Проект "Матрёшки"
презентация к уроку (младшая группа)

Воякина Алла Алексеевна

Младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_1.docx97.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СОШ №18 с УИОП"

Недельный проект

«Русская матрёшка» в первой младшей группе.

C:\Users\User\Desktop\1685077693_polinka-top-p-zagorskaya-matreshka-kartinki-dlya-detei-p-14.jpg

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Актуальность. 

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение к культуре и традициям нашего народа.

Ребенку раннего возраста еще сложно дать глубокое представление о народном искусстве в целом, но изготовление и роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка привлекает детей своей красочностью, забавностью действия с ней и неизменным «секретом»: а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. Матрешка – хорошая развивающая игрушка. Она развивает воображение у детей, внимательность и усидчивость,  способствует развитию связной речи, моторики пальцев, активизации  творческих способностей,  формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Таким образом, проблема использования народной игрушки Матрешки для решения задач приобщения  детей раннего возраста к национальной культуре, традициям нашего народа и их развития, в настоящее время является актуальной.

Учитывая все выше сказанное, мы разработали познавательно – игровой  проект «Русская Матрешка».

ЦЕЛИ: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру. Приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

ЗАДАЧИ:

- формировать представление о русской народной игрушке;

-вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

-познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

-способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки; 

-развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

-развивать познавательные способности;

-развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;

-создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс;

-воспитывать бережное отношение к игрушке.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
  2. Положительная динамика развития детей во всех образовательных областях;
  3. Активное участие родителей в образовательном процессе.

Авторы проекта: воспитатели группы раннего возраста «Солнечные зайчики» Воякина А.А., Трегубова Е.А.

Предварительная работа:  

Вид/тип проекта - групповой,  познавательно - игровой.

Сроки проведения – краткосрочный с 30.10.23-03.11.23

Участники проекта - дети группы раннего возраста «Солнечные зайчики», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши, гуашь красного, желтого, синего, зеленого   цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, соленое тесто, салфетки, поднос.

Этапы проекта и работы

Подготовительный этап:

Анкетирование родителей.

Сбор информации, материала для реализации проекта.

Формулирование цели и задач проекта.

Организация игрового взаимодействия.

Основной этап: (проблемно-деятельный)

1.Речевое развитие  "Весёлые матрешки"

Чтение художественной литературы:

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Утренняя гимнастика. «Народная игрушка»

Беседа: «В гости к нам пришла матрешка»

Сюжетная игра «Что делают матрешки?»

Рассматривание картинок, иллюстраций матрешек.

Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»

Лепка: "Бусы для матрёшки "

2.Художественно-эстетическое развитие. Рисование "Русская матрешка"

Физическое развитие: « В гости к матрёшке»

Физкультминутка:  «Мы весёлые Матрёшки»

Разучивание пальчиковой игры «Мы матрешки, вот такие крошки»

Индивидуальная работа: «Игра с одной, двумя матрешками «Матрешка, ты где?»»

Подвижная игра «Бегите к матрёшке»

3.Математическое и сенсорное развитие: Дидактическая игра «Подбери фигуру для матрешки - определи цвет»;  «Домик для матрёшки»

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Назови фигуру»

Подвижная игра: «Шли матрешки по дорожке»

4.Культурно-досуговая деятельность:  « Выставка с русской матрёшкой»

Дидактическая игра: «Неваляшки»

Дидактическая игра: «Собери матрешку - половинки»

Чтение произведения С. Я. Маршака: «Матрёшки », стихотворения А.Кулешовой «Матрёшка », чтение потешек о матрёшках

Подвижная игра:  «Матрешка в гостях у ребят»

Сюжетно-ролевая игра : «Мы Матрёшки - Вот такие крошки!»

5.Музыкальное развитие. Развлечение: «Мы весёлые матрёшки»

Дидактическая игра: «Весёлая матрешка»

Игровая ситуация:  «Угостим матрешку чаем"

Чтение художественной литературы: Отгадывание  загадок о матрешках.

Подвижная игра: «Матрёшка, где ты?»

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

«Русская народная игрушка «Матрёшка»

«Матрёшка в жизни ребенка»

Рекомендация для родителей:

Знакомство детей с русской народной игрушкой. «Матрёшка»

Папка передвижка:

«В какие игры можно играть с матрешками»

Картотека стихов о матрешках

Заключительный этап:

Развлечение «Мы весёлые матрешки»

Выставка рисунков  «Разноцветная Матрёшка»

- Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

- Анкета для родителей «Матрёшкины вопросы» 

Выставка поделок «Русская матрёшка» 

Итоги реализации проекта:

Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Мы познакомили детей раннего возраста с русской народной игрушкой – матрешкой. Знакомство с ней проходило через все виды образовательной деятельности: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное. Мы танцевали, рисовали, лепили, заучивали потешки, играли в игры, слушали стихи, отгадывали загадки о матрешках. Деятельность с народной игрушкой – матрешкой вызывала у детей радость, интерес и эмоциональный подъем.

В результате проведенной работы было отмечено:

- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.);

- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно- речевую, музыкально- игровую).

- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог — дети — родители.

- Родители принимали участие в реализации проекта и создании выставка «Разноцветная матрёшка»

В результате проведенной работы повысился уровень развития детей по всем образовательным областям

Приложения к проекту:

- Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка» -  Приложение 1;

- Анкета для родителей «Матрёшкины вопросы» - Приложение 2;

-Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)- Приложение 3;

- Физкультминутка "Мы весёлые матрёшки"- Приложение4

Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»  - Приложение 4;

- Загадки о матрёшке - Приложение 5;

- Матрёшкины потешки (В.Берестова)- Приложение 6;

- Картотека стихов о матрешках -  Приложение 7;

- Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» «Матрёшка в жизни ребёнка» - Приложение 8;

- Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»»-  Приложение 9;

- Дидактическая игра «Разбери и собери матрёшку», «Подбери фигуру для матрёшки - назови цвет », «Неваляшки», «Собери матрёшку - половинки», «Весёлая матрёшка» -Приложение 10;

Подвижные игры по теме проекта - Приложение 11.

Список литературы:

1.    Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.    Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.    Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4.    Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

5.    Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - №10

6.    Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

7.    Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

8.    Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

9.    Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4

Приложение1

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

В нашей группе проходит работа над проектом: «Русская матрешка»

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки

 

2.  Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • Покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребенку надоели;
  • в магазине появились игрушки-новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

 3Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

  • Куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие;
  • народные;

 4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

  • На цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • • дизайн;
  • страну-изготовитель;
  • известность марки;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребенка;

.

 

5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________

 

 6.   Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________

 

 7. Какие народные игрушки Вы знаете?  ________________________________________________________

 

 8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________

 

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________

 

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку из мультфильма?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________

 11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки ?__________________

 

 12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка_?_______________

 

 13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе с детьми? Да,то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________

 

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение 2

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

«Матрешкин»  блиц-опрос:

  1. Сколько лет матрешке?
  2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки?
  3. Где создавались первые матрёшки?
  4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка?
  5. Назовите главный секрет матрешки.
  6. Из какого материала сделана матрешка.
  7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему?
  8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»?
  9. Какие основные названия матрёшек вы знаете?
  10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль?

Приложение 3

Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)

Упражнение «Хоровод Матрёшек».

Собрались матрешки,

Поиграть немножко.

По кругу ходили,

Хоровод водили (ходьба по кругу за воспитателем).

Упражнение «Весёлые подружки».

Побежали друг за дружкой,

Вот веселые подружки (бег за воспитателем по кругу).

Упражнение «Взмахи платочками».

Платочками махали, (4 раза)

Весело плясали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали. (повторить 4 раза.)

Вот какие мы матрешки (наклоны).

У нас красные сапожки.

Упражнение на дыхание.

Платочки цветастые,

Ленточки атласные (подуть на платочки).

Приложение 4

Матрешки

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Ножки

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке …

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Зайчик

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок — скок — скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

***

Дует ветер, дует, дует, задувает

(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает

(кружатся на месте) и летят листочки,

Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки

(повернувшись вокруг себя на мест , приседают).        

Пальчиковая игра:

«Мы матрёшки, вот такие крошки»

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(притопы на месте)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас чистые ладошки –

(хлопки в ладоши)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас новые сапожки –

(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(повороты с притопами вокруг себя).

Приложение 5

Загадки о матрёшке

Яркий сарафанчик,

Расписной платочек,

Прячутся внутри неё  маленькие дочки!

Кто это?

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игрушка.                                                       

 

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри! 

 

Какую игрушку вначале пополам ломают,

А потом играют.

 

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)  

Приложение 6

Матрёшкины потешки (В.Берестова)

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрёша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

- Выходи, Бурёнушка!

- Выхожу, матрёнушка!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку -

Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

Я цветочек вышила,

“Жу-жу-жу” услышала.

Села пчелка на цветок,

Мастерица – наутек.

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

 

 

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

 

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

 

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

“И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?”

 

Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

 

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам своим не верили.

 

 

Приложение 7

Картотека стихов о матрешках

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

А. Гришин

*******************************

 В одной кукле – кукол много,

Так живут они -  друг в дружке,

Их размер рассчитан строго -

Деревянные подружки.

Е.Крысин

************************

 На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Н. Радченко

*************************************

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь.

Джулия Рум.

****************************

 Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри – ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном – двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых  пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

Л. Громова

 *********************************

Как в большой-большой матрешке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней – еще немножко,

Ну а в ней – матрешка-крошка,

Ну а в крошке – никого.

Их четыре же всего.

Р. Карапетьян

**************************************

Кукла славная – матрешка,

Где-же ручки,

Где-же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка – мама,

Вот матрешки – дочки,

Ротик – будто ягодки,

Глазки – будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

маме хочется в покой,

Прячутся одна в другой!

А. Кулешова

 ****************************

-Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

С. Иванов

Приложение 8.

Консультация для родителей.

«Русская народная игрушка Матрёшка »

 «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    

 (Народная мудрость) 

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание.  Педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к правде и добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки. 
        Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает    развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

 Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Консультация для родителей

« Матрёшка в жизни ребёнка»

«Мы уверены в том, - писала У. Флерина, что  народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая И эта в свою очередь разнимается и представляет еще фигурку, потом еще и еще.

В 90-х годах 19 века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они послужили прообразом нашей матрешки.

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для ее изготовления используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли в те времена спроса. Осталась матрешка традиционной формы.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами, герои народных сказок. Разнообразие матрешек было довольно велико.

В начале 20 века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Почему так полюбили  эту куклу,потому что она особенная разбирается на две части. Снимаешь верхнюю, а   внутри еще кукла такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь  - и увидишь такую же матрешку, только еще меньше, и она раскрывается.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят ее на память о нашей стране. Суть матрешки остается прежней во все времена – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.

Матрешка ценна не только как милая игрушка. Ее можно использовать как средство всестороннего развития личности ребенка.

Матрешку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость.

Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое.

Простое складывание и раскладывание усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем  двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учиться таким понятиям, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы.

Нужно обратить внимание ребенка на то, во что одета матрешка. Рассмотреть какого цвета платочек, платье. Таким образом,  матрешка помогает изучить цвета.

Матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка.

Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта.

Для того, чтобы  ребенку было интересней и познавательней можно использовать художественное слово: потешки,  песенки  о матрешке.

Мы матрешки, мы кругляшки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем – только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички,

Как пойдем плясать и петь, вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут – всех матрешками зовут.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась, больше всех перепугалась.

Далее предложите малышу раскрасить матрешку, нарисованную на бумаге. Используя для этого яркие, сочные краски – гуашь. Дети эмоционально воспринимают и передают цвет, форму, роспись.

Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании.


Приложение 9

Рекомендация для родителей.

Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Задание1. 

Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.

Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, кусочки ткани, керамика.

Обсудите цвет, форму, величину, части игрушек, расскажите, как в них играют, побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают  народные умельцы.

Задание 2.

Поиграйте с ребёнком в дидактическую игру «Назови игрушку»

 (образование относительных прилагательных):

игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка);  игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька);  игрушка из тряпочек (какая?) - тряпичная (куколка).

 

Задание 3. 

Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику:

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена. 
(На обоих руках зажимаем по одному пальчику )

Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
 (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
В. Степанов 

Задание 4. 

Отгадайте загадки.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. (Матрешка)

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

 Задание 5.

Можете поставить пять матрешек (от самой большой до самой

маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ...,

пять матрешек (согласование числительных с существительными).

 Задание 6. Составить описательный рассказ о Матрешке по плану:

Что это? Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит? Как в нее играют?

Приложение10

Дидактическая игра "Разбери и собери матрёшку"

Программное содержание: побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимательность.

Материал : трёхместные матрёшки по количеству детей, зайчик (игрушка, корзинка.

Ход игры – занятия :

К детям в гости приходит зайчик. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание на корзинку, которую принёс зайчик.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзинке? Ой, да здесь куколкаматрёшка спит, одеялом прикрытая. Сейчас я её возьму на руки. Смотрите, матрёшка проснулась, щёчки у неё раскраснелись. А какой у неё на голове красивый платочек. Какого цвета? А сарафан какой? (Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы).

- Ребята, что – то стучит внутри матрёшки. Давайте посмотрим.

(Воспитатель берёт матрёшку и раскрывает её, приподнимает верхнюю часть).

- Смотрите, да здесь внутри ещё одна матрёшка. (достаёт её). Точно такая же, как и первая, только поменьше ростом. Платок такой же на голове, и сарафан на ней такой же красивый, пёстрый. Ребята, какой платок цветом? А какой сарафан?

(Воспитатель достаёт ещё одну матрёшку)

- Вот так чудо! Ещё одна матрёшка! Такая маленькая. И одета точно так же. У нас есть три матрёшки. Ребята, давайте представим, что мы матрёшки и споём песенку :

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки – ладушки,

На ногах у нас сапожки,

Ладушки – ладушки.

В сарафан наших пёстрых,

Ладушки – ладушки.

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки – ладушки.

(Дети под музыку поют вместе с воспитателем песенку и выполняют движения).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, в корзиночке никто ещё не спрятался? Да здесь много больших матрёшек! Берите их, дети, по одной и посмотрите, что у них внутри, может быть, там спрятались маленькие матрёшки?

(Дети берут по одной матрёшке, рассматривают их, открывают и внутри находят маленьких матрёшек. Играют с ними, раскрывают, вкладывают маленькие матрёшки в большие).

Воспитатель и дети благодарят зайчика за интересные игрушки и прощаются с ним.

Дидактическая игра "Подбери фигуру для матрешки - назови цвет"
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в назывании.
Оборудование. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, вырезанный из картона, карточки с контурами 3 геометрических лото.
Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат матрёшки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Неваляшки»

Цель: Формировать у детей представления об игрушках.

Задачи:

  • формировать умение узнавать и называть игрушки;
  • развивать умение различать и называть по внешнему виду, форме, цвету игрушку;
  • развивать познавательный интерес, развивать мелкую моторику рук.

 «Помоги неваляшке найти сестрёнок»

Ход игры: Воспитатель показывает  детям большую неваляшку читая потешку:

Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли неваляшки, посмотрите какие они красивые, нарядные, какие у них наряды разные!

(поочередно показывает детям больших неваляшек, одетых в платья четырех основных цветов)

Воспитатель: А давайте с ними поиграем!

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Кукла- неваляшка»

Кукла- неваляшка встала, не лежит.

выполняют « пружинку»,руки на пояс.

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили дон,

хлопают в ладоши.

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач, кач-кач-кач

 наклоны вправо- влево, руки на пояс (или за спину)

Слышен Лены громкий плач.

Неваляшка все не спит,

изображают покачивание куклы на руках.

Не ложится, не сидит.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом

хлопают в ладоши.

Закрутилась вдруг волчком.

Лена плакать перестала

шагают на месте.

И сама качаться стала.

Воспитатель: Ох, ребятки, неваляшкам понравилась ваша игра. Давайте попрощаемся с неваляшками и скажем им до свидания.

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Цель игры: знакомство с русской народной игрушкой-Матрешкой, вызвать интерес к новой игрушке.

Задачи:

-формировать понятия -цвет, размер, форма.

-развивать речь, память, мелкую моторику

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми

-учить детей складывать из частей целую картинку

-развивать умение подбирать одинаковые части целого предмета.

Ход игры:

Матрешки весело бегали, плясали, весело играли, прыгали как мячики и потеряли свои половинки. Помоги Матрешкам найти свои половинки.

Ребёнок выкладывает все картинки, рассматривает их и находит каждой матрёшке свою половинку.

Все матрёшки нашли свою половинку, игра закончена.

Дидактическая игра «Весёлая матрёшка»

Дидактическая игра: «Веселые матрешки»

Цель: Развивать у детей сенсорное восприятие, внимание, память.

Оборудование: Силуэты матрешек на каждого ребенка по 4 шт. (основных цветов) и по 4 цветка.

Игровое действие: Подбор цветов по цвету косынок у матрешек путем наложения на силуэт.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть с матрешками, украсить их сарафаны цветочками. Показывает, сопровождая действие словами: Берем желтый цветочек накладываем на матрешку в желтой косынке. Берем красный цветочек накладываем на матрешку в красной косынке и т.д. Дети садятся за столы, на которых разложены силуэты матрешек и у каждого на тарелочке цветочки. Дети украшают матрешек. Повторяют цвета за воспитателем.

Воспитатель предлагает детям потанцевать под песню: «Веселые матрешки» (музыкальное сопровождение)

Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки!

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Речевое развитие «Весёлые матрёшки».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Речевое развитие: "Весёлые матрёшки"

Цель: Дать представления детям о матрешке, как о русской народной игрушке; активизировать и обогащать описательную речь; расширить кругозор.

Программные  задачи:

Обучающие:

  • Продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
  • Формировать интерес, любовь, и эмоциональную отзывчивость к народной игрушке;
  • Закрепить умение находить предметы контрастных размеров (большой - маленький);

Развивающие:

  • Развивать умение рассматривать матрешку,  отвечать на вопросы воспитателя;
  • Способствовать развитию мышления и восприятия;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Интеграция:

Речевое развитие:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками поводу народной игрушки;
  • Обогащать активный словарь (русская матрешка, сарафан, платок, фартук, розовые щечки, губки алые);
  • Закрепить названия цветов (красный, зеленый, черный, голубой).

Физическое развитие:

  • Закреплять умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Учить детей выполнять игровые движения под музыку;
  • Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (совершать повороты кистей рук, выставление ноги на носок, кружение на месте).

Словарная работа: фартук, розовые щечки, губки алые.

Предварительная  работа: Рассматривание матрешки, игры с ней; прослушивание русских народных песен и мелодий; чтение потешек; разучивание хороводной игры «Мы матрешки, вот такие крошки»; рассматривание альбома «Одежда».

Ход НОД:

Воспитатель:                  Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла  матрешка,

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная.

Воспитатель:     Ребята посмотрите,  кто к нам в гости пришел?

(Ответ детей)        

Воспитатель: Правильно. Это матрешка, посмотрите какая нарядная красавица к нам пришла, это матрешка расписная, русская игрушка.

Воспитатель:  Давайте с ней поздороваемся, здравствуй матрешка.

(Дети здороваются).          

Воспитатель: Посмотрите, как она красива одета. А что на голове у нее?

(Ответ детей)        

Воспитатель: Платочек. А какого цвета платочек?

(Ответ детей)        

Воспитатель: Зеленый. А что на платочке нарисовано?

(Ответ детей)        

Воспитатель: Правильно цветочки. А что у матрешке на туловище одета?

(Ответ детей)        

Воспитатель: На туловище у матрешки одет сарафан.  Какого цвета сарафан у матрешки.

(Ответ детей)        

Воспитатель: Верно сарафан матрешки красного цвета. А что впереди повязала матрешка?

(Ответ детей)        

Воспитатель:  Фартук.  Что нарисовано на фартуке?

(Ответ детей)        

Воспитатель: Цветы. Фартук у матрешки расписной, какая наша матрешка красивая,  нарядная,  на лице у нее глазки голубые, брови черные, щечки румяные, губки алые. У нее красный сарафан, расписной фартук, красивый, зеленый  платочек.

(Воспитатель берет матрешку и тихонько трясет ее).

Воспитатель: Что – то наша матрешка тяжелая.  Может в нутрии у нее что – то есть? Давайте попросим нашу матрешку открыться.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова)

Матрешка, матрешка откройся немножко?

Что ты прячешь покажи?

Воспитатель: Ой, здесь еще одна матрешка.

Воспитатель:  Посмотрите  это матрешка большая, а это маленькая. (воспитатель показывает детям большую и маленькую матрешку)

Воспитатель: Где маленькая матрешка?

Воспитатель: А где большая матрешка?  

Воспитатель: Посмотрите как они похожи,  глазки у них голубые, брови черные, щечки румяные, губки алые, фартучки у них расписные, просто чудо наши матрешки.

Воспитатель берет маленькую матрешку и  тихонько трясет ее.

Воспитатель: Похоже в этой матрешке тоже кто-то есть (открывает матрешку и достает еще матрешку, воспитатель снова открывает матрешки и показывает детям новые ).

Воспитатель: Посмотрите ребята,  как много матрешек стало, целый хоровод.

Воспитатель: Наши матрешки очень любят петь и танцевать, давайте порадуем наших гостей и покажем наш танец матрешек.

Физкультминутка.

Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки

И у нас, и у нас чистые ладошки,

И у нас, и у нас чистые ладошки

Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки

И у нас, и у нас новые сапожки,

И у нас, и у нас новые сапожки

Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки

Мы хотим, мы хотим поплясать немножко

Мы хотим, мы хотим поплясать немножко.

Чтение художественной литературы:

Чтение песенки - потешки "Как у нашей у матрёшки"

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матреша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

- Выходи, Буренушка!

- Выхожу, матренушка!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку -

Вспомнили матрешку.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?»

Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам своим не верили.

Пыль клубится по дорожке -

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили,

Оставляют ночевать,

Завтра снова чаевать!   

Художественно-эстетическое развитие (Лепка): "Бусы для матрёшки"

Цель: Продолжать учить  детей раскатывать шарики и сплющивать их;

Задачи:

Образовательные:

·       Продолжать учить  детей раскатывать шарики из пластилина и сплющивать их;

·       Продолжать формировать навыки работы с пластилином, не заходить за контур;

·       Продолжать формировать знания об основных  цветах (синий, красный, жёлтый, зелёный), и форме (круг, шар); 

Развивающие:

·       Развивать слуховое и зрительное внимание;

·       Способствовать развитию  эстетического  восприятия;

·       Развивать умение внимательно слушать и слышать педагога;

·       Развивать  общую и мелкую моторику. 

Воспитательные:

·       Воспитывать усидчивость, аккуратность в работ;

·       Воспитывать художественный вкус;

·       Воспитывать сочувствие к чужой беде и желание помочь. 

Коррекционные: (развитие зрительных функций):

·       Вложение детали в контур;

·       Соотнесение цвета пластилина с цветом контура;

·       Восприятие объёмной формы (шар). 

Материал для занятия:

·       Конверт с письмом от матрешки Маши;

·       Фотография матрешки Маши

·       Матрешки (бумажные заготовки) с нарисованными цветными контурами бус;

·       Пластилин основных цветов;

·       Доски для лепки;

·       Тряпочки для лепки;

 

Ход занятия

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. Давайте посмотрим от кого оно.

Воспитатель открывает конверт, показывает письмо детям:

Воспитатель: Это  от матрешки Маши!

Воспитатель: Посмотрите, матрешка Маша прислала нам свою фотографию. Какая красавица!

Воспитатель: Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

 

Воспитатель: Но что-то наша Маша грустная. Давайте узнаем, почему.

Воспитатель зачитывает текст письма:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам матрешка Маша! У нас скоро будет праздник. Мы с моими подружками матрешками хотели надеть на праздник красивые бусы. Но веревочки у бус разорвались и все бусы рассыпались. Помогите нам. пожалуйста, сделать бусы

 

Воспитатель: Поможем Маше и матрешкам?

Дети: Да!

Воспитатель: Как же мы можем помочь матрешкам?

Дети: Слепить бусы для Маши.

Воспитатель: Тогда давайте поможем матрешке Маше слепить бусы!

Воспитатель: А какого цвета бывают бусинки?

Дети: Желтого, красного, синего, зеленого.

Воспитатель: Значит пластилин какого  цвета мы должны взять?

Дети: Желтого, красного, синего, зеленого.

Воспитатель: На что похожи бусины?

Дети: На мячик, на пуговицу, на шарик.     

Воспитатель: А какой формы бусины?

Дети: Круглые.

Воспитатель: Посмотрите, какие бусы мы сейчас будем лепить: красивые, круглые, немного сплющенные. Посмотрите, как надо лепить бусинку: Сначала я раскатываю пластилин круговыми движениями между ладонями – у меня получился шарик. Теперь я положу его в синий кружок на бусах и немного придавлю, работаю аккуратно, не заезжая за контур. У меня получилась синяя бусинка.

Воспитатель: Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать пластилин круговыми движениями; как будем сплющивать.         

Воспитатель: Так делаю и с остальными кусочками пластилина

(показ и повторное проговаривание действий)

2. Основная часть.

Воспитатель: Проходите, садитесь за столы.   

(Дети рассаживаются за столы. Рассматривают приготовленный материал перед собой и начинают работать по словесной подсказке воспитателя). Воспитатель проходит между столами и помогает детям, если требуется помощь.

В середине занятия проводится физминутка:

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём:

Физкультминутка « Матрешки»:

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(
Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(
Руки на поясе, показать ножки в сапожках; поочереди левую и правую)
Мы, матрешки, хлопаем в ладошки,
(
хлопают в ладошки)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(
Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(
Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(
Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

 

Воспитатель: Отдохнули немножко? А теперь давайте закончим нашу работу.

Дети заканчивают лепку.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Давайте наших матрешек поставим на доску.

Воспитатель: Какие красивые бусы получились. А какого цвета бусы у матрешек?

Дети: Разноцветные.

Воспитатель  с детьми рассматривает поделки, обсуждает выполненную работу.

 

 

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Русская матрёшка».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Русская матрёшка».

Материалы и оборудование :

Игрушка- Матрешка, приготовленные шаблоны

матрешек для раскрашивания на каждого ребенка,

краски, влажные салфетки.

Цель:

Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»

Задачи:

Закрепить знания детей об игрушке «Матрешка»

Учить детей рисовать красками при помощи ватных палочек.

Формировать интерес и любовь к народному творчеству.

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Радоваться конечному результату.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это?

(Матрешки)

Показывает детям Матрешку, рассматривают её,

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть,

Разрумянилась немножко.

Наша русская Матрешка.

Расставляют всех матрешек по порядку.

Вот семь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут-

Всех матрешками зовут.

Воспитатель раздает малышам заготовки для рисования.

Также дает им  краски.

Обращает их внимание на то, что матрешки грустные,

выясняют почему? (потому что не нарядные)

 Давайте украсим им сарафаны и платочки?

И тогда будут радостные матрешки.

Дети приступают к рисованию .

 

                                         

 

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Физическое развитие. «В гости к матрёшке».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Физическое развитие. «В гости к матрёшке».

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи: познакомить детей с народной игрушкой –матрешкой.

 Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый); увлекать и радовать детей музыкой; учить под музыку игровые движения.

Оборудование: Матрешки, цветные платочки,

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать, слушайте внимательно:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: (матрешка)

Воспитатель:

Ребята в гости к нам пришла Матрешка посмотрите, что Матрешка принесла нам красивые разноцветные платочки. И раздает детям.

Поиграем с платочками. Желтый   платочек для Дианы, Красный платочек для Марка.

Все платочки хороши, поиграют малыши.

1-е упражнение. «Помаши платочком».

Исходное положения: стоя, руки с платочком опущены. Поднять руки с платочком, помахать, принять исходное положения. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).

         Вот платочки хороши,

         Ими машут малыши.

2-е упражнение. «Спрячь платочек». Исходное положение: стоя, руки   с платочком опущены.

Спрятать руки с платочком за спину, принять исходное положение.

                        Нет платочков, ай -ай -ай!

                        Где платочки? Угадай!

3-е упражнение. «Положи платочек». Исходное положение: стоя, руки с платочком опущены.

Присесть, положить платочек на пол, принять исходное положение, показать платочек, сказать:    «Вот платочек»

4-е упражнение. «Потанцуй с платочком». Кружатся, держа платочки в слегка поднятых руках.

                                            Ты платочек красненький, покружись,

                                             покружись.

                                             Всем ребятам маленьким покажись, покажись[П1] [П2] .

5-е упражнение. «Весело шагаем с платочками»

Ходьба за воспитателем.

Воспитатель:

                           Мы платочки сложим свои,

                           Все умеют мои малыши. Молодцы ребята!

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Математическое и сенсорное развитие. «Домик для матрёшки».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Математическое и сенсорное развитие. «Домик для матрёшки». Цель: Закрепление знаний у детей восприятия цвета.

Задачи.

Образовательные: Формировать умение различать цвета (синий,красный,желтый,зеленый.)

Развивающие: Развивать умение играть рядом со сверстниками.

Воспитательные: Создать положительный , эмоциональный настрой, воспитывать , отзывчивость , желание помочь.

Материалы: 4 картонного домика разного цвета ( красный, синий, желтый, зеленый), 4 картонной  матрёшки такого же цвета , игрушка матрёшка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам  в гости пришёл( воспитатель показывает игрушечную матрешку).

Дети :  Матрёшка.

Воспитатель: Давайте ребята, мы с Матрешкой поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, Матрёшка к нам пришла с подружками.

Воспитатель: “Жили – были весёлые матрёшки, но у них не было домиков. Пошли матрёшки искать себе домик, видят: стоят домики и все разного цвета ( красный ,синий , желтый, зеленый). Матрёшки испугались и загрустили, потому что не  знают, в каком домике им жить.”

Давайте ребята, поможем Матрёшкам найти свой домик.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем.

Физминутка:

          Хлопают в ладошки

          Дружные матрёшки

          На ногах сапожки,

          Топают матрёшки

           Влево, вправо повернись

           Всем знакомым поклонись.

Д/И.  “Домик для матрешки.”

Воспитатель: Ребята , Матрёшкам надо помочь найти свои домики и поселить.

Воспитатель: Найди  красную матрёшку и посели её в красный дом… (так по каждой матрёшке)

Воспитатель задаёт вопросы: - Какого цвета дом ? ( красный … ит.п.)

                                                        - Какого цвета матрёшка? ( красная… ит.п.)

Воспитатель : Ребята , как вы думаете , кто живет в этом домике ?

Дети: - Матрёшка . ( красного, желтого, синего, зеленого цвета)

Игра заканчивается , когда дети поселят всех матрёшек  в домик .

Воспитатель: Молодцы ребята , вы помогли матрёшкам найти свои домики.

Матрёшки говорят вам спасибо!

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Культурно -досуговая деятельность. «Неваляшки».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

 

Конспект занятия в области познавательное развитие

Тема: «Неваляшки».

Цель: формирование представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира.

Задачи: формировать исследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами. Формировать умения создавать несложные изображения в конструировании.

Развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание.

Воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие. Обогащать и активизировать словарный запас. Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной, интеллектуальной и двигательной насыщенности. Укреплять здоровье детей. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.

Развивать умение вслушиваться в музыку, связывать движение с музыкой.

Оборудование:  платок, игрушка – неваляшка, магнитные мольберты, геометрические фигуры для изготовления  неваляшки,  аудиозапись песни «Мы милашки»

Ход занятия:

  1. Игровая ситуация

В группе кто-то потерял красивый платок. Чей платок? Кто мог его потерять?

Незнакомка решила спрятаться. Наверное, хочет, чтобы её угадали. (Воспитатель показывает платок). Кто же это? Не знаете?

Кукла я интересная.

Вам теперь уже известная.

Я верчусь туда-сюда.

И кручусь вокруг себя.

Радует мой музыкальный звук.

Скажите, как меня зовут? (Неваляшка)

  1. Динамическая минутка.

Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо

На пол не роняется. (Г. Верд)

3. Рассматривание неваляшки.

А что есть у куклы? (Туловище, голова).

- Какой формы туловище? (Круглое).

- А голова какой формы? (Тоже круглая).

- Какое туловище по величине? (Большое).

- А голова какая по величине? (Поменьше).

- А какие шарики по бокам между туловищем и головой? (Маленькие).

- Какого цвета неваляшка? (А ещё бывают красные, синие, жёлтые).

      4. Проблемная ситуация.

     Неваляшка любит водить хоровод, но она вышла погулять и потеряла      

      своих подружек. Поможем неваляшке вернуть их.

5.Моделирование неваляшки  с помощью готовых геометрических фигур.

- А теперь посмотрите, как я сделала подружку для неваляшки свою, а вы свою. (Воспитатель последовательно выкладывает на магнитном мольберте  бумажные круги). Ручки ваши умелые неваляшку большую сделают. Я вам помогу.

Изготовление неваляшки.

Дети следуют примеру педагога, выкладывают на своём магнитном мольберте круги по одному.

Воспитатель хвалит малышей.

- Молодцы, малыши, неваляшки хороши!

Ваши неваляшки - прелестные милашки!

(Какие они по величине) (Большие) Все они одинаковые по величине?

А по цвету отличаются? (Просит назвать 2-3 детей)

Посмотрите, у нашей неваляшки есть глазки, носик, ротик. Показывает, как с помощью самоклейки прикрепить глазки и ротик.

У нас получились большие неваляшки. А сейчас я вам подарю маленьких

неваляшек, весёлых кругляшек. Мы с ними пойдём гулять, на полянке поиграть.

6.Игра «Играем с неваляшкой»

Воспитатель показывает детям неваляшку и читает стишок

Неваляшку мы кладем — (руки уперты в бока, наклоняем корпус в одну сторону)

Неваляшка не лежит. (выпрямляемся)

Неваляшку мы кладем, (накланяем корпус в другую сторону)

А она опять стоит. (выпрямляемся)

Не лежит никак игрушка, (мотаем головой)

Неваляшка-непослушка. (качаемся из стороны в сторону, делаем наклоны)

Игра проводится несколько раз. 

7. Хоровод «Мы милашки, куклы неваляшки».

Неваляшка очень рада своим новым подружкам и предлагает ребятам потанцевать в  хороводе. Воспитатель ставит Неваляшку и покачивает ее. Предлагает детям поставить неваляшек на пол и поиграть. Дети вместе с воспитателем выполняют повороты, танцуют под музыку.

8. Рефлексия.

Пальчиковая гимнастика «Прощание»: Неваляшкам на прощание, (Поочередное помахивание  правой и левой кистью рук). Скажем дружно «До свидания». (Жест прощания) Скажем мы «пока-пока». Неваляшка не грусти, (Помахивание указательным пальцем) К ребятам в гости приходи. «грозят» пальчиком.

Дошкольное отделение №2

МБОУ«СОШ №18 с УИОП»

Конспект проведения

непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе. Музыкальное развитие «Мы весёлые матрёшки».

Подготовила воспитатель:

Воякина А.А.

Трегубова Е.А.

г.Сергиев Посад

2023 г.

Развлечение «Мы весёлые матрёшки» в группе раннего возраста

Цель: Приобщение детей к русскому народному фольклору.

Задачи:

- Знакомить детей с устным народным и музыкальным творчеством русского народа

- Формировать умение выразительно исполнять музыкальные, танцевальные номера

- Развивать чувство радости от совместных действий

- Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству

Действующие лица: ведущая, Матрёшка.

Участники: дети группы раннего возраста в русских народных костюмах или в платочках.

Материалы и оборудование:  один большой платок, маленькие яркие платочки по количеству девочек, деревянные ложки по количеству мальчиков, костюм Матрёшки, корзинка с погремушками.

Ход занятия:

Дети под музыку «цепочкой» входят

Ведущая:

Слышите, музыка красивая звучит.

Значит, кто-то к нам спешит.

Громко хлопайте в ладошки –

В гости к нам идет Матрешка!

Заходит Матрешка с корзинкой. Танцует.

Матрешка: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Ребята, что я вам принесла. У меня в корзиночке лежат яркие платочки!

Ведущая: Матрёшка, наши девочки умеют с платочками танцевать.

Ведущая раздает платочки.

Матрешка:

Эй, подружки, эй, матрешки,

Выходите на дорожку,

Не зевайте, не сидите,

Для гостей скорей спляшите.

Девочки с Матрёшкой исполняют танец «Мы матрешки – вот какие крошки».

Матрёшка: Молодцы! Как весело плясали, несите платочки мне в корзинку и садитесь на стульчики. А у меня в корзине есть расписные ложки.

Выходите мальчики поиграйте в ложки.

Оркестр ложкарей «В ложки бейбей…»

Мальчики после исполнения садятся на стульчики

Матрешка: Ах, какие молодцы! Смотрит в корзину. Что-то у меня еще есть в корзинке. Показывает большой платок.

Ведущая: Кому же такой большой платок достанется?

Матрешка: А это нам с вами. Будем с ребятами играть.

«Игра с платком» Ведущая и Матрёшка берут платок – каждая за два конца, встают друг напротив друга и поднимают платок.

Ведущая:

Платок поднимается,

Детки собираются.

Ну-ка, «русскую» давайте

Веселее начинайте!

Дети пляшут под платком

Матрёшка:

Платок опускается

Детки разбегаются!

Ведущая и Матрёшка опускают платок до пола, все дети разбегаются и садятся на стульчики.

Матрёшка: Вот как весело поиграли!

Ведущая: Ребята, давайте подарим Матрёшке хороводную песню.

Дети встают в хоровод исполняют песню «Поплясать, становись

Матрёшка:

Очень весело мне было,

И про скуку я забыла!

Но пришла пора прощаться…

До свидания, ребята!

Ведущая: До свидания, Матрёшка!

Звучит музыка. Матрёшка уходит.

Ведущая: Пели мы, и танцевали,

И с Матрёшкой мы играли!

А теперь и нам пора возвращаться в группу.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: " БЕГИТЕ К МАТРЁШКЕ"

Подвижная игра: «Бегите к матрешке!»

Цель: Умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие

двигательной активности.

Материал: матрёшка.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной

стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите

назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:

«Убегайте, убегайте!»

Дети садятся на стульчики.

«Отдохнули?» — спрашивает взрослый.

«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Подвижная игра: «Шли матрешки по дорожке».

Цель: учить воспитанников согласовывать движения со словами.

Материал: пчёлка.

Шли матрешки по дорожке Идут по кругу за матрешкой.

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила Подходят к домику

Вылетает пчелка

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек. Все убегают.

Театрализованная игра «Весёлые сестрички»

Цель: Формировать умение воспитанников внимательно слушать историю и следить за сюжетом;

развивать внимание, воображение; воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Материал: кусочек дерева, игрушечный нож, кисточка, трёхместная матрёшка, магнитофон, запись

весёлой музыки (плясовой), дед и бабка (игрушки резиновые, би-ба-бо), платочки (на голову — по

количеству девочек), шапочки (береты по количеству мальчиков).

Ход игры Воспитатель показывает сценку о разговоре деда с бабкой (используя резиновые игрушки

или куклы би-ба-бо, картинки). Бабка. Эх, дед, как скучно одним. Нет у нас внучки

Дед. Да, бабка, скучно без внучки! (После паузы.) Не расстраивайся, бабка. Я коечто придумал!

(«Приносит» кусочек дерева, игрушечный ножик, картинки с изображением матрёшек, кисточку.)

Бабка. Что это ты, дед, придумал? Дед. Сейчас увидишь! Ты же хотела внучку? Будет тебе внучка!

Смотри («показывает» картинки с изображением матрёшек)! Какая тебе нравится? (Бабка выбирает

картинки «Дружная семейка» или «Матрёшки-модницы» из серии «Наш вернисаж».) Бабка. Да как

же внучка у нас появится? Дед. А вот как! (Дед «берёт» кусочек дерева, игрушечный ножик,

«вырезает матрёшку», берёт кисточку, «раскрашивает» матрёшку. После этого воспитатель быстро

убирает кусочек дерева, ножик, кисточку. Вместо них выставляет трёхместную матрёшку (уже

собранную в трёх готовых матрёшек) и показывает сначала самую большую). Бабка. Ох, и правда у

нас внучка появилась! Да какая красивая! Как же мы её назовём? Дед. Давай назовём её Матрёна.

Бабка. Да, Матрёна, Матрёшенька. Дед. Матрёша, Матрёшка (достаёт ещё двух матрёшек). Бабка.

Ой, да тут ещё одна внучка! И ещё одна! (Ставит матрёшек по росту.) У нас теперь большая внучка

(показывает на всех матрёшек по очереди), поменьше и самая маленькая! Не было у нас ни одной

внучки. А теперь три внучки! Три сестрички! Вот как весело будет!

Спецвыпуск «Игра в жизни ребёнка» Детский сад. Все для воспитателя!49 № 6 (42) июнь 2015.

Матрёшки «танцуют» под весёлую музыку. Дед с бабкой «танцуют» вместе с ними. Воспитатель

старается двигать все игрушки, выстраивая их в хоровод. — Вот как весело, когда есть внучки!

Воспитатель спрашивает детей, понравились ли им матрёшки, их танец, предлагает потанцевать с

матрёшками, нарядиться, как матрёшки (девочкам надевает косынки — как матрёшкам, мальчикам

— шапочки, береты, предварительно показав картинки матрёшек-мальчиков из книги «Наш

вернисаж»), например: Мы матрёшки: вот такие крошки. (Воспитатель и дети стоят на месте и поворачиваются из стороны в сторону.) Как у нас, как у нас красные сапожки. (Выставляют ногу вперёд на пятку.) Мы матрёшки: вот такие крошки. (Стоят на месте, поворачиваясь в одну и в другую сторону.) Как у нас, как у нас чистые ладошки. (Протягивают руки вперёд, показывают ладони.)

Можно взяться за руки, поводить хоровод, расцепить его и походить за воспитателем «змейкой».

Затем можно предложить детям потанцевать, кто как хочет. Игра заканчивается общей пляской.

Воспитатель следит за настроением детей: если детям хочется подвигаться, то веселье можно

продолжить, если замечает, что дети устали и им уже не интересно танцевать, выключает музыку и

предлагает попрощаться с гостями.

Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»

Мы матрёшек отыскали

С ними польку танцевали.

Вот так, вот так с ними

Польку танцевали. Танцуют, кружатся или ходьба в хороводе.

ОРУ :1) А теперь  с большой  Матрёшкой поиграем немножко.

И.п: О.с. руки с матрёшкой за спиной—спрятали матрёшку, вытянуть руки вперёд- Показали

матрёшку.—4 р.

2) повернулись как матрёшки и захлопали в ладошки.

И.п: сидя, ноги вместе. 1—поворот корпуса вправо, хлопок руками. 2—поворот корпуса влево,

хлопок руками. 4-5 р.

3) Мы присели, дружно встали

И матрёшек показали. И.п: ноги слегка расставлены. Приседания 6 р.

Для большой матрёшки проложу дорожку, проложу дорожку, поведу матрёшку. Ходьба друг за

другом, матрёшка впереди на вытянутых руках.30 сек.

Комплекс утренней гимнастики: «Матрешки».

Собрались матрешки

поиграть немножко

по кругу ходили

хоровод водили (ходьба)

Побежали друг за дружкой (бег)

Вот веселые подружки,

платочками махали, (движения руками)

весело плясали, (приседания)

ножками потопали (движения по тексту)

ручками похлопали.

Вот какие мы матрешки (наклоны)

у нас красные сапожки

платочки цветастые (подуть на платочки)

ленточки атласные. (упражнение на дыхание)

Игровое упражнение «Мы Матрешки - Вот такие крошки».
Мы – матрешки, мы – матрешки, 
(Руки на пояс наклоны в стороны)
Вот такие крошки! (Присесть.)
Как у нас, как у нас (Показать ладошки.)
Чистые ладошки.
Как у нас, как у нас (Выставить поочередно ноги на пятку.)
Новые сапожки.
Мы хотим, мы хотим (Руки на пояс повороты в стороны.)
Поплясать немножко.
Ох, устали, ох устали, (Погладить ноги сверху вниз.)
Ох, устали ножки!
Инструктор спрашивает детей: Устали, матрешки?
Дети: Да!
– Сядьте на пол, крошки! (Присесть, спрятать ладони под щеку.)
Инструктор спрашивает детей: Отдохнули, крошки?
Дети: Да!
– Вставайте на ножки!

Речевая игра с движением «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»

Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка.

Ход игры.

Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.

Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долго на беседе не стоит задерживаться.) Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:

Хожу, брожу, матрешку держу,

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет: Ты тихонечко сиди, ничего не говори,

Да и сам не смотри, только в ручке держи. Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!