ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Бахлыкова Надежда Сергеевна

В старшей группе особое внимание следует уделять опытно-экспериментальной деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций.  В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуются умения классифицировать, сравнивать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Воспитатель

Н.С.Бахлыкова

С.Угут

2022-2023 уч.г.

Самое лучшее – всё проверять

экспериментальным путём:

 тогда, действительно,

можно приобрести знания,

а не строить догадки

 и делать умозаключения…

Марк Твен

Тот, кто обучает,
должен всегда продолжать

 учиться сам.
Ричард Генри Данн

 Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС ДО 1.6). Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование

Ребёнок уже рождается исследователем. Любопытство, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире присуще каждому ребёнку. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детская опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой является одним из главных и естественных проявлений детской психики, а поисковая активность заложена генетически. Задача взрослых – создать условия для реализации этой активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование такого  метода обучения выступали педагоги Я. А. Коменский, И. Г., К. Д. Ушинский, Ж. Ж. Руссо, особенности опытно-экспериментальной деятельности были изучены  Д. Б. Годовиковой, О. В. Дыбиной, А. И. Савенковым,  М. И. Лисиной, С. Л. Новосёловой, А. Н. Поддьяковым, Л. С. Выготским.

В старшей группе особое внимание следует уделять опытно-экспериментальной деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций.  В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуются умения классифицировать, сравнивать и обобщать.

В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Объект: подготовительная группа «Лесная полянка» (5-6 лет)

Предмет: опытно-экспериментальная деятельность как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • На основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать основные понятия  «исследовательская деятельность», «опыт», «эксперимент», «творческие способности», уточнить методику организации  опытно-экспериментальной деятельности  в старшем дошкольном возрасте.
  • Исследовать значение  опытно-экспериментальной деятельности для  активизации   познавательных универсальных действий детей старшего  дошкольного  возраста.
  • Создать условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в процессе саморазвития.
  • Обогащать знания дошкольников новыми понятиями и помогать систематизировать; расширять знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Была выдвинута следующая гипотеза:

Уровень сформированности познавательных универсальных действий дошкольников будет достаточно высоким, при соблюдении следующих  условий:

  • учет возрастных и психологических особенностей дошкольников;
  • активное вовлечение детей в опытно-экспериментальную деятельность: наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование и моделирование;
  • широкое применение метода исследовательского  обучения (самостоятельное прохождение всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов).

В своей работе с воспитанниками я использовала следующие формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  •  индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  • консультативная работа с родителями.

Методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;

Приёмы работы:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • экологические сказки;
  • викторины;
  • тематические дни;
  • дидактические игры.

Виды экспериментов, используемых в работе:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • с растениями;
  • с объектами неживой природы;
  • объектом которых является человек.

По месту проведения опытно-экспериментальной деятельности:

  • в группе;
  • на участке.

По количеству участвующих:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные.

По продолжительности:

  • кратковременные (5-15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут, до нескольких дней и более)

В соответствии с целью и задачами темы самообразования мной был составлен план работы на 2017-2018 учебный год, была изучена методическая литература, определены темы консультаций для родителей. Также был подобран диагностический материал:

  • Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова);
  • Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова);
  • Дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • Дидактическая проективная методика  «Сказка».

В рамках подготовки к теме самообразования я прошла вебинары:

  • Развитие детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности (Учмет).
  •  «Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» (Учмет);
  • «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

В рамках подготовки к теме самообразования я прошла конференции:

  • Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»
  • «Экологические эксперименты в ДОУ по ФГОС»
  • «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
  • «Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности»

В декабре 2023 года провела для педагогов семинар «Я исследователь. Детское экспериментирование как основа познавательного развития детей дошкольного возраста»

«Эко кормушка для птиц своими руками»

«Воспитание любви к животным, как фактор экологической культуры молодого поколения»

«Экологический ай-стоппер»

В соответствии с поставленными задачами на основе изучения психолого-педагогической литературы были проанализированы основные понятия: «опытно-экспериментальная деятельность», «исследование», «опыт», «эксперимент», «творческие способности»; уточнена методика проведения опытов, которая включает в себя несколько этапов:

  • определение задач;
  • выбор объекта, с которым педагог знакомится.
  • освоение техники экспериментирования, если она не знакома педагогу.
  • при проведении опыта педагог сообщает детям цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
  • время на обдумывание, и затем обсуждение методики и хода эксперимента.
  •  подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов (рисунки, схемы)

Решение задач можно осуществляться  в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

В своей работе я опиралась на опыт Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, педагог Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.  Изучение опытно-экспериментальной деятельности интересно  тем, что эксперименты составляют основу всякого знания,  без них любые понятия превращаются в сухие понятия .

В соответствии с целями и задачами был разработан перспективный план на учебный год для работы с воспитанниками, родителями и педагогами. На подготовительном этапе была подобрана и изучена методическая литература, методики, технологии, формы, методы и приёмы работы; были определены актуальные темы консультаций для родителей.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  Для родителей были организованы консультации  «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», «Неизведанное рядом», подготовлены индивидуальные памятки «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Творим вместе», «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ   для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; буклеты «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе и развитие речи. Есть ли связь?». По запросу родителей были организованы индивидуальные консультации.

Работа с  воспитанниками была разделена на блоки:

  • Экспериментирование с песком, глиной;
  • Экспериментирование с водой.
  • Экспериментирование с воздухом.
  • Из жизни растений. 
  • Человек: слух, наши помощники – глаза, органы вкуса и запаха.
  • Экспериментирование с предметами: магниты, мир бумаги; стекло и зеркала; мир тканей; пластмасса.

За этот учебный год в нашей группе успешно работали мини-лаборатории «Узнавайка-ка» « Полевая лаборатория», « Чудеса на кухне», «Наблюдатели», «Почемучки» с помощью которых дети могли узнать об объектах и предметах окружающего мира с разных сторон, т.е. сформировать целостное видение картины изучаемого. Были организованы тематические дни: День Ветра, День Солнышка, День Снежинок, День Сосулек и Сугробов.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет прогулка.  В течение года мы проводили наблюдения за сезонными изменениями, за насекомыми, птицами (воробьи, чайки, вороны, дятел), за животными (кошки, собаки); проводили наблюдения за природными явлениями (солнцем, дождём, туманом, снегом, градом, и т.д.), знакомились с понятием круговорота воды в природе, откуда берется дождь, почему утром мы видим росу на траве и растениях. Огромный интерес вызывали у детей наблюдения за облаками, их формой и цветом.

В течение года в группе идёт длительное наблюдение за одуванчиком, были выполнены перспективы развития, поставленные в рамках проекта «Солнечные тайны» (2022-2023 учебный год). Мы доказали, что из семян в комнатных условиях можно вырастить одуванчик, а также убедились, что он может зацвести.  Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что дикорастущие растения могут вырасти в комнатных условиях, более того, мы убедились, что одуванчик зацвёл по сезону, весной, когда день стал длиннее, стало больше солнечного света.

  В течение года мы высаживали укроп, лук, редис, проводили опыты с высаживанием косточек мандарина, яблока, сливы, проращивали фасоль. Большой интерес у детей вызвал опыт с проращиванием картофеля. Вначале мы держали клубни картофеля до появления ростков в тёмном месте, потом высадили в прозрачную ёмкость, чтобы были видны корни для наблюдения. Ставили перед собой две перспективы развития:

  • Убедиться, что в комнатных условиях, можно вырастить рассаду картофеля;
  • Убедиться, что картофель, выращенный в комнатных условиях, способен цвести и плодоносить.

На данный момент реализована первая перспектива – мы убедились, что в комнатных условиях можно вырастить картофель.

В течение года  с воспитанниками проводились дидактические игры:

 « К дереву беги!», «С какой ветки детки?», «Какое небо?», «Беги в тот дом, какой назову», «Воздух, земля, вода», «Где снежинки?», «Весной, летом, осенью», «Собери картинку животного», «Цветочный магазин» и многие другие.

Опытно-экспериментальная деятельность охватывает все образовательные области.

Например, в рамках ОО «Познавательное развитие»,  направление развития  ФЭМП, мы проводили такие эксперименты, как:

- измерение протяженности, измерение длины, объёма с помощью условной мерки; измерение сыпучих веществ, определение массы предмета;  расстояние между предметами; упорядочивание предметов по размеру и массе; сравнение величин по глубине.

 По направлению развития «ознакомление с миром природы»  по программе Н. В.  Штерцер «Методическое пособие по ознакомлению детей 4-6 лет с рыбами семействами лососевых «Капелька» каждое занятие включало экспериментальный блок, в рамках которого сравнивались материалы, проводилась фильтрацию воды, изучался круговорот воды в природе и многое другое.

В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление развития «Рисование»,  мы с ребятами смешивали краски; знакомились с техникой рисования мыльными пузырями; рисования мылом; техникой рисования «Гратаж»; рисование раздуванием капли; рисование мелками с тонированием акварелью, рисование-экспериментирование с разными цветами спектра.

Результаты проведённых опытов  всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают, что они делали, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

В рамках ОО «Речевое развитие» направления развития «чтение художественной литературы» нам  не раз приходилось сталкиваться с проблемными вопросами, которые требовали от нас постановки гипотезы и последующего доказательства выдвинутой теории, нередко мы на основе произведений проводили опыты.

 Например, после прочтения сказки «Как лиса училась летать» дети задались вопросом: Почему все животные на земле не летают? И каких мы знаем животных, которые умеют летать? В сказке «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», отвечали на вопрос: «Как же маленький мышонок может быть одновременно и кошкой, и собакой, и тигром?». А в русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети самостоятельно догадывались по  именам, о каких героях идёт речь.

     Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочных героев, Весёлого Ветерка и Солнечного Лучика, или мальчика Вовы, который пишет детям письмо с просьбой ответить на его вопросы.

При занятиях опытно-экспериментальной деятельностью у детей обогатился активной и пассивной лексикой словарный запас. Дети познакомились с  новыми понятиями и словами,  такими, как: лаборатория, учёный, эксперимент, опыт, соли, раствор, глицерин, примеси, фильтрование, растворение, кипячение, таяние, отстаивание, призма, разложение света, спектры цвета, магнетизм, рецепторы, никтинастия, углеводы, белки.

В течение года была составлена картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать развитие активной  самостоятельной детской деятельности.

Предметно-развивающая среда для уголка экспериментирования была пополнена: увеличительные стёклами, весами, магнитами; разнообразными сосудами из стекла, пластмассы, металла, разного объёма и формы; природными материалами (камни, песок, ракушки, семена, орехи,  спил, птичьи перья и т.д.); бумагой разного вида (обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная); пипетками, мерными ложками, деревянными палочками, шприцами (без игл), мерными стаканчиками;

Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей  старшего дошкольного возраста.

На начало и конец года была проведена диагностика (Приложение 3). В исследовании приняли участие воспитанники  в возрасте 6-7 лет и воспитатель подготовительной группы. В работе были использованы следующие методики:

  • Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова);
  • Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова);
  • Дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • Дидактическая проективная методика  «Сказка».

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НА НАЧАЛО ГОДА:

Была проведена диагностика по  отношению детей к экспериментальной деятельности по методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова), цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.  Результаты диагностики показали, что предпочтения детей распределились следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Место

Вид деятельности

Кол-во баллов

1

наблюдения в уголке природы

27 б

изобразительная деятельность

2

опытно-экспериментальная деятельность

17б

3

игровая деятельность

16б

4

приобщение к художественной литературе

11б

5

конструктивно-модельная деятельность

С целью выявления степени устойчивости интересов ребенка и  исследования предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования использовалась методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохоровой). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Место

Вид деятельности

Кол-во баллов

1

игровая деятельность

31 б

изобразительная деятельность

2

наблюдения в уголке природы

24 б

3

приобщение к художественной литературе

11б

4

опытно-экспериментальная деятельность

5

конструктивно-модельная деятельность

С  целью выявления умения детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, развивать умения сопоставлять различные факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы была использована дидактическая проективная методика «Сахар». Результаты представлены в таблице 3.

Полного аргументированного ответа ни один из воспитанников дать не смог, 11 человек (61%) дали правильный ответ без аргументации, ответ с ошибками дали 4 человека (22%) и 3 человека не смогли справится с заданием (17%)

Для выявления степени выраженности любознательности у дошкольников была использована методика «Сказка»:

Высокий уровень – 39%; средний – 5,5%; низкий – 55,5 %

  Таким образом, по результатам проведённых на начало года  диагностик я обнаружила, что дети  проявляют слабый интерес к опытно-экспериментальной деятельности, предпочитая другие виды деятельности;  у них отсутствует ряд навыков и необходимых умений для экспериментирования (умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом); познавательный интерес выражен  недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НА КОНЕЦ ГОДА:

Результаты методики «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохоровой) представлены в таблице 3:

 Таблица 3

Место

Вид деятельности

Кол-во баллов

1

изобразительная деятельность

41б

2

наблюдения в уголке природы

36б

3

опытно-экспериментальная деятельность

31б

4

игровая деятельность

24б

5

чтение художественной литературы

10б

конструктивно-модельная деятельность

 Результаты методики «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохоровой) представлены в таблице 4:

Таблица 4

Место

Вид деятельности

Кол-во баллов

1

изобразительная деятельность

41б

2

наблюдения в уголке природы

36 б

3

опытно-экспериментальная деятельность

31б

4

игровая деятельность

24б

5

чтение художественной литературы

10б

6

конструктивно-модельная деятельность

10б

Результаты по дидактической проективной методике «Сахар» представлены в таблице 5:

Таблица 5

Количество детей

%

Полный ответ с аргументами

5

21

Правильный ответ

8

33

Ответ с ошибками

8

33

Нет ответа

3

13

Методика «Сказка»:

Высокий уровень – 42%

Средний – 0%

Низкий –  58 %

Результаты проведенной работы показали, что применение опытно-экспериментальной деятельности оказало влияние на:  

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);  
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);  
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;  

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа в группе и дома, что свидетельствует об эффективности использования опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностик показали, что развитие познавательных интересов находится на среднем уровне.  Но в данном случае важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

 Поставленную цель темы самообразования считаю выполненной, но при этом следует отметить, что необходимо продолжать планомерную работу по развитию познавательных интересов старших дошкольников.

В ходе работы по теме самообразования результатами диагностик подтвердилась выдвинутая гипотеза. Уровень сформированности познавательных универсальных действий дошкольников стал более высоким, так как особое внимание уделялось индивидуальной работе с воспитанниками, учитывались возрастные и психологические особенности дошкольников. В течение учебного года дети активно вовлекались в опытно-экспериментальную деятельность в ходе режимных моментов, проведения НОД, а также в специально организованной деятельности. При поддержки взрослого дети могут выдвинуть гипотезу, разработать плана ее проверки, провести опыт, сделать выводы о достигнутых результатах.

Перспективы развития:

  • продолжать работу над темой самообразования в 2022-2023 учебном году;
  • расширить приёмы работы в рамках темы самообразования;
  • вырастить в комнатных условиях из семян дикорастущие растения – лопух, ирис;
  • убедиться в процессе длительного наблюдения, что дикорастущие растения в комнатных условиях способны цвести и давать семена.

Список использованной литературы:

1.        Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г. – 77 с.

2.         Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 130 с.

3.        Зубкова Н. М.  Вечный двигатель и вечный прыгатель: опыты и эксперименты на СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше, СП: Речь, 2011 г. – 61 с.

4.        Зубкова Н. М. Тайны кипящей кастрюли: опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет/Н. М. Зубкова. – СПб: Речь, 2010 г. – 58 с.

5.        Зубкова Н. М. Точка, точка, запятая, минус. Рожица кривая: опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше. – СПб: Речь. 2011 г. – 59 с.

6.        Киреева М. М. Экспериментируем вместе!/Детский сад от А до Я. – №1(67). – 2014 г. – с. 84-92. – Об организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Примеры реализации детских исследовательских проектов.

7.        Кмито О. Я Я – исследователь: из опыта работы//Дошкольное воспитание. - №6. – 2013 г. – с. 42-45. – О развитии поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

8.         Мамаева О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями//Дошкольная педагогика. - №3. – 2014 г. – с. 20-22

9.        Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/авт-сост. Е. А. Марынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

10.        Поддъков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Волгоград. Перемена. 1997. – 129 с.

11.        Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.  [Текст]/Л. Н. Прохорова. – М.: 2014 г.

12.        Шпаченко И. А. Организация экспериментальной деятельности и управление экспериментом в условиях дошкольного образовательного учреждения/Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - №1, с. 150-153


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Во саду ли, в огороде» (овощи и фрукты)

Конспект состоит: 1. Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Во саду ли, в огороде» (овощи и фрукты) на один день. 2. План – конспек...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

ТЕМА: «Поисково – исслледовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста ».

ТЕМА: «Поисково – исслледовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »....

Доклад на тему: «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...