Статья "Развитие речи через театрализованную деятельность с дошкольниками"
статья (младшая группа)

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Но, к сожалению в современное время  существует проблема по развитию речи у детей дошкольного возраста, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей у которых проявляются  дефекты  речи, а также множество проблем: речь односложная, состоящая из простых предложений, бедность речи, малый словарный запас, использование сленговой речи, неспособность построить монолог, отсутствие культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.odt31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников» Или «Развитие речи дошкольников младшего возраста, через театрализованную деятельность»

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Но, к сожалению в современное время существует проблема по развитию речи у детей дошкольного возраста, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей у которых проявляются дефекты речи, а также множество проблем: речь односложная, состоящая из простых предложений, бедность речи, малый словарный запас, использование сленговой речи, неспособность построить монолог, отсутствие культуры речи.

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи у дошкольников, я пришла к выводу, что в моей работе обогатить и развить речь дошкольников можно через театрализованную деятельность.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:

развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. И определила ряд задач.

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение богатства родного языка;

усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие тонкой моторики рук.

Новизна моего опыта состоит в использовании театрализованной деятельности, как средство развития речи в образовательном процессе ДОО не только в виде развлечений, праздников, досугов игр - драматизаций, а также участие воспитанников в вокальных фестивалях, в проектной деятельности, в игровых ситуациях, включение родителей (законных представителей), в партнерские взаимоотношения в решении задач по развитию речи у воспитанников, оформлением театрализованного уголка и проектирования РППС, которые будут использованы в работе с детьми, а также в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

Хотелось бы выделить основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые я опираюсь для решения поставленной задачи:

Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.

При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и не игровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Свою работу с детьми начала со второй младшей группы.

Первым направлением моей работы стало проектирование ППРС. Так как, я считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и поло ролевые особенности.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой активности «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые потешки.

Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи «Телефон», «Давайте хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается?», «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи, «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Подобрала картотеку Театрализованных игр: «Не хочу манной каши!», «Как варили суп», «Медвежата», «Моя Вообразилия» и др.

Оформила сборник сказок «Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста»;

«Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д.

Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т.д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Всё это привлекает внимание детей. Они с интересом рассматривают иллюстрации, рассказывают потешки используя иллюстрации, стихи, играют с фигурками из театра.

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Колосок» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

Особенно нравятся моим детям упражнения для развития выразительной мимики, сейчас мы с вами в них и поиграем:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

#1051;ампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Вывод:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности я добилась положительных. Дети понимают речь, отвечают на мои вопросы, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста.

Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 г. Курганинска Л.Я.Евсюковой «Развитие речи через театрализованную деятельность с младшими дошкольниками»

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Развитие выразительной речи через театрализованную деятельность дошкольников

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный в...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сенябрь-март.Участники проекта: дети подготовительной  к школе группы,  родители, воспитатель.Возраст де...

Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников

Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников...