В мире профессий.Профориентация дошкольников.
консультация

Целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл period_ot_rozhdeniya_do_shkoly.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного развития ребенка, основные психические и физические качества закладываются именно в этот период. Именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое в дальнейшем, служит фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия  воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире .

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия,  экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея  эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают  родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии

Посетив «Приборостроительный завод», дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на данном заводе- (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.

Выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга,  наиболее результативными  формами профориентации, в разделе  организационно- методической работы  выделены- педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций  по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно, благодаря постоянно проводимым экскурсиям, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию  в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
 

В заключение следует заметить, что 21 век  - это век интеллектуально развитых  и творчески мыслящих  личностей. Известный русский поэт в своё время  писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности -  иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными  знаниями и информационно-коммуникационными  технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести  профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования  поставлены задачи  всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью  современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1. Интернет ресурсы: 

2.  Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство  «Николаев», 2004. – [с. 37]

3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

4.  Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование интереса к миру растений у дошкольников старшего возраста"

В учебно-методическом пособии раскрыты особенности познавательных интересов старших дошкольников, роль экологического образования в становлении личности дошкольника, представлены конспекты занятий, да...

Опытно-исследовательская деятельность. Познание окружающего мира.Экологическое воспитание дошкольников. Посев лука.

Посев лука.Задачи:1.   Уточнить, закрепить представление детей о предках русских, об их здоровом образе жизни.2.   Воспитать заботливое, бережное отношение к своему здоровью.3....

Формы организации с детьми по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками

В докладе описываютс основные формы работы с детьми, а также свой опыт работы в приобщении дошкольников к окружающему миру с помощью участка...

«Мир профессий - профориентация детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Мир профессий - профориентация детей дошкольного возраста»...

Презентация на тему "В мире профессий". Профориентация дошкольников

Ознакомлние с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Вызвать ж...

Познавательно-творческий проект в старшей группе "Театральные профессии" (профориентация)

Проект может быть использован в работе по профориентации старших дошкольников с целью привлечь внимание детей и родителей к профессиям, о которых мы мало или почти ничего не знаем. которые от нас скры...

Долгосрочный педагогический проект «Первые шаги в профессию, профориентация для малышей» Первая младшая группа «Капитошки»

Долгосрочный педагогический проект«Первые шаги в профессию,профориентация для малышей»Первая младшая группа«Капитошки»...