Учебно-методический сборник "Социально значимых проектов детей первой младшей группы"
методическая разработка (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Белашова

Данная методическая разработка представляет собой сборник из трёх педагогических проектов для развития детей раннего дошкольного возраста.

  1. Социально значимый проект «Цветные фантазии»
  2. Социально значимый проект «Солнышко лучистое»
  3. Социально значимый проект «Русская матрёшка»

     Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознательную личность готовую искать решения проблемы и находить ответы на вопросы.

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:

1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.

2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.

5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов:

1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.

2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.

3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.

4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.

Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть, как краткосрочными (1-3 занятия, так долгосрочными (весь учебный год):

1. Комплексные.

2. Межгрупповые.

3. Творческие.

4. Групповые.

5. Индивидуальные.

6. Исследовательские.

 

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

         Представленная проектная деятельность включает в себя использование нетрадиционных методов художественно - эстетического развития детей, что обогащает практический опыт, и дает базовые теоретические знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Тема проекта: «Цветные фантазии»

 Вид проекта: социально значимый

Продолжительность проекта: два месяца 10.11.2022 – 10.01.2023г

Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.

Актуальность:

 Проект «Цветные фантазии» имеет свою главную цель - сформировать у детей умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Главным признаком предмета для ребёнка дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют.

В нашей группе большое количество разных ярких игрушек, в основном 4-х «основных» цветов (машинки, неваляшки, матрёшки, кубики, кегли, погремушки, куклы, конструктор, мячики, флажки, мозаика). Это, конечно, заметили дети. Но затруднялись ответить на такие вопросы как: «Какого цвета машина? Много мячей и все разного цвета? Почему игрушки разного цвета? Какого цвета резиновые игрушки на полке?

В каком платье встречает деток кукла Настя? В одеже какого цвета пришёл ребенок в группу?»

Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям, чтобы вызвать у них интерес и желание узнать о том какого цвета бывают предметы и игрушки?» Речь детей двух трёх лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затрудняются называть какого цвета неваляшка или платье у куклы Маши, мало используют глаголы, определения, связанные с цветом.  Хотелось обогатить знания детей об основных цветах в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений в быту при рассмотрении различных предметов., и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая тема проекта.

В первой младшей группе с целью изучения цвета прошли «Разноцветные Недели». Задачи «Разноцветных Недель» — это создание благоприятного психологического климата в группе; расширение и обогащение эмоциональной жизни детей; раскрытие творческого потенциала дошкольников. Четыре недели были наполнены цветом, разнообразными красками. Каждая неделя имел свой «фон»: первая неделя– жёлтый цвет, вторая неделя - зелёный цвет, третья неделя – красный цвет, четвертая неделя синий цвет. Детям необходимо было одеться так, чтобы во внешнем виде как можно больше присутствовал данный цвет.

Реализация проекта проходила совместно с родителями, что способствовало более тесному контакту родитель - ребенок.

Для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам игры в детском коллективе.

Цель проекта:

  • Развивать у детей представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый)
  • Формировать эстетическое восприятие цвета у детей;
  • Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Проблема:

  • В первой младшей группе наблюдается речевая пассивность детей. 
  • Низкий уровень знаний об основных цветах.
  • Родители не в полной мере формируют исследовательский интерес у детей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  • Воспитать у детей цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность в играх.

Обучающие:

  • Дать детям элементарные представления как находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
  • Научить детей воспринимать информацию, подкреплённую зрительным образом при проведении наблюдений, бесед, рассматривании сюжетных картинок.
  • Закрепить понятия «желтый», «зеленый», «синий», «красный», «цветной»
  • Формировать интерес детей к дидактическим играм по цветам
  •  Увеличить словарный запас детей по данной теме
  • Развить навык работы кисточкой, гуашью, пластилином; со строительным материалом
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.

Развивающие:

  • Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память).
  • Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Дети будут иметь представление об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности. Дать понятие – «разноцветный».
  •  Обогатится активный и пассивный словарь детей за счет слов: «красный», «синий», «зеленый», «жёлтый», «радуга», «цветной»
  • У детей появится интерес к играм, развлечениям.
  • В книжном уголке появится новый герой "Фея красок".
  • Выставка детских работ «Мастерская радуги»

Для родителей:

  • Активное участие родителей в проектной деятельности.
  • Участие родителей в выставке «Книжки малышки».
  •  Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
  • Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
  • Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.
  • Выставка «Дидактических игр»
  • Участие родителей в творческой выставке «Радуга цвета», «Новогоднее чудо»

Для педагога:

  • Изготовить лепбук «Мир цвета»
  • Оформить фотовыставку «Радуга цвета».
  • Распечатать консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовить буклеты для родителей «Как научить ребенка различать цвета»
  • Изготовить папку передвижку «Такие разные цвета»
  • Организовать творческую выставку с родителями «Цветные фантазии».
  • Изготовить книжку «Разноцветные страницы»
  • Изготовить дидактические игры: «Бусы для куклы Кати», «Веселая змейка», «Построй лесенку через речку», «Укрась солнышко лучиками», «Цветные ладошки», «Весёлые тучки», «Кораблики», «Зонтики», «Накорми котика цветными рыбками», «Грузовик с овощами и фруктами», «Весёлые фигуры», «Найди свой домик», «Магазин», «Разложи по цвету».
  • Выставка жёлтых предметов.
  • Выставка красных предметов.
  • Выставка зелёных предметов.
  • Выставка синих предметов.

Содержание проекта строится на принципах:

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

Этапы проекта:

I этап – мотивация

Воспитатель принесла в группу Фею красок с волшебными звёздочками разного цвета и спросила детей: "Кто это? Давайте знакомиться, это Фея красок. Хотите узнать, почему у неё звёздочки разного цвета? О том какого цвета бывают игрушки и одежда, для чего нужно знать цвета? Фея красок нам расскажет о своих секретах".

II Этап - Подготовительный (разработка проекта).                                             

  • Определение проблемы.                                                                               
  • Постановка цели, задач.                                                                               
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Составление перспективного плана работы.
  • Анкетирование родителей о желании и возможности участия в проекте.
  • Подготовка методической литературы, наглядного материала, игр с использованием дидактического материала.

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Консультации для родителей:

«Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета.»

«Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»

«Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.»

2. Беседа с детьми для выявления знаний о цветах.

3.Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»;

4.Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета», рассматривание иллюстраций в книге;

 

5.Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»;

6.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды».

7.Дидактическая игра «Что еще такого цвета?»;

8.Чтение стихов о красном цвете.

9.Рассматривание игрушек разного цвета;

10. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Мозаика».

11. Утренняя гимнастика с флажками красного цвета.

12. «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

13. Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструктор, кубики, др.).  14.«Утреннее приветствие» - Кукла Света в одежде синего цвета встречает детей в раздевальной комнате.

15.Утренняя гимнастика с мячами синего цвета.

16.Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картинки». 17.Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет»,

18. Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота».

19. «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

20. Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет».

21. Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.).

22.«Утреннее приветствие» - Кукла Зина в одежде зелёного цвета встречает детей в раздевальной комнате.

23.Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета.

24.Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры».

25.Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет»,

26.Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота».

27.«Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

28. «Радужный день»: Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»; физкультминутка «Радуга – дуга»;

29.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды»;

30.Проведение итогового мероприятия - интегрированной НОД «Игра с цветом».

31.Мониторинг знания детей о цветах.

32.Консультация «Изучаем цвета с ребенком»,

33. Консультация «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».

 

 

 

 

 

1.Рисование: «Лучики для солнышка», «Банан для обезьянки»; «Цыплята» «Уточки плавают в реке», Жёлтые рыбки в аквариуме»

2.Раскрашивание «Какие мы разные»;

3.Рисование с элементами лепки «Жёлтые листочки»; «Зёрнышки для курочки»;

4.Раскрашивание раскрасок: «Клоун с

 

 

воздушными шарами», «Петушок»;

5.Лепка: «Сделай мостик»; «Груша»

6.Отгадывание загадок о предметах жёлтого цвета;

7.Разучивание русских народных потешек и песенок;

8.Конструирование: «Жёлтая башня для героев сказки «Репка», «Лесенка к солнышку

9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского

10.Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик», «Жёлтые цыплята вышли погулять»,

11. Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Домик для котёнка»)

12. «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Украсим домик для котёнка»); «Радужные краски» (рисование пальчиками «Мячик для котёнка»).

13. Игры с прищепками «Дождик из тучки»

14.Конструирование «Башенки к солнышку», «Мостик для маленького медвежонка

15. Аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»);

16.«Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочка-ми»);

17.«Радужные краски» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками»

18. Игры с мозаикой- Выкладывание цветных дорожек.

19. Лепка из пластилина «Божья коровка»

20.«Найди по цвету», «Раз, два, три у кого желтый бантик ко мне подойди»,

21. Назови, что бывает красным,

22.Чудесный мешочек и другие. 23.Подвижные игры «Зайка беленький», 24. Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота», «Найди свой домик», «Автомобили».

 

 

 

 

 

 

 

1. Перед началом проекта проинформировали о нем родителей. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявления, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе.

2.Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома);

 

3.Сбор поделок своими руками

 к выставке;

Изготовление игрушек-самоделок

к выставке «Радуга цвета»

 совместно с детьми.

4.Творческая выставка родителей и детей «Цветная фантазия».

5. «Опыты с водой» окрашиваем воду в жёлтый, синий, зеленый, красный цвет

Проведение наблюдений (с помощью родителей дома).

6. С помощью родителей значительно пополнили дидактическим материалом в группе, в соответствии с возрастом детей.

7. Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.

III. Этап – Исследовательский.

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  •   Выполнение проекта.

Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с темой проекта.

 Центр книги:

  • Русские народные сказки, К. Чуковский «Краденое солнце», «Репка», Каталог картин «Что бывает синее, красное, жёлтое, зеленое»
  • Стихотворения И. Черницкой «Красное и синее»
  • Лепбук «Мир цвета»
  • Новый персонаж "Фея красок".
  • Картотека стихов, потешек, загадок.

Центр физкультуры:

  • Маски цыплят
  • Погремушки, ложки-шумелки
  • Мячи разного цвета
  • Кегли разного цвета

Дидактические и подвижные игры «Капельки и тучки» и «Солнышко», «Солнышко и дождик»

  • Разноцветные ленточки
  • Разноцветные мячики

Центр экспериментирования:

  • Песок, крупа
  • Мыльные пузыри
  • Природный материал
  • Куколки, тазики, лейки
  • Деревянные палочки
  • Пупсы, кораблики, пособие для переливания воды

Центр игры:

  • «Игры с прищепками»,
  • «Собери домик для животных»,
  • «Какого цвета игрушки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  •  «Лесенка для медвежонка»
  •  Разрезанные картинки «Новогодние фантазии»;
  • «Найди пару»,
  • «На что похоже солнышко (геометрическая фигура»,
  • «Перешагни лужицу»,
  •  «Бусы для куклы Кати»,
  • «Веселая змейка»,
  • «Укрась солнышко лучиками»,
  • «Цветные ладошки»,
  • «Весёлые тучки»,
  • «Зонтики»,
  • «Накорми котика цветными рыбками»,
  • «Грузовик с овощами и фруктами»,
  • «Весёлые фигуры»,
  • «Найди свой домик»,
  • «Магазин»,
  • «Разложи по цвету».

Центр музыки:

  • Подборка песен и музыки для прослушивания и танцевальных движений
  • Ноутбук с подбором презентаций о цветах
  • Подборка дисков для пальчиковой гимнастики.
  • Мультимедийные игры «Маша и медведь учат цвета», «Что какого цвета», «Спрячем колобка от лисички в цветных домиках»

Центр искусства:

  • Карандаши
  • Краски
  • Мелки
  • Раскраски куклы, мячики, цветы
  • Пластилин и досточки
  • Бумажные салфетки
  • Тычки, ватные палочки, ватные диски
  • Водные раскраски

Взаимодействие с семьей:

Папки – передвижки:

  • «Такие разные цвета»
  • «Радуга цвета»

Консультации для родителей:

  • Консультация для родителей «Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
  • Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
  • Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.»
  • Консультация для родителей «Принципы формирования цветовосприятия у ребёнка»
  • Консультация для родителей «Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома)»

IV – Итоговый

Итоговыми мероприятиями стали

1.Совместный показ кукольного театра тантамарески «Репка» детьми средней группы.

2.Выставка книжек малышек и лепбуков по данной теме изготовленные родителями»

3.Развлечение «Ёлка в гости к нам пришла»

 Полученные результаты проекта:

  • В ходе реализации проекта дети научились называть цвета, у них развилось цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации о предметах разного цвета, участвуют в беседах
  • С удовольствием рисуют, используя   нетрадиционную технику рисования, лепят, играют в разные игры.
  • Совместная выставка "Цветные ладошки»".
  • Совместно с родителями собрали библиотеку книжек-малышек.
  • Игра-забава «Подбери правильно ладошки»
  • С/игра «Магазин»
  • Информация для родителей «Радуга цветов»
  • Взаимодействие с библиотекой: обмен художественной литературы для родителей и детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка совместного творчества детей, родителей и воспитателя, Изготовление дидактических игр.
  • «Перешагни лужицу»,
  •  «Бусы для куклы Кати»,
  • «Веселая змейка»,
  • «Укрась солнышко лучиками»,
  • «Цветные ладошки»,
  • «Весёлые тучки»,
  • «Зонтики»,
  • «Накорми котика цветными рыбками»,
  • «Грузовик с овощами и фруктами»,
  • «Весёлые фигуры»,
  • «Найди свой домик»,
  • «Магазин»,
  • «Разложи по цвету».
  • Оформление альбома «Мы такие разные».
  • Взаимодействие с центральной детской библиотекой.
  • Творческая выставка поделок родителей «Радуга цвета»
  • Изготовлен лепбук с играми «Мир цвета»
  • Фотовыставка «Радуга цвета»
  • Мини выставка книжек малышек
  • Картотека дидактических игр по развитию умений различать основные цвета.
  • Выставка детских работ по итогам проекта (коллективный проект)
  • Выпуск буклета с рекомендациями для родителей «Как научить ребенка различать цвета»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие «Ягоды» для первой младшей группы Составила Паршенкина И.А.

laquo;Ягоды»для первой младшей группы Составила Паршенкина И.А....

Учебно-методическое пособие для первой младшей группы Дидактическая игра "Собери светофор"

Учебно-методическое пособие для первой младшей группы Дидактическая игра "Собери светофор"...

Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы

Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы...

Учебно-методическое пособие Картотека игр по Правилам Дорожного Движения для первой младшей группы

Картотека игр по Правилам Дорожного Движения для первой младшей группы...

Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию в первой младшей группе «Подарок папе»

Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию  в первой младшей группе «Подарок папе»...