Картотека прогулок на ноябрь (подготовительная группа)
картотека (подготовительная группа)

Усачева Виктория Олеговна

Картотека прогулок на ноябрь (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_na_noyabr.docx81.59 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка №1

Утренняя прогулка

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме.

- Каких насекомых можно было увидеть в сентябре?

- Можно ли увидеть насекомых в октябре?

- Куда они деваются?

- Почему они спрятались?

 Обратить внимание, что после первых заморозков насекомых стало меньше. Предложить поискать насекомых на участке. Насекомые забираются в укромные места: под кору, под сухие листья, в щели домов и стволов растений и засыпают до весны – их не надо трогать.

Подвести детей к выводу, что когда становиться холодно исчезают насекомые и птицам, которые ими питаются нечего есть, поэтому они улетают в теплые края.

Приметы:  паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем; перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

2.Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: развивать бег ,внимание.

«Бег шеренгами»-игровое упражнение

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах.

3.Труд в природа: 

"Сбор шишек для природного уголка и экспериментирования".

Цель: привлекать детей для сбора шишек с родителями для будущих поделок и экспериментов.

4.Творческие игры:

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

5.Индивидуальная работа:

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Вечерняя прогулка

Рассматривание почвы

Цели: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе.

- Что вы знаете о почве?

-  Из чего она состоит?

-  Для чего она нужна? Кто в ней живет?

Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей.

- Ребята назовите обитателей подземного царства (крот, мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки).

2.Подвижные игры:

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

«Кочки»

Цель: учить перепрыгивать с кочки на кочку»

 «Бег шеренгами» - игровое упражнение

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

3. Труд в природе

"Смести песок со скамеек на веранде и на участке".

Цель: продолжать приучать детей к труду, доводить начатое дело до конца.

4.Дидактические игры:

«Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

5. Индивидуальная работа:

Метание предметов в цель.

Цель: развивать силу рук и глазомер.

6. Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №2

Утренняя прогулка

Наблюдение за воробьем осенью

Цели: продолжать закрепление знаний о воробье;

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
  • Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)
  • А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

♦        А головка какого цвета? (Серая.)

♦        Где живут воробьи? (В городе и деревне.)

♦        Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)

♦        Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)

♦        Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)

♦        Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и  семена растений.)

2.Подвижные игры:

«Ползи – толкай»

Цель: упражнять в ползании на четвереньках ..

3.Игровая деятельность:

«Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

«Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

4.Индивидуальная работа:

«Сбей кеглю». 

Цели: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за голубями

Цели: продолжать закрепление знаний о птичьем мире;

Ход наблюдения

Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

  • Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
  • Где они живут?
  • Что они любят клевать?
  • Кто их кормит?
  • Где живут голуби?

Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.

  • Какие перья в крыльях согревают голубя?
  • Почему голубей называют сизарями?
  • Почему голубь парит?

Исследовательская деятельность

Сравнить голубя и галку.

2.Народные подвижные игры:

«Горелки»

Цель: развивать бег ,внимание.

3.Труд в природе

"Уборка участка."

Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе.

4.Творческие игры:

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

5.Индивидуальная работа:

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №3

Утренняя прогулка

Почему происходит смена дня и ночи?

Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Ход наблюдения

Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?  Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.)
  • Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)

Исследовательская деятельность

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.

2.Подвижные игры:

«Перетягивания»

Цель: развитие силы и выносливости.

3.Игровая деятельность:

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Дидактическая игра «Три задания — три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.

4.Индивидуальная работа

«Кольцеброс».Цель: развивать меткость.

5. Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками и инвентарем)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за галкой.

Цель: формировать представления о внешнем виде галки.

Приметы: галки собираются стаями и кричат – будет ясная погода; грач улетает – скоро снег пойдет.

Самая маленькая и в то же время самая шустрая из всех врановых – галка. Присутствие галок можно легко обнаружить, даже не видя самих птиц, по их характерным крикам, состоящим из звонких, отрывистых и довольно мелодичных коротких звуков, похожих на «кэ-кэ» и более длинных – «галл-ка». Нетрудно догадаться, откуда само название птицы. С виду галка не очень привлекательна.

- Опишите галку?

- Как она выглядит?

По величине она меньше вороны и по оперению более скромна: туловище сплошь черное, только шея сзади и с боков покрыта серыми перьями. Самое примечательное у нее – глаза, черные зрачки которых окружены серо-голубой радужиной, поэтому издали они кажутся белесыми.

- Где можно встретить галку?

- Галка зимующая или перелетная птица? Почему?

- Чем питаются?

- Где их ночлег?

- Какую помощь может оказать человек для этих птиц?

2.Подвижные игры:

«Волк во рву»

Цель: упражнять детей в прыжках в длину с разбега.

3.Игровая деятельность:

«Третий лишний» (птицы).

Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.

4.Индивидуальная работа:

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №4

Утренняя прогулка

Рассматривание семян

Цели: закрепить представление о том, что семя – конечная стадия роста растения.

Ход наблюдения.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что многие растения заканчивают свое развитие, они отцвели и дали семена. Вопросы:

- Почему у семян толстая кожура?

- Что помогает семенам перезимовать?

- Какие семена, каких деревьев вы знаете?

- Какие семена вы встречали у нас на участке?

- Семена все одинаковой формы?

- Кто распространяет плоды и семена большинства деревьев?

Кожистые крылатки плодов клена, крылья орешков березы выполняют роль летательных аппаратов. Эти плоды разлетаются поздней осенью или зимой.

- Где мы можем использовать семена?

- Что из них можно сделать?

2.Подвижные игры:

«Кто тише?»

Цель: упражнять в ходьбе на носках, в указанном направлении.

3.Игровая деятельность:

«Назови одним словом» 

Цель: подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. .

4.Индивидуальная работа:

Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

5.Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за перистыми облаками

Цель: Продолжать знакомить детей с видами облаков, их сходствами и различиями. Воспитывать интерес к природе.

Загадки:

  Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака.)

Во время утренней прогулки воспитатель обращает внимание на красоту осеннего неба, вспоминает с детьми, какие бывают облака.

Вопросы:

- Какие бывают облака?

- Что это такое, облако? Как вы понимаете?

- Из чего образуются облака?

- Чем они похожи? В чем различие?

- Как они движутся по небу?

Итог: Перистые – самые высокие облака, образующиеся очень высоко, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых перьев, нитей, волокон. Перисто-слоистые облака тоже состоят из ледяных кристалликов; затягивают небо слоем молочного цвета, сквозь который просвечивают диски небесных светил. Перисто-кучевые – маленькие облака белого цвета, состоят из кристалликов льда.

2.Подвижные игры:

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

3.Труд в природе

«Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него»

Цель: привлекать детей к труду, воспитывать желание содержать свой участок в порядке.

4.Дидактические игры:

«Вспомни разные слова».

Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов;

5.Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цели:  воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;    развивать силовые качества.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №5

Утренняя прогулка

Наблюдение за синицей

Цели: вызывать интерес к пернатым ;

Воспитатель проводит беседу:

-Что это за птица?

-Как она выглядит и какого она цвета?

-Какие изменения происходят в жизни синиц осенью?

-Чем питаются синицы?

-Как люди заботятся о них?

-Какую пользу синицы приносят?

-Когда отмечают «Синичкин» день? (В ноябре. )

В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

У этой маленькой птички оперение яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в яркую желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной, черной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Любит синица семечки, но больше всего - любит лакомиться салом. Обратить особое внимание детей, что сало для синичек должно быть не соленым.

Приметы о синичке: если синичка с утра начинает пищать - ночью бывает мороз; утром синицы кричат - к морозу.

2.Народные подвижные игры. Игровые упражнения.

«Горелки»

Цель: развивать бег ,внимание.

3.Труд в природе

«Укрывать саженцы к зиме»

Цель: приучать детей к труду, воспитывать бережное отношение к природе.

4.Творческие  игры:

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

5.Индивидуальная работа:

«Попади в обруч».

Цели:упражнять в умении действовать по сигналу;

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Вечерняя прогулка

Наблюдение за подорожником

Цели: знакомить с лекарственным растением — подорожником;

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Почему траву назвали подорожником?        

♦        Где лучше его собирать?

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

2.Подвижные игры. Эстафеты. Игровые упражнения.

«Гуси-Лебеди» «Ловишка с лентой»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя

3.Общественно – полезный труд.

«Помощь детям из младших групп в уборке территории»

Цель: Формировать умение трудиться сообща;

4.Игры с природным материалом:

«Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.

5.Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).


Прогулка №6

Утренняя прогулка

Рассматривание веток

Цели: уточнить знания о расположении веток разных деревьев, определения названия деревьев и кустарников, которые стоят без листвы;

Воспитатель просит назвать деревья, рассмотреть, какие у них веточки, почки.

У березы белый ствол, свисающие тонкие веточки, отходящие от крепких сучьев.

У клена каждая веточка – большая или маленькая – раздваивается вилкой, а круглые почки сидят друг против друга: нередки и семена на ветках.

Рассматривает их (у клена – кожистая крылатка, у березы крылатый орешек).

Наблюдает вместе с детьми, как ветер отрывает и разносит их на расстояние.

Исследовательская работа:

Заготовка веток кустарников и деревьев, подготовка их к выгонке.

Приготовление искусственной питательной среды.

Статистическая обработка полученного материала.

Анализ полученных данных и их обсуждение.

2.Подвижные игры:

«Переноска мячей»

Цель: упражнять в беге на скорость.

3.Игровая деятельность:

«Назови птицу с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте птиц, в названии которых есть буквы А, К…».

4.Индивидуальная работа:

«Найди предмет».

Цели:

  • закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
  • находить предмет по описанию.

5.Самостоятельная деятельность.

Выносное оборудование (веник, грабли, ведро, мячи, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за елью

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Ход наблюдения

  • Какую форму имеет ель?
  • Как располагаются ветви ели?
  • Как растет это дерево – быстро или медленно? Почему?
  • Как долго может прожить ель?
  • Как в народе про елку говорят?
  •  А вы знаете, что зимой в густом еловом лесу теплей, чем в любом другом?
  • Какую пользу приносит ель?

Ель-высокое могучее дерево, которое растет медленно, но живет долго-500-600 лет.

Ветви и ствол-замшелые, смолистые, зеленовато-серого цвета. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В еловом лесу теплее, потому что сюда не проникает ветер. Высоченные деревья-ели, мохнатые ветви до земли, густой еловый подлесок, как мощный заслон встают на пути даже самого злого ураганного ветра. Знаете, как интересно еще, что в глуши под старой елью, где сухая подстилка из хвои, устраивает в марте уютное гнездышко сообразительная кабаниха.

2.Подвижные игры. Эстафеты. Игровые упражнения.

«Часики»

Цель: развивать ловкость , внимательность

3.Общественно – полезный труд.

"Организация трудового десанта с целью лечения деревьев."

 Цели: учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;

4.Игры с природным материалом:

«Золотой орех»

Цель: развитие зрительного внимания

5.Индивидуальная работа:

«Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества

Прогулка №7

Утренняя прогулка

Наблюдение за лужами

Цели: развивать познавательный интерес;

Стихотворения:

Загадки:

  По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.

  Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда!

(Лужа.)

Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят. В лужах отражаются предметы (облака, деревья).

– Посмотрите, что вы там видите? – воспитатель водит по воде палочкой, создает волны.

– Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где еще в природе встречается вода?

2.Подвижные игры:

Игра малой подвижности «Эхо»

Цель: развивать слуховое внимание.

3.Игровая деятельность:

«Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

4.Индивидуальная работа:

«Кольцеброс».

Цель: развивать меткость.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием и материалом

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за долготой дня

Цель: продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха.

Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Дети по тени от столба и по освещенности определенного предмета-ориентира (например, отдельно растущего дерева или куста) ежедневно отмечают путь солнца утром, днем и вечером. Понаблюдав в течение двух недель, они заметят существенные изменения: солнце уже не поднимается высоко, как поднималось летом. Дети делают вывод, что путь солнца укорачивается, день уменьшается.

Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Серенькое утро – красненький денек»; «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».

2.Подвижные игры:

«Часики»

Цель: развивать ловкость , внимательность.

Игра малой подвижности «Удочка»

3.Игровая деятельность:

"Вершки и корешки"- дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем.

Цель: составление описательных рассказов, повторить строение растений.

4.Индивидуальная работа:

Лазанье на четвереньках по бревну, опираясь на ступни и держась руками за край бревна.

 Цель: закреплять навыки равновесия.

Цель: вырабатывать координацию движений.

5.Самостоятельняа деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками и инвентарь)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.


Прогулка №8

Утренняя прогулка

Наблюдение за водой

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие свойства воды вам знакомы?
  • Есть ли форма у воды?
  • Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
  • Что станет с водой, если ее вынести на мороз?

Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая  вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

2.Подвижные игры. Игровые упражнения.

Игровое упражнение «Быстрые и ловкие»

Цель: упражнять в прыжках на правой и левой ноге попеременно.

3.Игровая деятельность:

«Какая? какой? какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

4.Индивидуальная работа.

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: воспитывать выносливость.

5.Самостоятельняа деятельность.

Игры по желанию детей. Игры с выносным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение «Осенний дождь»

Цель. Развитие у детей способности объяснять сезонные явления.

Беседа.

- Что приносит осенний дождь: тепло или холод?

- Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

- Часто ли осенью идет дождь?

- Чем он отличается от дождя в сентябре?

- Назовите оттенки осеннего неба?

- Какие осенью тучи?

Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду.

Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.

- Как на улице после дождя?

- Что остается после дождя?

- Быстро высыхает? Почему, нет?

Исследовательская деятельность:  

- Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

2.Подвижные игры. Игровые упражнения.

«Хитрая лиса»

Цель: учить согласовывать движения со словами текста.

3.Труд в природе.

«Уборка мусора на участке»

Цель: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе.

4. Дидактические игры:

«Какое что бывает?».

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

5.Индивидуальная работа.

 «Не сбей флажок».

Цели: продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;

развивать внимание и наблюдательность.

6.Самостоятельняа деятельность.

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №9

Утренняя прогулка

Наблюдение за работой дворника.

Цель: Продолжать знакомство детей с рабочими профессиями,

орудиями труда, различными трудовыми операциями.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

- Кто поддерживает чистоту на территории детского сада?

- Как мы можем помочь дворнику?

- Какие у него есть специальные инструменты? (метла, лопата, веник, совок, ведро).

- Как изменилась работа дворника, по сравнению с октябрем? (листьев стало меньше в уборке, или больше)

- Что добавилось в работу дворника?

- Какой инвентарь появился с приходом ноября? (снеговая лопата)

Работа дворника очень важна для нас.

2.Подвижные игры. Соревнования. Аттракционы.

«Совушка»

Цель: закреплять увёртываться от ловишки.

3.Общественно – полезный труд.

«Помощь дворнику в уборке территории от снега»

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

4.Сюжетно – ролевые игры:

Игра «Путешествие».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на  вокзале.

5.Индивидуальная работа:

Перестраивание в колонну по двое.

Цель: способствовать выработке хорошей осанки.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за одеждой взрослых и детей.

Цели: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

Ход

Воспитатель обращает внимание детей на одежду людей.

- Назовите части одежды, сравните ее с летней, рассказать, почему она изменилась?

Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по-разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы), запасать в жилища корм (белка), появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов (заяц). У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище.

Приметы: какова погода в ноябре, таков и май; в ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Поговорки и пословицы: «Ноябрь – сумерки года»; «Ноябрь осень замыкает».

2.Подвижные игры. Игровые упражнения.

«Море волнуется»

Цель: учить согласовывать движения со словами текста.

3.Игровая деятельность:

«Кому что нужно?».

Цели: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

4.Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.


Прогулка №10

Утренняя прогулка

Наблюдение за тучами.

Ход наблюдения:

Воспитатель обращает внимание детей на небо.

- Какое оно? (Покрыто свинцовыми серыми тучами, которые набегают одна на другую, как бы клубятся.)

- Как ветер формирует тучи, и какие они бывают? (грозовые, дождевые, снеговые).

- Из чего состоят тучи? (Тучи состоят из частиц воды)

- Как вода превращается в снег? ( капли дождя  замерзая, превращается в снежинки).

Ветер гонит тучи по небу, и это движение хорошо видно, если заметить какой-либо ориентир, например большое дерево или крышу дома.

Приметы:  темные тучи предвещают похолодание.

2.Подвижные игры. Игровые упражнения.

«Летает-не летает»

Цель: развивать внимание.

Игровое упражнение «Проведи мяч»

Цель: упражнять в ведении мяча правой и левой рукой.

3. Игровая деятельность.

«Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

«Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

4.Индивидуальная работа.

Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Цель: улучшать координацию движений.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Вечерняя прогулка

Целевая прогулка - наблюдение за тополем.

Цель: формировать представление об осеннем тополе.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
  • Какое это дерево? (Городское.)
  • Какие еще растут деревья в городе?
  • А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)
  • Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)
  • Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)
  • Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.

♦        Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)

2.Подвижные игры.

«Совушка»

Цель: закреплять увёртываться от ловишки.

Эстафета «Дорожка препятствий» , «Веселые соревнования»

3.Общественно – полезный труд.

«Укрыть саженцы на территории детского сада»

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

4. Игры с природным материалом.

«Волшебный мешок»

Цель — развитие слухового внимания.

Оборудование: большой яркий мешок, прозрачные пластиковые бутылки с разными наполнителями, повязка на глаза.

5.Индивидуальная работа.

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

6. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием и материалом

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с природным материалом.

Прогулка №11

Утренняя прогулка

Наблюдение за сосной, рассматривание.

Цели:закреплять знания о видах деревьев;

Ход наблюдения

- Как называется это дерево?

- Как вы догадались?

- Чем отличается ель от сосны?

- У сосны есть листья?

Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

- Все дело в том, что хвоинки-иголки – это видоизмененные листочки, но очень маленькие по размеру. Из-за этого они испаряют влаги во много раз меньше, чем обычные листья. Питания хвойному дереву хватает даже зимой. Поэтому такие растения называются – вечнозелеными. Чтобы сменились все старые иголки должно пройти около 4-5 лет. Вот почему про ёлку говорят: зимой и летом одним цветом.

2. Подвижные игры.

«Затейники» «Море волнуется»

Цель: учить согласовывать двежения со словами текста.

3.Игровая деятельность:

«Колечко»

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

4.Индивидуальная работа.

«Попади в обруч».

Цели:упражнять в умении действовать по сигналу;

закреплять умение метать предметы в цель.

5. Самостоятельная деятельность.

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за снегом и льдом

Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды;

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Из чего состоит лед?
  • Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
  • Как образуются снежинки?

Мы — снежинки!

Это мы — Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

  • Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)
  • Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.        

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан  плотно или рыхло.

2. Подвижные игры.

«Хитрая лиса»

Цель: учить согласовывать движения со словами текста.

3.Труд в природе.

"Уборка мусора на участке."

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

4.Дидактические игры:

Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть

животных, птиц, рыб.

5. Индивидуальная работа.

Лазанье.

Цели: развивать координацию движений;

6. Самостоятельная деятельность.

Игры по желанию детей. Игры с выносным материалом.

Прогулка №12

Утренняя прогулка

Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах

Ход наблюдения.

- Ребята, вдохните прохладный, чистый осенний воздух.

- Чем он пахнет?

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать его можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

Опыт «Здравствуй, ветер!».

Цель: показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.

Ход опыта.  Воспитатель просит детей подойти к луже. Это «море». Дети – это «ветры». Они дуют на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны.  Дети  опускают в воду парусные кораблики (конструктор), дуют, кораблики плывут. Что происходит с кораблями, если ветер очень сильный? (Ответы детей.) Проверка предположений. Дуют сильно.

Вывод. Воздух невидим, его движение можно ощущать.

Приметы: дождь при солнце скоро прекратится; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.

Поговорки и пословицы:  «Ноябрьские ночи до снега темны»; «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».

2.Подвижные игры:

«Кого позвали , тот ловит мяч»

Цель: развивать быстроту реакций.

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».

Цели: активизировать словарь; расширять кругозор.

Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова на определенную тематику (например, «Осень»), в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч.

4.Индивидуальная работа.

  Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

5.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за рябиной

Цели: Продолжать расширять знания о рябине;

Ход наблюдения

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие на вкус ягоды рябины зимой?
  • Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

2.Подвижные игры. Эстафеты.

«Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

3.Общественно – полезный труд.

«Уборка на спортивном  участке»

Цель: формировать умение трудиться сообща, распределять между собой обязанности.

4.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Охотник».

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

5.Индивидуальная работа.

«Найди предмет».

Цели:закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным материалом (корзина с игрушками: мячи, скакалки, грабли, ведра,)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №13

Утренняя прогулка

Наблюдение за деревьями

 Цель –  Продолжать закреплять узнавание деревьев по внешнему виду.

 Ход наблюдения

- Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий),

- А как вы думаете, все деревья сбросили листву?

- Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.) - Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому, что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди.

-  Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.)

- А какие это  деревья? (Хвойные и лиственные.)

- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?

- Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)

- Какие условия необходимы для роста деревьев?

- Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

2.Пожвижные игры. Упражнения.

«Я знаю 5 названий»

Цель: Развивать внимание память.

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Похож - не похож».

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу .

4.Индивидуальная работа:

«Кто дальше?».        

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.

5.Самостоятельняа деятельность.

Настольно – печатные игры.

Задачи. Учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за хвойными деревьями

Цели:закреплять знания о деревьях;

Ход наблюдений

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего нужен лес?
  • Что он дает человеку?

Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.

  • Чем пахнет зима?
  • Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
  • Какие деревья украшают лес зимой?
  • В чем сходство хвойных деревьев?
  • Чем отличаются деревья друг от друга?

♦        Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

2.Подвижные игры, игры – эстафеты, игровые упражнения.

«Хитрая лиса»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Общественно – полезный труд.

"Подметание дорожек на участке младших групп."

Цель: воспитывать желание трудиться.

4.Игры с природным материалом.

«Замок Снежной Королевы»

Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.

5.Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.


Прогулка №14

Утренняя прогулка

Наблюдение за ветром

Цели: расширять и углублять знания о неживой природе;

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
  • Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
  • С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
  • Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

2.Подвижные игры, игровые упражнения:

«Салки с ленточкой»

Цель: упражнять в быстром беге.

3.Труд в природе.

"Изготовление вертушек для наблюдения за ветром."

 Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.

4.Дидактические игры.

Игра «Найди дерево».

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

5. Индивидуальная работа.

Найди предмет».

Цели:- закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

- находить предмет по описанию.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с вертушками, снеголепами, природным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за снежинками.

Цели: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.

Ход наблюдения.

Задает вопросы:

– Что можно сказать про снежинки? Опишите их форму.

– Что будет, если подуть на снежинку или дотронуться до нее?

– Почему снежинки тают?

Они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагая нарисовать их потом на бумаге).

Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы.

Продолжается наблюдение за падающими снежинками. Воспитатель предлагает их рассмотреть и посчитать, сколько у снежинок лучей.

Затем дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.

2.Подвижные игры, игровые упражнения.

«Кто первый»

Цель: развивать смелость, выносливость.

3.Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

4.Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с клюшками, ледянками,  снеголепами, природным материалом.

Прогулка №15

Утренняя прогулка

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы  на снегу.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

  • Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
  • Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
  • Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка

ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)

Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

♦        Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

2.Народные подвижные игры. Игровые упражнения.

«Плетень»

Цель: упражнять в умении правильно пятнать в ориентировке на слух.

3.Творческие игры.

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

4.Индивидуальная работа.

Отработка прыжков на двух ногах

Цель: улучшать координацию движений.

5.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
  • На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)
  • Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?
  • Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)
  • Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)
  • Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)
  • Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)

♦        Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

2.Подвижные игры, игровые упражнения.

«Извилистая тропинка», «Светофор».

Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу.

3.Игровая деятельность.

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

4.Индивидуальная работа.

Прыжки в длину.

Цели:упражнять в прыжках в длину;.

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Прогулка №16

Наблюдение за звездами

Цели: продолжать знакомить с небесными телами;

Ход наблюдения.

Воспитатель обращает внимание детей на вечернее небо, находит луну, вместе с детьми смотрит ее местонахождение и фазу. Положение луны слегка изменилось, это связано с движением Луны вокруг Земли и движением самой Земли вокруг Солнца. В ясный, морозный зимний вечер очень хорошо видны звезды. Они мерцают и переливаются. Воспитатель вспоминает с детьми, что такое звезды и почему они кажутся такими маленькими. Пытается найти на небе планеты, спрашивает, чем они отличаются от звезд.

- Что такое созвездия?

Находят на небе Большую и Малую Медведицы, Кассиопею, Орион. Напоминает детям легенды, связанные с названиями этих созвездий. Просит назвать еще знакомые созвездия.

2.Подвижные игры, игровые упражнения.

«Замри»

Цель: упражнять в умении показывать позы.

3.Игровая деятельность.

«Что зимой бывает»

Цели:Развитие представление о приметах зимы.

4.Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях,

Ход наблюдения

Вопросы:

- Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев.

-  Почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе.

- Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Чем деревья отличаются от кустарников?
  • Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
  • Какую пользу приносят деревья и кустарники?

2.Подвижные игры, эстафеты, упражнения.

«Попрыгунчики - воробушки»

Цель: упражнять в прыжках.

3.Общественно – полезный труд.

"Коллективный труд на участке по уборке территории."

 Цели:   закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, учить сочетать силу и быстроту.

4. Игры с природным материалом.

«Ледяная крепость»

Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.

5. Индивидуальная работа.

«Пройди осторожно».

Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Прогулка №17

Утренняя прогулка

Рассматривание коры деревьев

Цели: конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования

Ход наблюдения.

Понаблюдать с детьми за деревьями.

- Не замерзают ли деревья зимой?

- Что происходит с ними весной, летом, осенью? (вспоминаем с детьми)

Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Воспитатель вспоминает пословицу «Спасибо, мороз, что снегу принес» и объясняет ее. Потом показывает, как утеплить снегом деревья на участке.

2.Подвижные игры, игровые упражнения.        

«Удочка»

Цель: упражнять в прыжках.

3.Игровая деятельность.

«Фанты»

Цель: закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов, быстро выполнять задание ведущего; классифицировать предметы живой и неживой природы.

4. Индивидуальная работа.

«Кто дальше?».        

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Цель: Уточнить у детей названия птиц, которые прилетают к кормушке и которые летают вблизи участка; учи

Ход наблюдения.

Поговорить о том, какой корм какой птице нужен (отгадать по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном). У насекомоядных клюв тонкий, узкий, а у зерноядных и всеядных – более тупой и толстый. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Птицы первыми реагируют на прибавление света. Птиц надо кормить обязательно в определенное время, тогда к этому времени они будут прилетать.

2. Народные подвижные игры.

«Птицелов»

Цель: Воспитывать внимание умение подражать крику птиц

3. Труд в природе.

"Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспитателем."

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только ненужные ветки.

4. Творческие игры.

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

5. Индивидуальная работа.

Разучивание скороговорки.

Пришел Прокоп, кипит укроп,

 Ушел Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Цель: выработать правильное произношение.

6. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Прогулка №18

Утренняя прогулка

Рассматривание изморози

Цели: обобщать представления о зимних явлениях в неживой природе;

Ход наблюдения.

Обратить внимание детей на деревья, покрытые красивым кружевным узором. Веточки деревьев обрастают белой пушистой бахромой. Это изморозь.

- Как она образуется? (В тихую морозную погоду избыток водяного пара из воздуха выделяется в виде переохлажденных капель тумана, а на предметах оседает в виде кристаллов льда.) Такая кристаллическая изморозь получается при непосредственном переходе пара в лед. Кристаллы, похожие на иглы или пластиночки, быстро растут.

2. Подвижные игры, игровые упражнения.

«Бездомный заяц»

Цель: Воспитывать выносливость ловкость

3. Труд в природе.

«Укрыть саженцы на территории детского сада»

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

4.Дидактические игры.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель. Учить детей понимать смысл предложения

5. Индивидуальная работа.

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

6. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за продолжительностью дня

Цели: обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе.

Ход наблюдения.

Обратить внимание детей на долготу дня. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что зимой день короткий, ночь длинная.

Прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима».

Приметы: зимой день темен, да ночь светла; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.

Поговорки и пословицы: «Зимний денек с воробьиный скок»; «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает»; «В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается».

2. Подвижные игры, упражнения.

«Я знаю 5 названий»

Цель: Развивать внимание память.

3. Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Цели: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.

4. Индивидуальная работа.

«Сбей кеглю». Цели:учить бросать мяч в цель;

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Прогулка № 19

Утренняя прогулка

Наблюдение за погодой.

Цели: уточнить и конкретизировать представление об осени

Ход наблюдения.

Воспитатель обращает внимание детей на погоду.

-  Охарактеризуйте ее (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов;

- Сравните погоду со вчерашней?

- Что изменилось?

-  По каким признакам вы делаете выводы?

Предлагает полюбоваться красотой зимнего пейзажа.

- Сравните одежду детей, когда было холодней, вчера или сегодня?

Сравнивает осадки и облачность, есть ли солнце, какое оно.

2.Подвижные игры, эстафеты, упражнения.

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

3. Труд в природе.

"Сметание снега и мусора веником с оборудования на участке".

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

4. Дидактические игры.

Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»

Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.

5. Индивидуальная работа.

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

6. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за воронами и галками

Цели: развивать интерес к природе;

Ход наблюдения.

Перед прогулкой воспитатель проводит с детьми беседу о зимующих птицах.

- Где птиц можно увидеть?

- Что они делают возле домов?

- Почему зимой птицы живут вблизи жилищ?

На улице дети находят ворону и галку, сравнивают, ищут отличия, наблюдают, как передвигаются (на снегу рассматривают следы птиц).

- Внимательно рассмотрите ворону и скажите, как она выглядит.

- Вы знаете, что ворона так названа за чёрный цвет оперения, который по-старинному назывался «вороной».

- Ворона – это частично перелётная птица. Это значит, что часть птиц, в основном молодых, отлетают к югу, а часть – остаётся.

- Ворона – птица всеядная. Как вы думаете, что это значит?

- Чем ворона отличается от галки?

- Чем схожи?

2.Народные подвижные игры, игровые упражнения.

«Лапта» , «Гори - гори ясно»

Цель: упражнять в беге в прямом направлении , в умении правильно пятнать.

3. Труд в природе.

«Расчистка от снега кормушек, кормление птиц»

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

4. Творческие игры.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

5. Индивидуальная работа.

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

6. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Прогулка №20

Утренняя прогулка

Наблюдение за голубем

Цели: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Ход наблюдения.

Стихотворения:

Предложить детям понаблюдать за голубями. Голуби быстро летают, у них необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Семейные голубиные пары создаются на всю жизнь. Самца можно отличить по особому воркованию, по распущенному веером хвосту, по поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Все голуби отличаются друг от друга по окрасу, цветовая гамма очень разнообразна.

Поговорки и пословицы: «Глупа птица, которой свое гнездо не мило».

2. Подвижные игры, упражнения.

«Замри»

Цель: упражнять в умении показывать позы.

3. Игровая деятельность.

«НАЗОВИ СЛОВА, В КОТОРЫХ ВТОРОЙ ЗВУК ГЛАСНЫЙ (СОГЛАСНЫЙ) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

4. Индивидуальная работа.

«Попади в обруч».

Цели:упражнять в умении действовать по сигналу;

5. Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за снегирем

Цели: расширять представления о пролетных птицах;

Ход наблюдения

Вопросы:

  • Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
  • А у самочки? (Темно-серого.)
  • Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
  • Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
  • Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
  • На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
  • Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)
  • Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)

2.Народные подвижные игры. Игровые упражнения.

Игровые упражнения: «Снежная  королева»

Цель: Упражнять в метании снежков на дальность.

3.Труд в природе.

"Сгребание снега к деревьям."

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

4.Творческие игры.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про  животных.

5.Индивидуальная работа.

«Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.


Прогулка №21

Утренняя прогулка

Наблюдение за погодой

Цели:

  • продолжать формировать представления о сезонных изменениях;
  • развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.        ,

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

Трудовая деятельность

Подвешивание кормушек для птиц.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за птицами

Цельуточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения

Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе крошки на моей ладошке.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Сколько лап у птиц?
  • Чем они отличаются от лап животных?
  • Для чего нужны птицам лапы?
  • Чем заканчиваются лапы у птиц?
  • Сколько пальцев на их лапах?

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц?(Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек. Цель:побуждать работать в коллективе.

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Брось и поймай».

Цель: упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках через два предмета.


Прогулка 22

Утренняя прогулка

Наблюдение за рябиной

Цельзакреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Все также, свисая, горят.

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.

Подвижные игры

«Самолеты», «Воробушки и кот».

Цели: - учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и  бегать в указанном направлении;

  • воспитывать дружелюбие.

Индивидуальная работа

«Попади в корзину».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

  • продолжать формировать представление детей о труде шофера;
  • воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие это машины?
  • Как вы догадались?
  • Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)
  • Для чего нужны фары?

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Листопад».

 Цели:

  • продолжать развивать двигательную активность детей;
  • поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.

Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает. Листья желтые летят Прямо на руки ребят.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для детей подготовительной группы

Картотека прогулок для детей подготовительной группы...

Картотека прогулок для детей подготовительной группы

Картотека прогулок для детей подготовительной группы...

Картотека прогулок для детей подготовительной группы

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)   Картотека прогулокдля детей подго...

Картотека прогулок для детей подготовительной группы.

Картотека прогулок для детей подготовительной группы....

Картотека прогулок на сентябрь. Подготовительная группа

Картотека осенних прогулок. Сентябрь. Подготовительная группа...

картотека прогулок для детей подготовительной группы

картотека прогулок для детей подготовительной группы...