Занятие "Бубен"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Бубен
Цель: Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.
Задачи: Способствовать формированию интереса к музыкальным инструментам и бережному отношению к ним.
Ход занятия:
М.р. – Вы, наверное, все обратили внимание на красивый сундучок, который стоит у нас на столе. А в ней лежат музыкальные инструменты, а какие вы должны угадать. Я вам загадаю загадки.
Что за палочка? Что за трубочка?
Дунешь в дырочку - и вот, она сразу запоёт. (дудочка)
Динь-дон, динь-дон…. узнаёте этот звон?
Никогда он не грустит, переливисто звенит. (колокольчик)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
Он любит, когда его бьют, покоя ему не дают,
Он пляшет в руках и звенит, и добрых людей веселит. (бубен)
Молодцы, все загадки отгадали. Хотелось бы вам узнать больше об этих инструментах?
О каждом из них мы поговорим обязательно. А сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным инструментом – бубном. (картинка бубен).
У нас есть разные бубны (показывает игрушечные и профессиональный). Сравните бубны и скажите, чем они отличаются друг от друга. (ответы).
Эти бубны яркие, с рисунками, пластмассовые, лёгкие, удобные для детей. (показ игрушечных)
А вот этот большого размера и тяжелее. Он не так красив и ярок. (показ профессиональный). Кто же может играть на таком бубне?
Играют на нём не дети, а взрослые- профессиональные музыканты. Давайте рассмотрим. У бубна есть обруч с отверстиями- в него вставлены металлические тарелочки- погремушки. На обруч одной стороны натягивается кожа, а с другой стороны натягиваются струны с бубенчиками. Когда человек потряхивает бубном или бьёт по коже, получаются своеобразные звуки – бубен и стучит, и звенит одновременно. (исполняет несложный ритм)
А как называется человек, играющий на бубне? Давайте вместе подумаем. На трубе играет (трубач), на скрипке (скрипач), а на бубне (бубнист). Посмотрите, как выглядят профессиональные бубнисты, какие у них разные бубны.
Хотите попробовать стать настоящим бубнистом? Вставайте в круг. Поиграем в игру «Попляши с бубном».
Дети стоя в кругу на мотив песни «Ах, вы сени…» передают бубен друг другу.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен-
Тот сейчас сыграет нам!
Ребёнок, у которого остался бубен на конец музыкальной фразы, выходит в центр круга играет или танцует с бубном, остальные дети хлопают. Каждый следующий ребёнок, в чьих руках окажется бубен придумывает новые движения. В конце игры выбирают ребёнка, кто интереснее станцевал. Дети проходят на свои места.
Звучит негромко фонограмма бубна.
М.р.- Никто не знает, когда люби придумали и начали изготавливать бубны. Известно только то что бубен и барабан самые древние музыкальные инструменты. Они появились очень-очень давно, когда люби ещё жили в пещерах, хижинах, ходили на охоту и приносили добычу – убитых животных. Шкуры животных были очень нужны людям, чтобы шить из них одежду, укреплять своё жилище. А ещё для того, чтобы изготавливать бубны. Шкуры очищали от шерсти, вымачивали в воде, сушили и натягивали на деревянный обруч, который тоже придумали как делать.
Показ старинных бубнов.
М.р.- А вот старинные – они не очень похожи на современные: у них нет тарелочек, бубенчиков, они больше по размеру. С обратной стороны делали пепекрестье, чтобы держать бубен. Били по бубну не рукой, а колотушкой, чтобы звук был громкий.
Как вы думаете, где можно увидеть такой бубен сейчас? (в музее).
В Москве есть музей музыкальной культуры имени Глинки, там собрана коллекция старинных музыкальных инструментов со всего мира. И есть в этой коллекции и старинные бубны. Как вы думаете, можно на таких инструментах играть? (ответы). Этим экспонатам очень много-много лет, на них больше не играют- их можно только рассматривать и удивляться тому, что они до сих пор сохранились! Вот как хорошо были сделаны когда-то бубны и не похожи друг на друга.
А когда люди научились рисовать, они стали украшать бубны рисунками.
Мы с вами поиграем в русскую народную игру «Бубен».
В центр зала ставится «пенёк», на который садится водящий – «бубен». Дети движутся по кругу под стихотворение:
Бубен сел на пенёк, просидел там весь денёк. (останавливаются)
Коза бежала- рогами мотала: «Ме-е-е!» (приставляют указательные пальцы к голове, «бодаются»)
Конь скакал- копытом поддал: «Иго-го!» (руки за спину, топают ногой)
Свинка проходила- бубен уронила: «Хрю-ю!» (приставляют кулачки к носу «пятачок»)
Бубен с пня свалился, по дороге покатился… («бубен» бежит по внутреннему кругу)
Долго катил и … в лужу угодил! (останавливается и садится на пол)
В луже извозился, весь измочился («выжимает мокрую одежду»)
Да на всех озлился! (встаёт с рассерженным видом)
Замахал руками (машет)
Застучал ногами (топают)
Побежал за нами! (ловит детей)
Пойманный ребёнок становится «бубном».
М.р.- На Руси бубен был одним из любимых народным музыкальным инструментом. Ни один праздник не обходился без весёлого звонкого бубна. Скоморохи очень ловко играли на праздниках. Могли ударять и рукой, локтем, коленом, даже носом.
Давайте ещё в одну игру поиграем «Кто быстрей ударит в бубен».
Вот сколько мы узнали интересного о бубне.
Какие два самых древних музыкальных инструмента вы знаете? (бубен, барабан)
С какими тремя видами вы познакомились? (с детским, профессиональным, старинным)
Какие основные материалы нужны для изготовления бубна? (дерево и кожа)
Как называют музыканта, играющего на бубне? (бубнист)
Где можно увидеть старинные бубны? (в музее музыкальных инструментов)
В какие игры мы с вами играли сегодня?