Консультация: «Как готовить ребёнка к школе?»
консультация (подготовительная группа)

Едемская Ирина Ивановна

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу его жизни - обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_k_shkole.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Как готовить ребёнка к школе?»

   Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

Готовность к школе

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.

Для того чтобы оценить развитие будущего первоклассника, готовность его к школе  проводится диагностика по Есюковой, которую я начала проводить.
Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка.

Что же проверяет эта диагностика:

-        развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);

-         умение различать звуки в словах;

-        развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

-        произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

-        умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам;

-        развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных преметов);

-        пространственную ориентацию (умение закрасить клеточки  - справа, слева, за, над, под и т.д.);

-        общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

-        настроен исключительно на игру;

-        недостаточно самостоятелен;

-        чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

-        не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

-        мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

-        имеет серьезные нарушения речевого развития;

-        не умеет общаться со сверстниками;

-        не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс
Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

-        Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

-        Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ними вокзал, проехаться в общественном транспорте.

-        Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

-        Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

-        В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками.
Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих
соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

-        Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал
постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

-        Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени.
Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

-        С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

-        Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Готовьте ребёнка к школе"

Как подготовить ребёнка к всестороннему развитию детей, занятия полезные для будущих первоклассников. школе, условия спосбствующие...

консультация для родителей "Готовьте ребёнка к школе"

Как подготовить ребёнка к всестороннему развитию детей, занятия полезные для будущих первоклассников. школе, условия спосбствующие...

Консультация для родителей "Как готовить ребёнка к детскому саду"

В материале представленны основные моменты, на которые должны обратить внимание  родители при подготовки детей к детскому саду....

консультация для родителей "Как готовить ребёнка к обучению в школе"

Информация для родителей и педагогов о подготовке детей к обучению в школе...

Консультация для воспитателей "Ребёнок готов к школьному обучению"

В этой консультации подробно рассказано,по каким параметрам можно судить воспитателю о готовности ребёнка подготовительной группы к школе.По каждому разделу, даны рекомендации....

Консультация для родителей "Как надо родителям готовить ребёнка к поступлению в детский сад"

Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка....