Логоритмика. Программа для логопедической группы (старшая, подготовительная)
рабочая программа (старшая группа)

Горецкая Ольга Петровна

Программа по логоритмике, расчитанная на 2 года в детском саду для музыклаьного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika-st-podg_gruppa.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
общеразвивающего вида  № 112 «Cибирячок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛОГОРИТМИКА»

Социально-педагогической и художественно-эстетической направленности

Возраст обучающихся: (5-7 лет) Срок реализации: 2 года

 Музыкальный руководитель: Горецкая О.П

г. Улан-Удэ, 2023


Содержание

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

6

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

7

1.4

Планируемые результаты как ориентиры освоения

воспитанниками основной образовательной программы

дошкольного образования

8

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание программы

12

2.2

Перспективное планирование

13

2.3

Мониторинг усвоение программы

37

2.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников

57

III

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение программы,

обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

60

Список используемой литературы

  1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе пособий М. Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 3-7 лет.

Логоритмика - это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно- сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у детей музыкальноэстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников. Еще в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребенка, его функциональных систем, а вместе с тем - и I развитии речи.

Программа составлена с учетом связей образовательных областей: Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.

Социально - коммуникативное:        овладение способами и средствами

взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия.

Речевое развитие: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ № 1155 от 1 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

•Законом РФ «Об образовании»,

•Национальной доктриной образования в РФ,

•Концепцией модернизации российского образования,

•Концепцией дошкольного воспитания,

•Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049 - 13.

БАЗИС ПРОГРАММЫ

Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

  1. Программа и методические рекомендации «От рождения до школы» Веракса, 2021 г.
  2.  «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду» Н.В. Нищевой;
  3. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.Куликовской.
  4. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.
  5. М., «ТЦ Сфера», 20 Юг
  6. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ Сфера», 201 Ог
  7. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., «ТЦ Сфера», 201 Ог
  8. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 313г.
  9. Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013 г.
  10. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.
  11. Егорова; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечнодвигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом три раздела:

I раздел

II раздел

Возраст 4-5 лет

Возраст 5-7 лет

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на
2 -летний срок обучения. Занятия проводятся: 2 раза в неделю, их
продолжительность по времени составляет, 20 - для детей 1- 2  года обучения. Занятия проводятся в музыкальном зале или в группе.

  1. Цели и задачи реализации программы Цель программы:

Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

Музыкальное развитие

Речевое развитие

Развитие чувства ритма;

Развитие координации между

•Развитие координации между словом

словом и движением;

(пением) и движением;

•Развитие правильного дыхания;

•Развитие координации при

•Стимуляция речевого развития;

музыкальном движении;

•Развитие артикуляционно-речевого

•Развитие и совершенствование

аппарата;

вокально-интонационных данных;

•Слухоречевое развитие;

•Формирование музыкально-

•Систематизация «словаря» детей.

эстетических представлений ребенка;

•Формировать развитие функций и

форм речи;

Всестороннее развитие

Физическое развитие

•Развитие интеллекта;

•Укрепление физической формы

•Развитие слухового внимания;

ребенка;

•Развитие памяти и навыка понимания

•Овладение двигательными навыками;

смысла предлагаемых заданий;

• Формировать у детей ощущение

•Формирование способности

границ своего тела;

преодолевать трудности;

•развитие умения контролировать свой

•Развитие эмоциональной

отзывчивости;

мышечный тонус

•Развитие «творческого Я» ребенка;

•Развивать тактильную

•Развивать навыки общения и

взаимодействия детей в коллективе;

чувствительность, подвижность

  1. Принципы и подходы к реализации программы.

В основе реализации Программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:

  1. Принцип научности.

Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.

  1. Принцип системности.

Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

  1. Принцип последовательности.

Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

  1. Принцип учета уровня развития ребенка.

Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня:        уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

  1. Принцип повторений умений и навыков.

В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель - ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  2. Принцип результативности.

Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Навыки и умения:

Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:

Музыка и общая моторика.

•Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.

•Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.

Музыка и мелкая моторика.

•Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.

•Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.

•Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.

•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в четком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

•Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям).

•Развивать        коммуникативную, инструктивную, когнитивную,

регулятивную и номинативную функции речи;

•Развивать умение общения в диалоге; высказывать свое мнение в монологе.

•Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.

•Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.

•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в четком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям).

•Развивать        коммуникативную, инструктивную, когнитивную,

регулятивную и номинативную функции речи;

•Развивать умение общения в диалоге;

  1. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

программы.

Концу 1  года обучения дети должны уметь:

•Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).

•Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.

•Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

•Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

•Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.

•Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуко - высотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).

Навыки и умения на 2 году обучения:

Музыка и общая моторика.

•Проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики.

•Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.

Музыка и мелкая моторика.

•Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку, учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.

•Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпо - ритме, проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними.

•Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.

•Менять темп, руководствуясь сменой частей музыкально-гимнастического комплекса самостоятельно.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).

•Развивать номинативную, когнитивную, регуляторную,        коммуникативную,

инструктивную функции речи;

•Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологическую речь.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

•Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лежа, стоя. •Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальному ритму.

•Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами гимнастических упражнений.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

•Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх гимнастике.

•Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.

•Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль в монологе.

•Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.

•Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

•Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

•Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

•Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.

•Играть и импровизировать на инструментах.

Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

  1. Содержательный раздел

2.1. Перспективное планирование логоритмических занятий

Месяц

занятия

Название занятия

1 неделя

Солнышко и дождик

Октябрь

2 неделя

Тучка

3 неделя

Осенние листья

4 неделя

Осень в лесу

5 неделя

Репка

Ноябрь

6 неделя

Осенние подарки

7 неделя

До свиданья, птицы!

8 неделя

Холодно!

9 неделя

Зима в лесу

Декабрь

10 неделя

Дед Мороз спешит на елку

11неделя

Украшаем елочку

12неделя

Наступает Новый год

13неделя

Новогодний праздник в лесу

Январь

14неделя

Рукавичка

15неделя

Снеговик

16неделя

Кошка и котята

17неделя

Котята и щенок

Февраль

18неделя

У бабушки в гостях

19неделя

Как снеговики солнце искали

20неделя

Армейская карусель

21неделя

Как цыплята солнце будили

22неделя

Новая столовая

Март

23неделя

В        гости к нам пришли

матрешки

24неделя

Весеннее солнышко

Апрель

25неделя

Весенняя капель

26неделя

Прилетайте, птицы!

27неделя

Весенний ручеек

28неделя

Кораблик

Май

29неделя

Утренние лучи

30неделя

Петушок и его семья

31неделя

Колечко

32неделя

Бобровый пруд

  1. Содержание занятий по логоритмике.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

•Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку - тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

•Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах - «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

1 год обучения

Тема занятий

Примерный материал

Осень

Ритмика, моторика,

Спортивный марш, И.И.Дунаевский; «Трик-трак»,

подвижные игры,музыка

И.Штраус, музыка из мультфильма «Огуречик»,

для разминки

«Яблочко»,        Е.,        С.        Железновы        в

сб.«Азбукапотешка».        «Звери»        -        в        сб.

«Логопедические        распевки»,        Л.Гаврищева,

Н.Нищева.

Гимнастика

«Медвежонок»,        в        сб.        «Фонетическая        и

логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,

О.Родионова, Ю.Полозова

1 .Артикуляционная

«Лошадка»,        «Покажите        зубки»,        в        кн.

гимнастика

«Логоритмика», Г.А.Волкова.

2. Гимнастика для дыхания

№ 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для

дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для

дыхания - в положении сидя», А.Стрельникова.

Мелкая моторика

«Сорока-ворона», народная потешка в сб.

«Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке»,

народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб.

«Логоритмика в детском саду», М.Гоголева.

«Сортируем пуговки», из сб.«300 3минутных игр

для детей», Д.Силберг.

Озвучивание сказок, игра

«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочки-

на музыкальных

шумелки», Е., С. Железновы.

инструментах

«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в

детском саду:        старшая группа», Н.Ветлугина,

И.Дзержинская, Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и

«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка»,

творческих заданий

М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и

Мяу-мяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» -

«Времена года», П.Чайковский, и др.

«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые

мелодии.

Весна

Ритмика, моторика,

«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки»,

подвижные игры

О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в

сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.

Гимнастика

«Озорные бровки», «Надуваем щечки» в сб.

«Логоритмика»,        О.Новиковская.        «Часики»,

«Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова.

№3 из «Комплекса дыхательной гимнастики для

1 .Артикуляционная

дошкольников», О.П.

гимнастика

Главтузова. «Гимнастика для дыхания в положении

сидя», А.Стрельникова.

2. Гимнастика для дыхания

Мелкая моторика

Игры - шнуровки (М.Монтессори).

Пальчиковая гимнастика, игры:        «Избушка»,

«Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика

для пальчиков», Т.Ткаченко. «Веселые гуси» -

народная попевка, в сб. «Логоритмика»,

О.Новиковская.

Озвучивание сказок, игра

«Два барана» - народная сказка.

на музыкальных

«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.

инструментах

Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в

детском саду:        старшая группа», Н.Ветлугина,

И.Дзержинская, Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и

«Куй, куй, ковалек», в сб.«Азбука-потешка» -

творческих заданий

С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт.

«Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»»,

Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой,

лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии.

Лето

Ритмика, моторика,

«Танец червяков», - в сб. «Аэробика для

подвижные игры

малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб.

«Логоритмика»,        О.Новиковская.

«Кружиськружись» - «Веселые уроки», Е., С.

Железновы.

Гимнастика

«Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика»,

Г.А.Волкова.

1 .Артикуляционная

«Медвежонок»,        в        сб.        «Фонетическая        и

гимнастика

логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,

О.Родионова, Ю.Полозова

№4 из «Комплекса дыхательной гимнастики для

2. Гимнастика для дыхания

дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для

дыхания в положении сидя», А.Стрельникова.

Мелкая моторика

Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн.

«Когда ребенок сводит вас с ума», Ле Шан.

Пальчиковая гимнастика:        «Апельсин», в сб.

«Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы.

«Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные

игры-потешки.

Озвучивание сказок, игра

«Лисичка-сестричка и скалочка» - народные

на музыкальных

сказки;

инструментах

«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.

Железновы. «Дождик», югославская народная

мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.

Музыка для слушания и

«Шопен», «Кьярина», Р.Шуман; народные

творческих заданий

мелодии - «Я на горку шла...» и др.; «Из глубин

души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах; «Вальс

цветов», Симфония №5,1ч., П.Чайковский;

«Мельник и ручей», Ф.Шуберт.

3год обучения

Месяц

Количество

занятий

Тема

Программное содержание

сентябрь

1 неделя

В гостях у

лесовичка

(Деревья и

кустарники)

Песня-игра «Листочки»

Двигательные упражнения «Прогулка в

лес»

Пальчиковая гимнастика «Деревце»

Игра «Деревья»

Упражнение для передачи

ритмического рисунка

Артикуляционная гимнастика (по

плану логопеда)

Коммуникативный танец-игра

«Поиграем веселей»

Дыхательное упражнение «Ветерок

(f,mf,p)»

2 неделя

В траве

сидел

кузнечик.

Фонопедическое упражнение «Муха»

Песни «Комар», «Жуки»

 Артикуляционная гимнастика

(Насекомые

)

«Муравьи»

  • Пальчиковая гимнастика «Кокон»
  • Дыхательная гимнастика «Поймаем

бабочку»

Упражнение на развитие общей

моторики «В полюшке за бугром»

  • Коммуникативный танец-игра

«Поиграем веселей»

3 неделя

Лесной

магазин.

(Грибы.

Ягоды)

Фонопедическое упражнение «Эхо»

(Вопрос-ответ)

Упражнение на развитие координации

«По ягоды»

 Упражнение на развитие мимики

«Малиновое и клюквенное варенье»

Пальчиковая игра «Грибочки»

Артикуляционная гимнастика

«Веселые слоги»

Песня «Загадка»

Коммуникативная игра-танец «Веселые

пары»

4 неделя

Осеннее

настроение

(Осень)

Фонопедическое упражнение

«Погреемся»

Песня-игра «Листочки»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Логопедическая распевка «Кормушка»

Коммуникативная игра «Туча»

Ритмическая игра «Капли»

Упражнение на дыхание «Дует, дует,

ветерок» (по плану логопеда)

Ноябрь

1 неделя

Спор

овощей

(Овощи)

Пение «Гимн ноябрю»

Упражнение на развитие общей

моторики «На огороде»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка

однажды...»

Коммуникативная игра «Пирожки»

Ритмическое упражнение «Повтори,

дружок за мной»

Упражнение на развитие координации

речи с движением «Грядка»

□ Массаж «Капуста»

2 неделя

Фруктовое

лукошко

(Фрукты)

Пение «Груша»

 Упражнение на развитие мимики

«Лимон», «Яблочное повидло»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Упражнение на развитие общих

речевых навыков, координации речи и

движения, развития мелкой моторики

«Садовник»

Хороводная игра «Яблоня»

Коммуникативный танец-игра

«Веселые пары»

3 неделя

Рассказ

лягушкипут

ешестве

нницы

(Перелетны

е птицы)

Упражнение на развитие общей

моторики «Журавль»

Песня «Лягушки и журавлики»

Артикуляционная гимнастика по плану

логопеда.

Упражнение на развитие координации

и правильного дыхания «Журавли

учатся летать»

Коммуникативная игра-танец «Веселые

пары»

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

4 неделя

В мире

животных

(Дикие

животные)

Логопедическая распевка «Звери»

Песня «Ежик»

Упражнение на развитие общей

моторики «Про медведя»

Чистоговорка с массажем «Кенгуру»

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

 Упражнение на развитие мимики и

звукоподражания «Зоопарк»

Арт.гимнастика «Обезьяны»

Декабрь

1неделя

У бабушки в

деревне

(Домашние

животные)

Фонопедическое упражнение «Корова»

Логопедическая распевка «Корова»,

«Конь»

Упражнение на развитие мелкой

моторики «Дудочка»

Песня «Котенок»

Арт.гимнастика «Собака»

□ Упр.на дикцию и мелк.моторику

«Котцарапка»

2 неделя

Петушок -

золотой

гребешок

(Домашние

птицы)

Фонопедическое упражнение

«Петушок»

Логопедическая распевка «Утки»,

«Петух»

Песня «Гуси»

Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по

плану логопеда)

Игра на развитие творческих

способностей и воспитания выдержки

«Гусь»

Упражнение -игра на развитие речевого

дыхания «Куры, гуси»

3 неделя

Снеговик

принес

письмо

(Зима)

Фонопедическое упражнение «Метель»

Песня «Елка»

Речевая игра с движением «Снеговик»

Упражнение на развитие

выразительности речи, мимики и

движений «Снеговички и сосульки»

Упражнение на развитие координации

и ритма «Зима»

Игра «Зимняя пляска»

Комплекс дых.упр. «Погреемся»

4 неделя

Приключен

ия вороны

(Зимующие

птицы)

Фонопедическое упражнение «Метель»

Логопедическая распевка «Ворона»,

«Воробьишка»

Упражнение на развитие ритма

«Воробьи, воробышки»

Игра «Зимняя пляска»

Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,

подпевай-ка»

Коммуникативный танец-игра

«Веселые дети»

Упражнение на дыхание «Ворона»

Январь

2 неделя

Зимние

забавы

(Зимние

развлечения

Фонопедическое упражнение «На

коньках»

Речевая игра «Ты, мороз»

Упражнение на развитие общей

)

моторики «Игра в снежки»

Артикуляционная гимнастика

«Катание на санках»

Упражнение на развитие координации

и ритма «Зима»

Комплекс дыхательных упражнений

«Погреемся»

3 неделя

В доме моем

(Семья)

Логопедическая распевка «Доброе

утро»

Песня «Мы в городе родились»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Артикуляционная гимнастика по плану

логопеда

Упражнение на развитие координации,

общей моторики «Мы на лыжах в лес

идем»

Коммуникативный танец-игра

«Семейный вальс»

4 неделя

Край

родной.

(Россия.

Наш край)

Фонопедическое упражнение «Глобус»

Песня «Родной край»

  • Упражнение на развитие координации

«Береза»

  • Артикуляционная гимнастика по плану

логопеда

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

  • Упражнение на развитие координации,

общей моторики «Мы на лыжах в лес

идем»

Коммуникативная игра «Здравствуй,

друг»

Февраль

1 неделя

Дом в

котором мы

живем (Дом.

задание)

Фонопедическая игра «Строим дом»

Песня «Мы в городе родились»

Пальчиковая игра «Песочный дом»

Ритмическая игра «Молоток»

Артикуляционная гимнастика

«Маляры»

Упражнение на развитие общей и

мелкой моторики «Теремок»

Коммуникативная игра «Ворота»

2 неделя

Новоселье

(Мебель)

Логопедическая распевка «Стул»

Песня «Ночь прошла»

Пальчиковая гимнастика «Наша

квартира»

Артикуляционная гимнастика по

плану логопеда

Упражнение на развитие общей и

мелкой моторики «Теремок»

Коммуникативный танец-игра

«Веселые дети»

Коммуникативная игра «Улыбнуться

не забудь»

3 неделя

У меня

зазвонил

телефон

(Электропр

иборы)

Коммуникативная игра «Провода» (по

плану логопеда)

Логопедическая распевка «Девочки и

мальчики»

Пальчиковая гимнастика «Телефон»

(по плану логопеда)

Игра на развитие ритма (на

м/инструментах) «Азбука Морзе.

Радист» (Ритмическое эхо)

 Артикуляционная гимнастика

«Веселые слоги»

Упражнение на развитие общей и

мелкой моторики «Электрическая

швейная машина»

Игра на расслабление «Пылесос и

пылинки»

4 неделя

Защитники

Отечества

(23

февраля)

Фонопедическое упражнение «Салют»

Песня «Гимн февралю»

  • Игра «Оловянный солдатик»
  • Игра на развитие ритма (на

м/инструментах) «Азбука Морзе.

Радист» (Ритмическое эхо)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»

Речевая игра «Барабанщик»

Упражнение на развитие координации

«Самолет»

Март

1 неделя

Марья-

□ Логопедическая распевка «Платье»,

искусница

(Одежда)

«Брюки»

Упражнение на развитие общей и

мелкой моторики «Электрическая

швейная машина»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Арт. гимнастика «Веселые слоги»

Ритмическое упражнение «Повтори,

дружок за мной»

Ком.танец -игра «Перекрестный

танец»

2 неделя

Как

Зайчонок

маму искал

(8 марта)

Логопедическая распевка «Мамочка»

Песня «Ночь прошла»

Артикуляционная гимнастика

«Обиделась мама»

Игра « С любовью к маме»

Коммуникативная игра «Пирожки»

Упражнение-игра «Ходьба на носках и

пятках»

Ком.танец -игра «Перекрестный

танец»

3 неделя

Обувной

магазин

(Обувь)

Двигательные упражнения «Сапожная

мастерская» («нитка с иголкой»,

«молоточки», «чистка») по плану

логопеда

Логопедическая распевка «Ботинки»,

«Тапки»

Упражнение на развитие мимики

(«Новые туфли», «Ботинки порвались»,

«Грязные башмаки») по плану логопеда

Упр.на коррекцию речи и движения

«Башмачок»

Пальчиковая гимнастика «Новые

кроссовки»

Коммуникативный танец-игра

«Сапожники»

4 неделя

Волшебная

шляпа

(Головные

уборы)

Песня «Музыка, здравствуй»

Двигательная игра «Нитка с иголкой»

(разные виды «швов»: ходьба

«змейкой», поскоки, галоп) по плану

логопеда

Упражнение на развитие общей и

мелкой моторики «Электрическая

швейная машина»

Пальчиковая гимнастика «Головные

уборы» по плану логопеда

Арт. гимнастика «Веселые слоги»

Коммуникативный танец -игра

«Перекрестный танец»

Федорино

горе

(Посуда)

Фонопед.упр. «Чайник»

Логопедическая распевка «Тарелка»,

«Чашка»

Упражнение на развитие творческого

воображения, общих речевых навыков

«Чайник»

Пальчиковая гимнастика «Посуда» по

плану логопеда

Речевая игра с муз.инструментами

«Кухонный оркестр»

 Коммуникативная двигательная игра

«Тамди-песенка»

Апрель

1 неделя

Как

Логопедическая распевка «Каша»

Незнайка

Артикуляционная гимнастика

ходил в

«Пирожки»

магазин

Пальчиковая гимнастика «Чебурек»

(Продукты

Упражнение на дыхание «Каша кипит»

питания)

 Упражнение на развитие мимики

«Конфета», «Горячий чай»

Коммуникативная игра «Пирожки»

2 неделя

О чем

 Фопедическое упражнение «Голоса

плачет

вьюги весной»

сосулька

Пальчиковая гимнастика «Веселый

(Весна.

художник»

Растительн

Песня «Травка-муравка»

ый мир)

Артикуляционная гимнастика «Белка

шишку грызет»

Упражнение на развитие координации

«Клен»

Коммуникативный танец -игра

«Перекрестный танец»

3 неделя

В лесу

весной

(Весна.

Животный

мир)

Фонопедическое упражнение «В лесу

весной»

Песня «Целебные звуки»

Упражнение на развитие координации

«Солнышко»

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Упражнение на развитие мимики

«Лиса»

Артикуляционная гимнастика «Белка

шишку грызет»

Коммуникативная двигательная игра

«Тамди-песенка»

4 неделя

Паровозик

из

Ромашково

(Виды

транспорта)

Фонопедическое упражнение «Паровоз

привез нас лес»

Песня «Мчится паровоз»

Пальчиковая игра «Веселится детвора»

Упражнение на развитие координации

«Самолет»

Упражнение на развитие координации

«Теплоход»

Упражнение на развитие координации

«На шоссе»

Дыхательная гимнастика «Насос»

Май

1 неделя

Очумелые

ручки

(Профессии

на

транспорте)

Фонопедическое упражнение

«Космонавт» (Ракета), «Ракета

приземлилась»

Упражнение на развитие общей

моторики и координации «Ракета»

Логопедическая распевка «Песенка

шофера» (Грузовик)

 Упражнение на развитие координации

«Летчик»

Пальчиковая гимнастика «Пилоты»

Упражнение на развитие координации

«На шоссе»

Дыхательная гимнастика «Насос»

2 неделя

На парад

идут

солдаты

Фонопедическое упражнение «Салют»

Игра на развитие ритма (на

м/инструментах) «Азбука Морзе.

(День

Победы)

Радист» (Ритмическое эхо)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»

Артикуляционная гимнастика «Парад»

Речевая игра «Барабанщик»

Упражнение на развитие координации

«Самолет»

3 неделя

Приключен

ия

Буратино

(Школа)

Фонопедическая гимнастика

«Буратино на уроке»

Пальчиковая гимнастика «В школу

скоро я пойду»

Пение «До свиданья, сад!»

Речевая игра «Эхо»

Упражнение на развитие координации

движений «Раз-два»

Коммуникативный танец-игра

«Веселые дети»

4 неделя

Вот какие

мы

большие!

(Итоговое)

Песня «Музыка, здравствуй»

Пальчиковая гимнастика «Наша

группа»

Комплекс артикуляционной

гимнастики «Котик Рыжик в детском

саду»

Речевая игра «Эхо»

Упражнение на развитие мелкой

моторики и ритма «Упражнение с

деревянными палочками»

Коммуникативный танец-игра

«Веселые дети»

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое

Методическое обеспечение

обеспечение

1. Музыкальный инструмент -

1. Информационная и справочная

фортепиано, музыкальный центр,

детские музыкальные инструменты,

маты, флажки, стулья, микрофон,

звукоусилительная        аппаратура,

колонки, шумовые игрушки, резиновые мячики,

литература.

2. Соответствующая росту и возрасту

детей мебель.

2. Методическая литература

3. Записи фонограмм детских песен,

классических        произведений        на

аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия

Список используемой литературы:

  1. Программа и методические рекомендации «От рождения до школы» Веракса, 2021 г.
  2.   «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012;
  3. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
  4. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5

лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

  1. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
  2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 013г.
  3. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.
  4. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.
  5. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
  6. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
  7. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г.
  8. Тютюнникова Т.        Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал        Музыкальная палитра», «Музыкальный

руководитель», 2004-2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Праздник для двух подготовительных групп, основан на мини-сценках. Все роли исполняют дети. Взрослая роль одна - Фрекен Бок....

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Праздник для двух подготовительных групп, основан на мини-сценках. Все роли исполняют дети. Взрослая роль одна - Фрекен Бок....

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Космос».

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Кос...

Рекомендации логопеда для родителей дошкольников логопедической группы старшего, подготовительного возраста.

Уважаемые родители!Информация по коррекционной работе "Для умных детей и заботливых родителей!"с сентября 2020 года размещена в группе Контакт и What's App!Спасибо за сотрудничество!...