Консультация для родителей "Роль общения в жизни ребёнка"
консультация (старшая группа)

Петухова Екатерина Витальевна

«Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Роль общения в жизни ребёнка"

Добрый вечер уважаемые родители, сегодня мы с вами побеседуем на тему важности общения взрослых в развитии ребёнка. Выясним почему и зачем, а главное как правильно это делать.

Начинать общение с ребенком необходимо еще при беременности. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

«Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.»

Отрывок из книги Бертина Андрэ «Воспитание в утробе матери»

Без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым на первых месяцах жизни нарушается нормальное физическое развитие ребенка:

- замедляется его физический рост, уменьшается вес тела ребенка,

- понижается иммунитет, а, следовательно, сопротивляемость организма болезням

Немного разберем почему же это важно начинать еще при беременности: Слуховое восприятие у малыша формируется на 14 неделе. Именно с этого времени врачами рекомендуется начинать разговаривать с ребенком. Беседы помогают стимулировать развитие слуха у вашего ребенка по ту сторону животика и создавать связи нейронов в головном мозге, которые отвечают за слух. Ребенок даже на таком раннем сроке уже формирует определенные связи, узнает голоса, реагирует на действия мамы и папы, а так же выстраивают эмоциональную нейронную связь.

Все это необходимо делать и после рождения ребенка, а вот почему: Если ребенок недополучает внимания и заботы, часто плачет, постоянно находится в состоянии беспокойства, то это влияет на его физическое развитие. Чтобы малыш рос здоровым — необходимо обеспечить ему комфорт и удовлетворять его эмоциональную потребность в общении. В детских домах большинство детишек имеют маленькое худое телосложение и это не связано с тем, что они недоедают. Это связано именно с отсутствием эмоционального общения, и с отсутствием любви родного человека. Так же дети не имеющие постоянного эмоционального общения со взрослым, находясь в стрессе начинают чаще болеть, все дело в том, что на протяжении 9 месяцев мать была источником его питания, кислорода и прочего, сейчас же он попал в мир противоречий и остался один, без общения, физическое и психическое состояние ребенка ухудшается, он подвергается всевозможным вирусам, ослабленный организм не готов с ними бороться.

Без постоянного эмоционального общения со взрослым на первых месяцах и годах жизни нарушается психофизиологическое развитие ребенка, снижаются его темпы; педагогически запущенному ребенку могут поставить диагноз ЗПР, так как он:

- не сможет овладеть или очень слабо овладеет связной речью;

- абстрактным логическим мышлением;

- воображением;

- страдают все психические процессы ребенка: внимание, восприятие, память, мышление и т.п.

Во время войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. За детьми ухаживали медсестры, которые не играли и не нянчились с детьми, а только вовремя кормили и меняли подгузники. В итоге 80% детей получили диагноз «Задержка психического развития». Из этого следует, что необходимо эмоциональное общение с ребенком для его полноценного и правильного развития. Следовательно, отставание в физиологическом развитии связано не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоционального контакта детей с окружающими людьми. Дети не овладели достаточными навыками связной речи, трудно говорили, отсутствовало полностью или присутствовало в недостаточном проявлении абстрактное мышление, воображение, дети не пользовались мышлением, ведь никто этим не занимался.

Без общения со взрослым в первые годы жизни ребенок с трудом будет познавать мир, особенно – социальный, созданный самим человеком. Взрослый является для маленького ребенка главным источником информации.

Взрослый человек – проводник информации для ребенка. Взрослый – имеет те знания, навыки, умения еще непонятные ребенку. Без помощи у ребенка не будет понимания назначения, названия предметов, их функций, цвета, размера. Ребенок также перенимает много из поведения взрослого, у него складывается первое знание о добре и зле, хорошем и плохом, темном и светлом. Он несет этот социальный опыт и знание через всю свою жизнь. В нем впервые закладываются правила поведения, традиции, устои и культура. Обучение ребенка речи идет от взрослого, готовка, игра и прочее также идет от взрослого, как и умение строить дружеские отношения и дружить. Все это познается через тесный контакт и общение малыша со взрослым человеком, который в силу возраста и опыта знает ответы на вопросы, интересующие малыша, знает о том, что его может заинтересовать, знает какие качества нужно и важно прививать, какой опыт ребенок должен получить уже в том возрасте, в котором есть. Если взрослый не будет разговаривать с ребенком, то у него не сложится элементарных знаний, умений и навыков, которые уже должны быть сформированы у ребенка, речь, письмо, рисование, названия и назначения предметов, знания о природных явлениях. Ребенок будет замкнут и стеснителен, будет неуверен в себе и в скором времени может начинать отставать в развитии.

Ранее общение с ребенком способствует формированию у него оптимизма и доверия к миру и к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах.

Всё мы могли заметить, когда наши дети были младенцами, наше появление вызывало у них положительные эмоции, они улыбались, тянули к нам ручки, кто-то даже смеялся. Дети старались всем своим видом показать, как важно для них наше внимание ведь "...чувства защищённости,  придает ему уверенность в своих силах. " Приведу вам пример из моего педагогического опыта, я вела группу  среднего дошкольного возраста и в середине года к нам пришла новенькая девочка. У неё была достаточно сложная адаптация, которая проявлялась в отстранении и боязни общаться с детьми, она была очень неуверенна в себе. При разговоре с её мамой мы выяснили, что эта проблема возникла после длительного пребывания ребёнка в медицинском учреждении, куда родители не имели постоянного доступа. Девочка потеряла свою опору в лице родители и теперь ей предстоит сложная социализация. Еще одним примером хочу привести следующее:

 Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного, а через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения. В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение, а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными". Последующие исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Нарушается социально-психическое развитие ребенка. Без постоянного эмоционального контакта со взрослым на первых годах жизни ребенок не становится человеком в полном смысле этого слова, так как:

-  не овладевает нормами и правилами поведения в обществе;

- не сможет эффективно общаться с окружающими его людьми;

- не сможет освоить человеческие виды деятельности, так как овладевает всем этим по подражанию взрослому

Поговорим о детях-Маугли. Одним из самых известных старейших случаев ребенка – маугли является Дина по прозвищу "Индийский мальчик-волк". Когда охотники нашли его в 1867 году, мальчику было предположительно 6 лет. Люди заметили стаю волков, которая входила в пещеру, а вместе с ней и человека, бежавшего на четырех ногах. Мужчины выкурили волков из убежища, войдя туда, они обнаружили Дина. Мальчик был найден в джунглях Буландшахре, была осуществлена попытка его лечения. Правда, на то время каких-то эффективных средств и методик попросту не существовало. Тем не менее люди пытались общаться с ним, чтобы избавить Дина от его животной манеры поведения. Ведь он ел сырое мясо, срывал себя одежду и питался с земли. А не из посуды. Спустя некоторое время Дина все же приучили есть приготовленное мясо, а вот говорить он так никогда и не научился. Таких историй, к сожалению, множество и о них нужно и важно знать!

Касаемо общения ребенка с окружающими возникает такое качество, как застенчивость. Застенчивость  — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.

Основные признаки застенчивого человека в обществе:

Желание избежать внимания со стороны посторонних людей. Усиленное потоотделение, учащённое сердцебиение, покраснение лица. Застенчивый человек часто имеет установку, что он не будет интересен другим людям, испытывает чувство беспомощности и неловкости, сам себя стыдит и осуждает. Избирательность в контактах с людьми.

По этим же признакам можно выявить застенчивость у ребенка, проявляется: в неуверенности, робости, напряжении, выражении страха или тревоги. Дети боятся любых публичных выступлений, их пугает даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях. Эти особенности без труда можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка.

Как же быть если эти признаки обнаружены у вашего ребенка:

  1. Давайте время «просканировать» пространство
  2. Станьте значимым взрослым, которому ребенок будет доверять
  3. Не навязывайте застенчивого ребенка другим детям, а ему других детей
  4. Выступайте «проводником» для застенчивого ребенка
  5. Проговорите с ребенком его желания и потребности и помогайте их придерживаться

Так же:

  1. Обсудите с ребенком ситуации, которые вызывают у него тревогу
  2. Примите тревогу и разработайте план по ее облегчению
  3. Предложите ребенку фразы, которые он может использовать, чтобы «занять время» перед тем, как заговорить
  4. Потренируйтесь вместе
  5. Будьте образцом для подражания
  6. Важно глубоко дышать
  7. Предложите использовать воображение
  8. Дайте ребенку понимание, что он не одинок

Сегодня мы обсудили в вами важную тему, такую как «Роль общения в жизни ребенка». Рассмотрели следующие тезисы и обсудили их доказанность: Без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым на первых месяцах жизни нарушается нормальное физическое развитие ребенка; Без постоянного эмоционального общения со взрослым на первых месяцах и годах жизни нарушается психофизиологическое развитие ребенка, снижаются его темпы; педагогически запущенному ребенку могут поставить диагноз ЗПР; Без общения со взрослым в первые годы жизни ребенок с трудом будет познавать мир, особенно – социальный, созданный самим человеком. Взрослый является для маленького ребенка главным источником информации; Ранее общение с ребенком способствует формированию у него оптимизма и доверия к миру и к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах; Нарушается социально-психическое развитие ребенка. Без постоянного эмоционального контакта со взрослым на первых годах жизни ребенок не становится человеком в полном смысле этого слова; О детях застенчивого типа, о том как с ними общаться и что делать.

Есть ли у Вас ко мне какие либо вопросы? Буду рада ответить.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 02.06

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей

ВЫПОЛНИЛА:

обучающаяся группы 3-5/3

Петухова Мария Олеговна

Соколова Екатерина Геннадьевна

Миняева Алина Вадимовна

Бойцова Ксения Максимовна

Специальность: 

44.02.01 – Дошкольное образование

Преподаватель:

Антонова Лидия Евгеньевна

Санкт-Петербург

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»...

консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"

В данной консультации воспитатель объясняет родителям какой должна быть игрушка и что такое антиигрушка. Как игрушки создают условия для развития ребёнка и,наоборот, могут принести вред ребёнку....

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»

Консультация для родителей детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Общение в жизни ребенка"

Родителям хочется видеть своего счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Но не всегда ребенку это удается. Задача взрослых - помочь ему в этом....

Общение в жизни ребёнка

Консультация для родителей, освещающая роль общения в жизни ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Общение в жизни ребенка»

Общение ребенка в раннем возрасте с матерью, близкими людьми – необходимое условие его здорового психического развития.  Со временем особое значение для ребенка приобретает общение с ровесн...