ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Ринчинова Алена Анатольевна

статья содержит в себе материал по развитию читательской грамотности у детей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedchteniya_rinchinova_aa.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Ринчинова А.А.

воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» с.Багдарин.

Аннотация: статья содержит в себе материал по развитию читательской грамотности у детей старших дошкольников.

Annotation: the article contains material on the development of reading literacy in children of older preschoolers.

Читательская грамотность. Это способность человека понимать и применять письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы добиваться своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.

Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми обожаемые песенки, потешки, прибаутки, колыбельные широко использовались с самого рождения малыша. На них развивали, учили говорить, воспитывали и приобщали к культуре.

Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

А развитие речи ребенка - важное условие подготовки к обучению в школе.

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников

Задачи:

         Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребенка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.

         Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

         Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

         Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы

         Постоянно воспитывать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

•        пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

•        активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель, хоть и пассивный т.е. слушатель.

 Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям и формируется художественный вкус.

Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углубленно работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.

Для формирования у детей шестого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила читательский уголок , в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. мы проводим ежедневное простое чтение воспитателя в кругу детей, чтение сказок перед сном, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, выставки книг или организацию книжного уголка к праздникам и тематическим занятиям. В нашем читательском уголке присутствуют разные виды книг: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Все материалы для пополнения читательского уголка я беру в методическом кабинете нашего детского сада, он богат различными художественными изданиями и картотеками по разным темам. А также наш уголок пополняют родители воспитанников интересными и любимыми книгами детей.  

Сегодня многие родители не читают книги своим детям и чтение отходит на второй план, становится неактуальным, неинтересным, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности детей, потере интереса к литературе, и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение - самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка, потому что, слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за персонажей, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение не только развивает речь, память, мышление дошкольника, но и сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные моменты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце, потому что книга для ребенка- это источник знаний, развития и познания мира.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению. Основная задача воспитателя –привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, формируются навыки, характер, привычки. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Литература:

1. «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд.: Детство-пресс

2. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд.: Детство-пресс

3. «Знакомим со сказочно-былинной живописью»: Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд.: Детство-пресс

4. «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд.: Детство-пресс

5. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2005.

6.«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш М.,Т.Ц.1999г.;

7. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....