Развитие причинно-следственных связей у дошкольников
статья

Ташкинова Галина Сергеевна

В мире нет   ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichinno_sledstvennye_svyazi.docx751.6 КБ

Предварительный просмотр:

https://alt.izh.one/files/learning/55/preview_55.gif

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, которое является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы.

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка 5-7 лет.

https://alt.izh.one/files/learning/55/%D1%80%D0%B8%D1%81.1%20.jpg

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

https://alt.izh.one/files/learning/55/%D1%80%D0%B8%D1%81.2%20.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/%D1%80%D0%B8%D1%81.%202%D0%B0.jpeg

Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

https://alt.izh.one/files/learning/55/%D1%80%D0%B8%D1%81.3.jpg

Игра «Что тяжелее?»

В этой игре  нужно будет разобраться,  какие предметы тяжелее других, а какие легче.

Взрослым-то хорошо, для них понятно, что книжка весит больше, чем карандаш, а стол тяжелее стула. Перейдите по данной ссылке и играйте вместе с ребенком:

http://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chto-tyazhelee/

https://alt.izh.one/files/learning/55/%D1%80%D0%B8%D1%81.4.jpg

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

Например:
Шишка упала с елки. - Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Это варианты предложений, которые можно предложить ребенку:

  • Котенок подошел к блюдечку. - Мальчик не выучил уроки.
  • Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
  • Дворник чистил весь день дорожки от снега. - Мама опоздала на работу.
  • Все прохожие промокли. - Наконец-то вылезли первые первоцветы из земли.
  • Мама купила вкусный арбуз. - Папа, наконец-то поменял колесо на машине.
  • Многие ученики заболели. - Окна покрыты инеем.
  • Мама устроила дома праздник. - Мальчик получил хорошую оценку.

Игра «Что сначала, что потом?»

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить ребенку определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее в размерах)

https://alt.izh.one/files/learning/55/05.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/06.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/07.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/08.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/09.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/10.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/11.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/13.jpg

https://alt.izh.one/files/learning/55/14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни....

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников...

Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей

Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста...

Тема: Логическое мышление. Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений «Что сначала, что потом?»

Тема: Логическое мышление.  Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений «Что сначала, что потом?»...

Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений

Дидактическая игра «Превращается в ...» Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений Дидактические задачи: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений; Ра...

Консультация для педагогов " Формирование у дошкольников устанавливать причинно-следственных связи"

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие. Сущность понятия «причинно-сле...