бабушкой и дедушкой.

-  Бабуля! А в вашей деревеньке есть дети?

-  Дети… - задумчиво сказала бабушка. - Сейчас деревня наша, к сожалению, совсем опустела. Живут старики, вроде нас, только в четырех домах. Но летом сюда иногда привозят детишек. Свежим воздухом подышать, в речке искупаться, рыбку половить, ягодами и фруктами из своего сада полакомиться. Правда, обычно не в начале, а в середине лета, когда погода устанавливается жаркая, овощи и фрукты созревают, а в лесу - ягоды и грибы. Так что, Сереженька, не горюй, друзей ты себе найдешь! - закончила бабушка. А пока играй с Муркой, киской, и с Барбосом, - добавил дедушка.

 Но дни проходили за днями, и Сережа совсем заскучал. Вспомнил он папину любимую поговорку: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».   Несколько раз он сходил на речку, но рыба почему-то не ловилась, Купаться и плавать одному тоже невесело, а Барбос - уже пес солидного возраста, больше всего любил дремать в кустах около калитки. Дедушка заметил, что Сережа скучает, и как-то сказал:  

-  Знаешь, внучок, как в народе говорится: «Маленькое дело лучше большого безделья». Ты слоняешься по деревне, по двору, по огороду, то за книгу возьмешься, то на речку сходишь. Не жизнь у тебя, а одна сплошная лень! Сделай-ка маленькое, но хорошее дело: помоги нам с бабулей. Ведь жить в деревне нелегко: надо и воды натаскать из колодца, и огород полить, и грядки окучить и прополоть. Мы стараемся, как можем! Бабушка дом убирает, за цветами ухаживает, еду готовит, белье стирает. Я в саду, огороде тружусь. Но Сереженька, родной, трудно мне наклоняться к земле, спину ломит, ноги болят.

-  Конечно, я помогу! - воскликнул Сережа. Он обрадовался, что теперь ему будет чем заняться. С утра мальчик бежал к колодцу за водой и наполнял бочку для полива, потом работал с дедушкой в саду и огороде. Время бежало незаметно. А скуки как не бывало! Сережа полюбил трудиться в огороде, мальчику нравились свежие запахи укропа и петрушки. Дедушка был очень рад. Попозже в деревню приехали несколько семей с детьми, и у Сергея появились друзья, И рыбалка заладилась, и в лес все вместе за ягодами, орехами и грибами стали ходить. Но свое маленькое дело Сережа не бросил, а друзьям говорил: «Делу время, потехе час. Сперва дедушке помогу, а потом буду и в волейбол играть, и купаться, и загорать». Быстро летели светлые летние денечки. Скоро и урожай в огороде убирать настала пора. Бабушка огурчиков засолила, закатала банки с помидорами, кабачками. Дедушка яблоки белый налив, самые нежные, самые сладкие, с Сережей убирали. Скоро всю веранду заставили ящиками с яблоками, грушами, сливами, банками с вареньем и соленьями.

-  Прямо душа радуется! - весело сказала бабушка. Видишь, Сережа, как большое безделье превратилось в хорошее дело.

-  И не такое уж и маленькое! - заметил дедушка. - Часть банок с вареньем и соленьями с собой возьмешь. Зимой пригодятся. Будешь наш огород вспоминать!

-  Спасибо! - сказал Сережа.

 -  Это тебе спасибо! Неплохо ты потрудился! Недаром ведь говорится в пословице: «Воля и труд дивные всходы дают».  

Вопросы 

1. Куда приехал Сережа летом?

2. Почему первое время в деревне ему было скучно?

3. Кто научил его, как победить скуку?

4. Кому помогал Сережа?

5. Хорошо ли он трудился?

6. Почему говорят: «Маленькое дело лучше большого безделья»?

 7. Какой урожай собрали Сережа и дедушка?

8. Нашел ли мальчик в деревне друзей?  

Кто больше трудится?

Собрались как-то домашние животные: корова пестрая, лошадь гнедая, коза-дереза, овечка-шубка в колечках, пес Барбос да кот Федот и завели разговор о том, кто больше трудится для хозяев. Коровка мычит:

 -  Я людям молоко даю! Из моего молочка получает хозяин сметану, кефир, сыр, масло, брынзу. Молоко берут, когда пышки да пироги пекут. Без молока и ребятишки не растут, и старики не живут. Без молока и каша пустая, не густая.

-  Да, много ты хозяевам пользы приносишь, много трудишься, - согласилась лошадь. - Я тоже не ленюсь. Зимой сани вожу, летом меня в телегу запрягают, я и поле пахать помогаю, и на охоту хозяина везу. Без лошади в деревне не прожить!

-  Молодец, лошадка! Ты труда не боишься! - похвалил пес лошадь. - Но и я целый день тружусь, да и по ночам не сплю. Дом хозяйский стерегу, громко лаю, чужих не пускаю. И на охоту с хозяином хожу, добычу для него ищу. Ни минутки у меня свободной нет! - говорит Барбос.  

-  Я, конечно, не хвалюсь, но тоже тружусь, - сказала овечка. - Хозяйке свою шерсть даю, теплую, пушистую. Из нее свитера вяжут, а еще рукавицы, шапки, шарфы, чтоб зимой не застудиться.

-   Да и я не лентяйка. Меня любит хозяйка, - блеет коза. - Мое молоко сытное, вкусное и полезное. Им больных отпаивают, малые детки его пьют. Я и шерсть свою людям даю. Она мягкая, теплая. Зимой в козьей кофте не замерзнешь, с козьими рукавицами пальцы не отморозишь. Из моей шерсти и носки хороши: ноги согревают в лютые морозы. Кот Федот всех зверей вежливо выслушал и сказал:

 -  Я хозяйское добро берегу от мышей. Сколько я их переловил! Они любят полакомиться крупой, хлебушком, сыром с колбаской и особенно ветчиной. Так что я тоже себя к лодырям не отношу. И, кстати, хочу вам, друзья, сказать, что все мы трудимся и помогаем людям. Так что честь нам и хвала!

 -  Ура! - хором подхватили звери. - Недаром пословица гласит: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!» - важно промурлыкал кот.

 Вопросы

1. Какие животные собрались вместе?

2. О чем они говорили?

3. Чем помогает человеку корова?

 4. Какой труд у лошади?

5. Какую пользу приносят собака, коза, овца?

6. Как трудится кот?

7. Как вы думаете, кто из зверей трудится больше?    

Глаза страшатся, а руки делают

У одной портнихи была девочка-помощница - Алена. Портниха та, Авдотья Федоровна, на весь город славилась. Работы у нее всегда много. Несли ей красивые шелковые ткани богатые дворянки и купчихи, несли ткани попроще - сатин, ситец - и простые люди. Все могла сшить Авдотья Федоровна: и свадебный наряд для невесты, и нарядный костюм для знатной барыни, и простое платье на каждый день. Умела она и вышивать, и кружева вязать, чтобы одежду украсить. Аленка -- девочка трудолюбивая, послушная, сообразительная, помогала Авдотьюшке и кроить, и шить, всему у нее потихоньку училась. Однажды сшила портниха платье для молодой девушки, уложила его аккуратно в корзиночку и собралась в город. чтобы заказ отнести. Дала Авдотья Федоровна Аленке большой деревянный сундучок и много маленьких резных коробочек и говорит:

-  Я в город иду, заказ несу, а ты разбери пока этот сундучок, у меня руки до него не доходят. Пуговицы положи в одну коробочку, наперстки - в другую, иглы - в игольницу, кнопочки и петельки в третью, а нитки - вот в эту, побольше.

-  Хорошо! - согласилась Алена. Когда портниха ушла, девочка открыла крышку сундучка и ахнула: он был доверху набит всякой мелочью! Алена расстелила на столе кусок ткани, высыпала все из сундука и стала разбираться.

-  Так! Пуговки - в эту коробочку, крючочки и петельки - в другую, наперстки - в третью. Время быстро летит, а дело продвигается медленно. Опечалилась девочка: «Пожалуй, к приходу Авдотьи Федоровны я все сделать не успею!» Пальчики у нее устали, а один палец она больно иголкой уколола, капельки крови закапали. Аленушка чуть не расплакалась. Вдруг слышит чей-то тонкий голосок:

-  Не печалься, Аленка, я тебе помогу! Посмотрела девочка вокруг, видит: на краешке стола мышка сидит. Алена ее давно знала и крошечками хлеба угощала. Мышка говорит:

-  Знаешь пословицу: «Глаза страшатся, а руки делают?» Так и у тебя: глазам кажется, что работы очень много, а ручки ловко все разбирают. Сейчас я своих мышат-малышат позову, они нам помогут. Прибежали мышата и быстро-быстро лапками заработали. А мама их - мышь Хитруша - детей похваливает. Не прошло и часа, как разложили Аленка и ее помощники все по коробочкам. В самую большую - моточки с нитками, белыми, красными, голубыми, зелеными. В круглую коробочку - пуговички, в резную - крючки и петельки, в длинную, узкую - иголки и булавки. Опустел сундук. В это время как раз и портниха вернулась. Мышки тут же разбежались и в норку спрятались.  

-  Ай да молодчина девчина! - похвалила Авдотья Федоровна помощницу. - С трудным делом справилась! - и убрала коробочки на полку. Сели обедать. Аленка ест, а сама незаметно маленькие кусочки отламывает: то хлебца, то сыра, то котлетки, в карман кладет. Когда пообедали, портниха прилегла отдохнуть, а девочка позвала мышку Хитрушу и отдала ей угощение.  

-  Это тебе и твоим малышам за то, что они потрудились на славу, мне помогли дело сделать!

-  Спасибо, Аленка, добрая ты девочка и трудолюбивая! - ответила Хитруша. Взяла угощенье и спряталась в норку.  

Вопросы

1. Как звали помощницу портнихи?

2. Куда пошла Авдотья Федоровна?

3. Какое дело она поручила Алене?

4. Могла ли Алена выполнить его одна?

5. Кто помог девочке?

6. Как Алена отблагодарила мышек

 Картотека оформлена на основании  пособия Шорыгиной ТА. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессия. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. – (Сказки подсказки), материалов сайта https://publicadomain.ru/skazki и  https://nsportal.ru/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пословиц, поговорок, загадок о труде и профессиях.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....

Картотека пословиц, поговорок, стихов о дружбе

Пословицы и поговорки о дружбе.Без беды друга не узнаешь.Без друга в жизни туго.Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.Бедны...

Картотека пословиц, поговорок, загадок по темам «Профессии», «Инструменты» для старшего дошкольного возраста

Приложение к проведению НОД по лексическим темам "Профессии", "Инструменты"...

Картотека пословиц, поговорок, загадок о весне

В данной картотеке представлены пословицы, поговорки и загадки о весне для детей старшего дошкольного возраста....

Примеры народных пословиц, поговорок и сказок, свидетельствующих о накоплении знаний в воспитании детей

Здесь подобранны материалы благодоря которым можно приобрести знания, опыт, увидеть, понять жизненный урок....

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ,ПОГОВОРОК,НАЗВАНИЙ СКАЗОК О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ПРИМЕРЫ НАРОДНЫХ,ПОСЛОВИЦ,ПОГОВОРОК,СКАЗОК СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О НАКОПЛЕНИИ ЗНАНИЙ И О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ....