Рабочая программа для детей от 3 до 5 лет "Хотим все знать"
рабочая программа

Рузманова Нина Викторовна

Программа « Хотим все знать »  предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности – экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ot_3do_5.docx688.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\атестация 3\СКАНЕР\001 (5).jpg

Пояснительная записка

Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность – детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т.к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.

мною была разработана программа «Хотим все знать», которая предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности – экспериментирование.

Цель программы «Хотим все знать»,  направлена на развитие познавательных интересов ребёнка 3 -5  лет через опытническую деятельность, экспериментирование.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Тренировать мыслительные процессы: уметь ставить и решать посильные задачи, строить умозаключение;
  • Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с природными и элементарными физическими явлениями;
  • Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Содержание программного материала опытнической деятельности представлено по каждой возрастной группе от 3 до 5 лет; в завершении содержания каждого возраста определены ожидаемые результаты в развитии ребёнка данного возрастного периода.

Реализация содержания программы предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе.

Блок «Неживая природа», включает в себя задачи и содержание по разделам: «Воздух», «Вода. Её свойства и состояние», «Глина, песок, земля», «Свет и тепло». Их содержание прослеживается на протяжении всего дошкольного возраста, в младшем возрасте добавлен раздел «Звук».

Блок «Живая природа» включает задачи и содержание разделов «Мир растений» и «Мир животных».

В блоке «Предметный мир» определены задачи и содержание некоторых свойств и качеств предметов для детей младшего возраста.

В блоке «Физические явления» представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как молния, радуга, электричество, магнит.

В программе четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.

Содержание программы «Хотим все знать »

для детей от 3 до 4 лет

Цель: Формирование элементарных навыков опытнической деятельности у детей 3-4 лет.

Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

  • Расширять знания о таких явлениях природы, как: ветер, снег, лёд, свет, тепло;
  • Дать детям представление о свойствах света, звука; о необходимости растений в свете и влаге;
  • Познакомить с такими объектами неживой природы, как: песок, земля, их свойствами и назначением.

Содержание:

Раздел: Воздух

Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Дать представления об изменчивости силы ветра.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Дать представление о том, что вода льётся. Продолжать знакомить детей со свойствами воды - растворять некоторые вещества.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Уточнить представление детей о том, как получается лёд, и некоторые его свойства: твёрдый, при ударе разбивается, скользкий.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей с состоянием почвы: рыхлая, уплотнённая. Учить различать свойства песка и земли: цвет, сыпучесть.

Раздел: Свет, тепло.

Дать представление о значении света. Его влияние на чёрный и белый цвет. Познакомить детей с понятиями «свет» и «тень».

Раздел: Звук.

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Тематический блок «Живая природа»

Задачи:

  • Подвести детей к осознанию того, что все растения живые и им, как и всему живому необходимы определенные условия для роста.

Содержание:

Раздел: Мир растений.

Дать детям представление, что растениям необходимы условия для роста (почва, свет, тепло, вода). Показать важность растений для жизни человека.

Познакомить с определенными признаками, плохо влияющими на рост растений (мало света, тепла, влаги, питательных веществ).

Тематический блок «Предметный мир»

Задачи:

  • Совершенствовать умение рассматривать и обследовать предметы ближайшего окружения;
  • Учить различать качества и свойства предметов.

Содержание:

Формировать у детей представление о качестве бумаги (тонкая, толстая и т.п.) и её свойствах (рвётся, мнётся, размокает в воде).

Познакомить со свойствами и назначением мыла. Учить соблюдать правила безопасности при работе с мылом.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы ребёнок-дошкольник младшего возраста (3-4 года) к концу года должен владеть элементарными навыками познавательной деятельности:

  • знать некоторые материалы и их элементарные свойства (вода жидкая, льётся, капает, переливается, растворяет некоторые вещества; снег, лёд тает, если занести в тепло, вода на морозе замерзает);
  • знать простые свойства света (светло, тепло); звука (музыка, шум, громко, тихо);
  • уметь наблюдать за изменениями растений при определённых условиях.

Содержание программы «Хотим все знать »

для детей от 4 до 5 лет

Цель: Формирование интереса к опытнической деятельности у детей 4-5 лет.

Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

  • С помощью экспериментирования устанавливать простые причинно-следственные связи;
  • Учить детей доводить поиск до конца, чтобы увидеть результаты экспериментирования;
  • Продолжать знакомить с разными материалами, их качеством и свойствами.

Содержание:

Раздел: Воздух.

Дать детям представление о силе воздействия воздуха на предметы; воздух легче воды, поэтому удерживает тяжёлые предметы, наполненные воздухом, на поверхности воды.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Расширять представления о свойствах и качествах воды: о том, что вода не имеет форму. Уточнить понятие «плавучесть» предметов.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей со свойствами глины, земли и песка впитывать воду с разной скоростью.

Раздел: Свет, тепло.

Помочь детям понять процесс становления частей суток и влияние движения солнца на сезонные изменения.

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

Дать детям представление о звёздах (светят постоянно).

Тематический блок «Живая природа»

Задачи:

  • Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника;
  • Расширить представления о растениях: живые и им, как и всему живому, необходимы определенные условия для роста;
  • Дать представление о некоторых способах приспособлений животных к окружающей среде.

Содержание:

Раздел: Мир растений.

Познакомить с изменением формы растений под воздействием воды, понять причину, по которой шелестят опавшие листья. Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение.

Раздел: Мир животных.

Познакомить детей с ролью «маскировки» животных. Дать представление о способности водоплавающих птиц не намокать в воде. Познакомить с причинами выхода дождевых червей на поверхность земли.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы среднего возраста ребёнок-дошкольник к концу года должен проводить элементарные опыты и экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи:

  • знать различные материалы, их качества и свойства (какие предметы тонут, какие – нет; свойства воды);
  • иметь представление о способах приспособлений растений и животных к окружающей среде (маскировка животных, «одежда» водоплавающих птиц и др.);
  • уметь доводить поиск до конца, чтобы увидеть результат опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительного образования «Хочу все знать!»

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольни...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 1-2 лет (I младшая группа «Агушеньки») по Основной образовательной программе дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,

Рабочая программа для второй группы раннего (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 1 до 2 лет. Программа разработана в соответствии с Ос...