Проект подготовительная группа "Вещи с чердака"
проект (подготовительная группа)

Федотова Виктория Викторовна

Очень хороший проект!  дети узнают много нового и поучительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект167.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Верхняя Пышма «Детский сад №26»

Проект:

«Вещи с чердака»

Образовательная область: познавательное развитие

Воспитатели группы:

Федотова В.В.

Андриянова З.Н.

г.Верхняя Пышма 2022

  1. Название проекта:

по целевой установке – практико-ориентированный, познавательный

  1. Актуальность:

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.

Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, человек подстраивал их под свои потребности, ритм жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей

  1. Постановка проблемы. У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми аксиомы: любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее.
  2. Новизна проекта в том, что исторический ракурс знакомства с историей старых вещей способствует формированию у ребенка идентичности к своему народу. А метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает детям и взрослым развиваться как творческим личностям.
  3. Цель: создание условий для Обогащения представлений детей об истории предметов обихода и воспитывать бережное отношение к истории.
  4. Задачи Для детей:
  1. Систематизировать, расширить и обобщить представления детей об истории возникновения старых вещей.
  2. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
  3. Воспитывать бережное отношение к вещам, и их истории. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Для педагогов:

  1. Повысить уровень компетентности педагогов.
  2. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников

целях дальнейшего сотрудничества по патриотическому воспитаниюдетей в семье;

Для родителей:

Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

  1. Предполагаемые результаты: Для детей
  1. Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
  2. Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
  3. Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Для педагогов.

#1054;рганизация методического банка по теме « История старых вещей».

  1. Повышение педагогической компетентности.

Для родителей

  1. Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Форма проведения: беседы, виртуальные экскурсии, знакомство с музыкальным репертуаром, музыкальные занятия, творческая мастерская - рисование, конструирование, организация выставки , самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздника.

  1. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Нормативно- правовые

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики,

современным потребностям общества и каждого гражданина.

Материально- технические

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • выставки книг, рисунков,
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор,цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет - ресурсов
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Кадровые

Федотова В.В. воспитатель 1 кв. категория Дудина Л.А. воспитатель 1 кв. категория

Информационно- методические

Н.Ф. Виноградова «Народное творчество как средство воспитания

любви к родному краю у детей 5–7 лет» М. : Изд-во АПН СССР, 1983г.

  1. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов».

Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.

  1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  2. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду» М: Линка-Пресс, 2008г.
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» Изд.: ООО Издательский дом

«Воспитание дошкольника» 2004г. № 2, 2006г. №4, 2010г. №2, 2008г. №3.

  1. Реализация проекта планируется в три этапа – подготовительный, основной или

еятельный и заключительный.

Этап

Содержание

Срок реализации

1

Диагностико-организационный этап

Выявление проблемы.

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми аксиомы: любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее.

Анкетирование родителей

Выявить степень заинтересованности и уровень родительской компетентности по теме.

Октябрь 2022

Диагностический срез по актуальному уровню компетенций детей по теме проекта.

Определение актуального уровня компетенций детей.

Октябрь 2022

Методическое обеспечение проекта

Изучить степень освещения в методической литературе, подобрать

литературу.

Октябрь 2022

Ресурсное обеспечение проекта

Расширить РППС в группе по теме проекта

2 Деятельностный. Перспективное планирование

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Познакомить детей с историей

счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на

предметы рукотворного мира;

активизировать познавательную деятельность.

Октябрь 22.

«Путешествие в прошлое ручки»

Познакомить детей с историей ручки, с процессом её

преобразования человеком;

активизировать мыслительную деятельность. Рассматривание разных ручек. Просмотр

презентации «История появления ручки» «Игра – путешествие в прошлое ручки» Рисование разных видов ручек, существующих в

настоящее время.

Октябрь .22

«Путешествие в прошлое швейной машины»

Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно

– следственные связи между

строением и назначением предмета, свойствами материала и их

характером использования.

Ноябрь 2022

Путешествие в прошлое книги

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить

интерес к творческой дея-тельности человека

Ноябрь 2022

«Путешествие в прошлое транспорта»

Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и

настоящем наземного,

водного, воздушного транспорта.

Ноябрь 2022

«Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Познакомить детей с историей лампочки; вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Ноябрь 2022

«Путешествие в прошлое магнитофона»

Научить детей понимать назначение и функции магнитофона; расширить знания о многообразии музыкальной техники; вызвать интерес к её прошлому. Игра – путешествие в прошлое магнитофона.

Ноябрь 2022

Составление рассказов совместно с

родителями: «О моей любимой книжке»

Создание условий вовлечение родителей в реализацию проекта по составлению рассказов и познавательной деятельности детей.

Ноябрь 2022

Чтение и обсуждение народных сказок

приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Ноябрь 2022

Рисование

«История создания предметов», «Изба»;

Расширять представление о русской избе как о

памятнике русского деревянного зодчества; Формировать интерес к народной культуре;

Ноябрь 2022

#1040;налитико-презентационный этап

1

Организовать мини- музей: «Выставка часов».

познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные);

познакомить с историей часов;

развивать творческое воображение

Ноябрь 2022.

и логическое мышление; воспитывать способность и умение

беречь время.

4

Организовать мини- музей: «Выставка

счетных устройств».

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

Активизировать познавательную деятельность.

Ноябрь 2022

  1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии оценивания:

  • знание детьми традиций нашей страны (игровые и образовательные ситуации);
  • наличие в группах фотоальбомов и соответствие их теме проекта;
  • количество родителей – участников выставок и конкурсов;
  • количество творческих работ – поделок, рисунков и т.п.

  1. Участники : дети, педагоги , родители
  2. Минимизация рисков.
  1. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта с применением ИКТ технологий и условные ситуации вербального плана.
  2. Привлечение в единое образовательное пространство отцов, статус которых у детей очень высок.

#1054;писание продукта, полученного в результате реализации проекта

Практическая значимость проекта заключается в решении задач, поставленных в

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:

  • развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты. Практическая значимость проекта также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования: - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка

Мониторинг компетенции детей по проекту

«Вещи с чердака»

Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей были использованы следующие критерии и показатели:

  1. Наличие представлений о предмете интереса: ориентация в прошлом предметов рукотворного мира, понимание как видоизменился тот или иной предмет.
  2. Направленность интереса на историю создания и преобразования предметов

рукотворного мира: рассматривает ли предмет, задает ли вопросы о предмете, о том, как этот предмет выглядел в прошлом, для чего предназначен.

  1. Эмоциональность — положительная или нейтральная модальность интереса: эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений

Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира осуществлялось с помощью следующих методик:

Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого»

Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера,

стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение,

свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.

Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.

Экспериментатор ведет наблюдение за действиями детей, их эмоциональным

состоянием: проявляют ли они активность в познании предмета (рассматривают, обследуют, пытаются действовать с ним, выраженностью эмоций. После 3-4 минут

взрослый предлагает ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете или предлагалось самому рассказать о предмете, загадать загадку (описать предмет, не называя его).

Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»

Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.

Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:

  • Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
  • На чем раньше люди передвигались?
  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
  • Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
  • Как раньше люди узнавали время?
  • Какие ты знаешь часы?
  • Для чего нужно столько видов часов?

Уровни выполнения задания:

  1. балл - низкий уровень - ребенок не заинтересован вопросом, ответов нет или они односложные: не знаю, потому. Отвечает, в основном, на второй вопрос.

  1. балла - средний уровень - ребенок выслушивает вопрос, пытается фантазировать, отвечает на второй и третий вопросы логической задачи. Попыток ответить на первый вопрос нет.

  1. балла - высокий уровень - ребенок фантазирует, дает развернутые ответы на второй и третий вопросы, пытается ответить на первый вопрос, вспоминает, где он уже встречался с подобным предметом, где видел его (фильмы, иллюстрации в книгах, дома у близких).

Результат первичной диагностики познавательной активности детей

высокий уровень: 20%

средний уровень: 48%

низкий уровень: 32%

60%

50%

40%

30%

20%


высокий уровень средний уровень низкий уровень

10%

0%

Результаты диагностики заключительного этапа

высокий уровень: 75%

средний уровень: 15%

низкий уровень: 10%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%


высокий уровень средний уровень низкий уровень

Подводя итог можно сказать, что достигнуты следующие результаты:

  1. Повысился уровень знания детей об истории предметов

#1059; детей повысился интерес к прошлому нашей страны и мира.

  1. Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
  2. Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Активное участие родителей в жизни группы.

Заключение: дети имеют представления об истории создания предметного мира, заинтересованность в познании окружающего мира, способность к анализу и сопоставлению фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта подготовительной группы "Запахи вокруг нас"

  Во время познавательных бесед у детей определились проблемные вопросы: «Откуда берется запах?», «Почему апельсин пахнет, а ложка – нет?», «Можно ли поймать запах?»,  «Почему м...

Тема проекта: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Проект подготовительной группы №10.

Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа. (Кристофер Якоб Бострём) 1.Введение .Данный проект направлен на систему   ра¬боты с ро...

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....

Проект Исследовательский краткосрочный проект (подготовительная группа). Наблюдение за ростом лука «Чиполлинка»

Актуальность проекта:Трудовое воспитание исследовательский эксперимент в наше время имеет большое значение,  особенно для детей старшего дошкольного возраста  (6-7 лет). Наша задача  пр...

Проект в подготовительной группе «День космонавтики». проект (подготовительная группа)

Актуальность проекта: Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Быть космонав...

ГбОУ Школа№1748 Открытый конкурс детских проектов естественно-научного направления в науку первые шаги "Элементарная химия для малышей" Проект подготовительной группы ГБОУ Школа№830 " Крепыш" "Мыло ручной работы".

В наше сложное время, когда защита от инфекций является преоритетом, мы с детьим решили попробывать сварить мыло в  группе, Но для начало мы изучили очень длинную историю появления мыла,узнали чт...

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...