Сообщение "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"
статья

Лобанова Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soo2.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 19

Сообщение

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Подготовила воспитатель: Лобанова И.А.

Январь, 2022 год

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. Сухомлинский

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

В последние десятилетия перемены в обществе привели к изменению взглядов на взаимодействие с родителями. В дошкольных учреждениях им стали отводить более активную роль, появились новые инновационные формы работы: школа для семьи, школа для родителей, различные курсы. Стали проводиться тренинги, практикумы, конференции, в которых на базе детского сада специалисты оказывают родителям просветительскую, диагностическую, психологическую помощь. Появились Интернет – сайты, выполняющие те же функции. Одним из направлений работы с родителями является организация познавательной деятельности в условиях семьи. Организация познавательно – исследовательской деятельности в условиях семьи является новой формой сотрудничества и требует предварительной подготовки, просвещения родителей. Чтобы грамотно организовать экспериментирование, провести опыт, собрать коллекцию родители должны иметь понятие о цели деятельности и методике проведения.

Работа с родителями предусматривает следующий алгоритм действий:

Первый этап - организационно – подготовительный. На этом этапе необходимо проводить диагностическую и просветительскую деятельность с родителями. На родительских собраниях педагоги рассказывают о целях, задачах, формах и содержании работы по организации познавательно – исследовательской деятельности. Тематика собраний может быть разнообразна и определяется педагогом исходя из целей:

  • знакомство родителей с экспериментированием как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;
  • познавательное развитие дошкольников;

Второй этап – основной. Исследовательская деятельность в семье осуществляется детьми самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе гуманного взаимодействия, сотрудничества. Важно знать принцип: для развития ребенка решающее значение имеет не обилие знаний, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в которой знания приобретаются. Таким образом, деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями осуществляется на основе работы с использованием активных форм:

  1. Открытые занятия, мастерские, мастер-классы на которых педагог делиться опытом, помогает родителям приобрести знания и умения, необходимые для грамотной организации эксперимента в домашних условиях.
  2. Семейные гостиные. Непринужденность обстановки, равные позиции детей, педагогов и родителей, практическое погружение в деятельность становятся основой для формирования, взаимопонимания, согласованности позиций, что, с одной стороны способствует развитию доверия, а, с другой стороны, на практике повышает родительскую компетентность
  3. Организация выставок, экспозиций на которых предоставляются поделки из различных материалов, изготовленные родителями и детьми.
  4. Организация экскурсий с целью познакомить детей с разными свойствами объектов и взаимодействием между ними в естественной или специально организованной среде. Совместные экскурсии укрепляют сотрудничество между взрослыми и детьми, дают возможность родителям лучше узнать интересы ребенка

#1055;ривлечение родителей к организации предметно – развивающей среды. Позволяет родителям познакомиться с материалами и оборудованием для организации поисковой деятельности, реализовать свой творческий потенциал в организации «центра экспериментирования»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире. В этом случае сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка. Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка.

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон

В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.

При этом решаются такие задачи как:

  • умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;

  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств: эталонов, символов, условных заменителей, моделей;
  • включение в мыслительную деятельность моделирующих действий;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни. Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей. Профессор Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущий вид деятельности – именно экспериментирование. Иногда родители задумываются: « Зачем нам и моему ребенку заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация / выставки книг / идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Использование экспериментирования в образовательном процессе ДОУ и помощь со стороны родителей в совершенствовании экспериментальных наклонностей детей дают замечательные результаты:

  1. Мыслительные процессы ребенка активизируются в связи необходимостью совершать операции анализа, сравнения, классификацией общения
  2. Внимание и наблюдательность приобретают целенаправленный характер;
  3. При высказывании суждений, умозаключений и выводов стимулируется развитие речи;

#1056;азвиваются творческие способности детей, эмоциональная сфера ребенка получает положительный заряд;

Таким образом, детское экспериментирование благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.

Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду», «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются и проделывают дома эксперименты.

Итак, какие же советы:

  • не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
  • никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
  • нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность;
  • нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей не успешности гасит интерес к этому виду деятельности.

Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.

Итак, чтобы достичь наилучшего результата в развитии дошкольников, непременно должно присутствовать сотрудничество педагогов и семьи. Оно образует следующую логическую цепочку: положительная мотивация на экспериментирование усиливает интерес родителей к этому виду деятельности, возникает осознание необходимости теоретических знаний, которые открывают содержание, направления и виды возможной работы с детьми.

Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.

А закончить свое выступление мне хочется следуя мудрому совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для педагогов "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения....

Доклад на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...