Проект "Сказки-шумелки"
проект (старшая группа)

Фролова Светлана Ивановна

Проект "Сказки-шумелки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Звездочка»

г. Балашова саратовской области»

Методический материал

к творческому межгрупповому проекту

 «Сказки-шумелки»

с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Фролова С.И.

Высшая квалификационная категория,

2023 г.


Актуальность

Основной задачей развития детей дошкольного возраста является воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. С дошкольного возраста мы создаем условия для общения детей с музыкой, развиваем их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширяем кругозор, побуждаем  детей к творчеству.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса… Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой. Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с младшего дошкольного возраста. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, художественно-эстетическое развитие, физкультурные занятия. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

Проект «Сказки-шумелки» осуществляется как увлекательная игровая музыкальная деятельность, направленная на активизацию речевого общения, постижение мира звуков. «Сказки-шумелки» – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, ритмический и тембровый слух, творческие способности, навыки общения, эмоциональный мир ребёнка.

Проблема: В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки – шумелки с подготовленной музыкой и забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. В ходе обыгрывания сказок с помощью подручных предметов ребенок знакомится с происхождением звука, как физического явления, узнает о громкости звука, высоком и низком звуке, ритме, шуме. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Цель проекта: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Задачи проекта:

- создать условия для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком.

- развивать музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильные ощущений  у детей дошкольного возраста

- создать условия для  возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности.

- вовлекать дошкольников в разные  виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.

- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Предварительная работа: определение целей и задач проекта; сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; прогнозирование результата; пополнение РППС (подбор методического (картотеки, плакаты) и дидактического, игрового материалов, оборудования); подбор картинок, пословиц, поговорок, загадок, стихов, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, связанных с тематикой проекта; разработка памяток и консультаций для родителей.

Вид/ тип проекта: краткосрочный, межгрупповой, творческий .

Сроки проведения:  04.12.2023- 15.12.2023

Участники проекта: дети младшего и старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы

Ожидаемые результаты:

  • Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.  
  • Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения.  
  • Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок, а также у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
  • Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение.
  • Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность.
  • Формируется любовь к процессу познания окружающего мира.
  • Ребенок переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Авторы проекта: воспитатели младшей и старшей групп детей дошкольного возраста Аксёнова М.В, Фролова С.И., Юханова Я.Е.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Организационно-методическая деятельность:

  • Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта.
  • Сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.
  • Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских шумовых инструментах с детьми

Информирование родителей по теме проекта:

  • Оформление наглядной информации в родительский уголок.
  • Проведение консультаций и раздача буклетов.
  • Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов.

2. Основной этап (реализация проекта)

Внедрение в образовательно – воспитательный процесс методов и приемов по расширению знаний о музыкальных инструментах.

На данном этапе проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и воспроизводим ритмический рисунок различных потешек. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других, находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме. Дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок.

3. Заключительный этап:

- Подготовка и проведение итогового мероприятия «Фестиваль семейных театров»

- создание мини-музея шумовых инструментов

- создание картотеки  «Сказки-шумелки»

- оформление презентации по реализации проекта.

План реализации проекта

Работа с детьми

Занятия

Познавательное развитие в старшей группе «Мир звуков»

Познавательное развитие в группе младшего дошкольного возраста «Знакомство с музыкальными инструментами»;

Речевое развитие  в старшей группе «Виды театров», инсценировка сказки «Колобок»

Речевое развитие  в группе младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки», инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Продуктивная деятельность в старшей группе: конструирование из бросового материала «Мастерская музыкальных инструментов», рисование «Музыкальные инструменты», «Любимый сказочный герой», лепка музыкальных инструментов, раскраски по теме проекта

Продуктивная деятельность в группе младшего дошкольного возраста: рисование «Колобок катится по дорожке», «Колокольчик», аппликация «Украсим музыкальные инструменты», раскраски по теме проекта

Опытно-экспериментальная деятельность в группе младшего и старшего дошкольного возраста: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты»

Беседы

 «Зачем людям музыка?», «Появление первого музыкального инструмента», «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки?», «Шумовые и музыкальные звуки», «В мире сказок», «Путешествие в мир музыки», «Моя любимая сказка», «В театре», рассматривание музыкальных инструментов на иллюстрациях в книгах, журналах

Игры

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», «Чудесный мешочек», лото «Музыкальные инструменты», «Один - много»; «Угадай по описанию», «Угадай сказку», «Из какой сказки», « Собери оркестр», «Найди тень»

Подвижные: «Бубен», «Раз, два, три к своему музыкальному инструменту беги», «Кто быстрее?» , «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Пока музыка звучит», « Гуси лебеди»

Сюжетно- ролевые: «Магазин музыкальных инструментов», «Веселый оркестр», «Идем в театр».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки, потешки, небылицы, пословицы по теме проекта

Разгадывание загадок о музыкальных инструментах и сказочных героях

В.В. Бианки «Кто чем поет?»

И.А.Бунин  «Первый снег»

С.Маршак «Разговор лягушек»

Н.Мялик «Пых»

А.В.Кольцов «Дуют ветры»

Г. Виеру «Ёжик и барабан»

Работа с родителями

Беседы, консультации, буклеты, папки – передвижки

Оформление наглядной информации в родительский уголок  «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты?»

Беседа «Познакомьте ребенка с музыкой»

Консультация «Такие разные звуки»

Консультация для родителей «Оркестр дома»

Буклет «Сказки-шумелки, как разновидность шумового оркестра!»

папоки-передвижеки: «Воспитание сказкой»; «Звуки, которые нас окружают»

Мастер-класс

Мастер-класс для родителей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала «Шумелки из подручных метериалов»

Выставка

Организация выставки работ детей и родителей «Самодельные музыкальные инструменты»

Итоги проекта «Сказки-шумелки»:

Изучив литературу по данному проекту, мы выделили наиболее значимые идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Реализация представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;
  • Развиваются концентрация внимания и выдержка;
  • Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро развивает мелкую моторику у малышей, они овладевают различными приемами извлечения звуков;
  • Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, проговаривания  текста сказки-шумелки;

Заключение

Наш проект  помог педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. В результате проведенной проектной деятельности были решены все основные поставленные задачи. Дети научились реализовывать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.   Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только помогло развить изобретательность детей, но и позволило сделать взаимоотношение педагога и родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.


Список используемой литературы

  1. Железова Е. «Шумелки. Сказки с озвучиванием.», 2019г
  2. Загоруля Т. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора»;
  3. Картушина М. Ю. «Музыкальные сказки о зверятах»;
  4. Комарова Т. С «Народное искусство в воспитании детей»;
  5. Конова Н. Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;
  6.  Сорокина Н. «Кукольный театр для самых маленьких»;
  7. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа».