Конспект занятия Наши пальчики
план-конспект занятия (младшая группа)

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_palchiki.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

«Наши пальчики»

Теоретическую основу составляют работы М.М. Кольцовой Н.А. Берштейн, Е.П. Ильина, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др., которые могут быть использованы при построении развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.

Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются.

Развитие сенсорики и мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними». С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи.

     Целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у воспитанников ясельной группы во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а главное, сохранению физического и психического развития детей.

Проблема, решаемая в ходе мастер-класса - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста;

Возрастная группа:  ясельная

Область: Познание.

Тема: Наши пальчики

Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность.

Методика: игровая технология.

Вид деятельности: познавательно-исследовательский.

Литература:

  1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  2. Развитие игровой деятельности  Губанова Н.Ф;
  3. Развивающие игры для детей от 1-3 лет Прокофьева А.Г.

Содержание  организованной деятельности детей:

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

Материал: мелкие игрушки, пластилин, салфетки, крупа гречневая, пластмассовая миска.

Задачи:

1. Обучающая:

Безопасность

-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из пластилина

Коммуникация:

-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

2. Развивающая:

Здоровье:

-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.

-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.

3. Воспитательная:

Художественное творчество:

-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.

-формировать интерес к лепке, закрепить представление о способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями

- знакомить детей с пластикой пластилина, совершенствовать умения и знания лепки.

Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок».

Словарная работа: пластилин, пальчик, крупа, дощечка

Структура деятельности:

I .Организационный момент

  1. Сюрпризный момент.
  2. Игра «Найди сюрприз».

II. Основная часть.

          4. Физкультминутка.

     5. Игра «Слепи колобок»

III. Рефлексия.

I часть. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется (Ответы детей). Конечно, это сказка « Колобок». Давайте её расскажем вместе. (Приложение 1)

  II. Основная часть. Показ сказки « Колобок» с помощью настольного театра

Воспитатель рассказывает сказку, используя игрушки и декорации. Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем слова и отдельные фразы.

Игра « Найди сюрприз» (Приложение 2)

Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что - это стоит на столе?

На столе стоит миска, наполненная гречневой крупой, в ней спрятаны игрушки круглой формы.

Воспитатель: Давайте проверим, что там внутри находится.

Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с гречневой крупой и ищут игрушки.

Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется - помочь ему в поиске игрушек.

Дети вытаскивают игрушки круглой формы и рассматривают.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что лежит в миске? (Ответы детей)

-Как ты искал игрушку? (Ответы детей)

-Какого цвета  игрушка? (Ответы детей)

Воспитатель:  Вот мы и поиграли в игру и сделали массаж рук, разбудили наши пальчики.

Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в гречневой крупе игрушек.

III. Лепка « Колобок» (Приложение 3)

Воспитатель:  Бабушка Варвара очень расстроилась, что Колобок укатился из дома. Давайте слепим Колобка для неё. Согласны? Посмотрите на

Цель: Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.

Воспитатель: Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? (Ответы детей)

-Кто слепил колобок? (Ответы детей)

-А кто попросил слепить? (Ответы детей)

-А какой формы был колобок? (Ответы детей)

-Из чего был состряпан колобок? (Ответы детей)

Воспитатель: Еще раз кто мне скажет, какой формы колобок? (Ответы детей)

Воспитатель раздает детям пластилин.

Воспитатель: Дети, помните, пластилин нельзя брать в рот.

Воспитатель: Дети, возьмите в руки пластилин и попробуйте его размять.

Воспитатель показывает приемы раскатывания пластилина между ладонями.

Планируемый результат: дети будут раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми движениями.

Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.

Проследить, чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.

III часть Рефлексия.

Вылепленные изделия раскладываются с детьми на дощечках.

Воспитатель: Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)

-В какие игры играли? (Ответы детей)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Играем пальчиками"

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр....

Конспект занятия Рисование пальчиками.

Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речи и мышления....

Конспект занятия "Умные пальчики"

Цель: развитие мелкой моторики рукЗадачи:Развитие мелкой моторики с ипользованием массажа пальцев рук, пальчиковой гимнастики.Развитие мышления, речи, внимания, фантазии, творческой активности.Развити...

Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...

Конспект НОД «Наши пальчики играют»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук....

Конспект занятия " Наши пальчики" ( развитие мелкой моторики рук) - самообразование

Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность....

конспект занятия "Наши пальчики играют" во 2 младшей группе

Конспект открытого занятия во 2 младшей группе...