Самообразование "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Кондракова Наталья Владимировна

Изучение проблемы использования дидактических игр как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023_starshaya_gruppa.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

Утверждаю

Заведующий «МДОУ «Детский сад с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

__________________ М.А. Тюрина

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

на 2023 – 2024 учебный год

воспитателя

Кондраковой Натальи Владимировны

с. Вязовка

 2023

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Кондраковой Натальи Владимировны

воспитателя

                  _

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

36 лет

32 год

32 год

Высшая квалификационная категория

03.09.1918

декабрь 2023

ТЕМА: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

                                                       2023- 2024г

старшая группа

Этап работы над темой:  

Подготовительный (сбор информации по проблеме).

Организационно-диагностический

Результативный

Дата начала работы над темой:                      01.09.2023

Предполагаемая дата окончания работы:      31.05.2024

                  Индивидуальный план самообразования

на 2023 – 2024 учебный год

ФИО                Кондракова Наталья Владимировна

Должность      воспитатель

Тема: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.

2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

Основные вопросы для изучения:

1.Изучить методическую литературу по данной теме.

2.Изучить журналы «Воспитатель в ДОУ»

3.Изучить статьи в интернете.

4.Подготовить предметно – пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

5.Составить перспективный план работы с детьми.

6.Составить перспективный план работы с родителями.

Список используемой литературы:

1.Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

4.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

5.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44 6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5

6.Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.

7. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п.л.

8.Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 6-11.

9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982

Актуальность темы:

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор этой темы.

Творческое сотрудничество по теме самообразования: с музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре,

Деятельность педагога в области самообразования:

1.Изучить методическую литературу по данной теме.

2.Изучить журналы «Воспитатель в ДОУ»

3.Изучить статьи в интернете.

4.Подготовить предметно – пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

5.Составить перспективный план работы с детьми.

6.Составить перспективный план работы с родителями.

Практический выход:

Творческий отчёт по теме

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (презентация)

Планируемый результат:

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

Перспективы развития опыта:

1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.

2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Мероприятия: 

Работа с родителями:

Цель:  1.Довести до родителей важность темы.

           2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

           3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов,  собрать природный материал.

Консультации:

1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

2. « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

4.» Экологическое воспитание».

Предложить картотеки:

1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Картотека опытов  водой.

3. Картотека опытов с песком.

4.Картотека опытов с воздухом.

5. Картотека опытов с магнитами.

Предложить дидактические игры:

  1. Угадай чей след.
  2. Расскажи по плану про домашнее животное.
  3. Кому нужна вода.
  4. Для чего нужна вода.
  5. Игры про домашних и диких животных.
  6. Игры про овощи и фрукты, продукты.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2023- 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2024 год.

Форма и место подведения итогов – творческий отчет (презентация)

Дата

Направления работы

Способы достижения

СЕНТЯБРЬ

 В течение месяца

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

До  10 сентября

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

ОКТЯБРЬ

До 10 октября

Создание картотеки «Дидактических игры по экологии в  старшей группе

Подбор материала.

 В течение года

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

НОЯБРЬ

В течение года

Изучение теории по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего   дошкольного возраста».

Знакомство с литературой по данной тематике, и др.

До 15 ноября

«Подбери петушку пёрышко»

Создание дидактической игры для   старшей группы.

ДЕКАБРЬ

В конце декабря

 «Организация воспитательно-образовательного процесса посредством интеграции образовательных областей»

Подбор материала.

В течение месяца

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

Изучение статей в журналах: 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
«Обруч»

ЯНВАРЬ

До 25 января

«Цветочная поляна»

Создание дидактических игр для старшей группы

« Найди свою маму»

ФЕВРАЛЬ

В течение месяца

«Дидактическая игра, как форма развития детей старшего возраста»

Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).

До 20 февраля

«Домашние животные»

Создание дидактического мультимедийного пособия.

МАРТ

До 10 марта

Дидактические игры

Пополнение картотеки дидактических игр для старшей группы

До 25 марта

«Дидактические игры для детей». 

Оформление выставки.

АПРЕЛЬ

До 15 апреля

НОД «Капелька в гостях у ребят» с использованием дидактических игр.

Подготовка к открытому занятию.

Подбор материала.

Открытое занятие.

До конца апреля

«Дикие животные и их детеныши»

Создание дидактической игры в виде презентации.

МАЙ

В мае

Обзор опыта работы на интернет порталах «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Задачи экологического воспитания)

Подготовка и подбор материала.

Получение сертификатов, дипломов, удостоверений.

В конце мая

Творческий отчёт по теме 
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (презентация)

Выступление на педсовете.

Перспективный план на 2023-2024 учебный год по теме

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста»

Период

Формы работы

Практические выходы

Октябрь

Работа с детьми:

- Проведение НОД и режимных моментов

- Изготовление поделок из природного материала

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры».

Привлечение родителей к участию в конкурсе «Осенние фантазии»

Организовать сбор природного материала. Обогащение развивающей среды. Индивидуальные беседы с родителями.

Ноябрь

Работа с детьми:

- Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

- Дидактические игры «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. «Найди листок, какой покажу».

- Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем помогать птицам зимой», «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Картотека игр.

Картотека опытов.

Чтение стихов, сказок.

Картотека «Прогулки с детьми осенью».

Д/и «Птицы зимующие и перелетные.

Энциклопедия «Птицы нашего края».

Декабрь

Работа с детьми:

- Беседы о цветах «Кто живет на подоконнике?»

- Составление описательного рассказа на тему «Комнатные растения».

- Наблюдение за природой во время прогулки, опыты со снегом и водой.

- Пополнение книжного уголка литературой по темам «Зима», «Птицы». Сказки и рассказы о животных.

Работа с родителями:

Беседа на тему организации игр на воздухе зимой.

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты природы – это так интересно» (Л.В. Ковинько)

Консультация «Игры зимой». Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Январь

Работа с детьми:

- Продолжать опытно-экспериментальную деятельность.

- Экологические загадки.

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей: «Нужна ли нам экология?»

- Привлечение родителей к организации «огорода» на подоконнике зимой.

Картотека загадок.

Папка передвижка «Роль игры в развитии ребенка».

Февраль

Работа с детьми:

- Освоить свойства магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий.

- Целевая прогулка «Поделки из снега».

Работа с родителями:

Консультация: «О чем можно рассказать ребенку на прогулке», «Этот удивительный мир».

Подборка литературы для домашнего чтения «Писатели детям о природе».

Картотека опытов с магнитом.

Консультации.

Подборка книг.

Март

Работа с детьми:

- Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке по изучению свойств ветра, наблюдение за облаками. Первые вестники весны – наблюдение за изменением природных явлений. Д/и «Времена года», «Что на что похоже», «Чья это тень».

- Чтение произведений поэтов о весне.

Работа с родителями:

Консультация «Экспериментирование с ветром».

Ведение календаря за природой и погодой.

Пополнение картотеки опытно экспериментальной деятельности.

Консультация «Весенние прогулки», «Экспериментирование с ветром».

Подборка книг.

Апрель

Работа с детьми:

- Изучение свойств воздуха в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

- Познакомить с удивительным миром насекомых, видами, особенностями обитания.

Д/и «Отгадай по описанию», «что лишнее».

Работа с родителями:

Консультация: «Безопасность во время паводков», «Как себя вести в близи водоемов».

Демонстрационный материал «Насекомые»

Картотека дидактических игр.

Консультации. Беседы.

Май

Работа с детьми:

- Презентация «Правила поведения в лесу».

Закрепление знаний и умений в играх.

Итоговый мониторинг.

Оформление творческого отчета.

Презентация.

Творческий отчет.

Заключение. 

В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.  Можно использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то новое те...

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста...